Основные направления исследований в области МРР на современном этапе.
Ф. А. Сохин (1929-1992) – руководитель НИИ дошкольного воспитания. Он доказал, что развитие детской речи имеет своё, самостоятельное значение и не должно рассматриваться лишь как аспект ознакомления с окружающим миром. М. Конина (1913-1991гг) Ученица Флёриной. Она уточнила задачи по формированию грамматической стороны речи. Работала в области художественного чтения и рассказывания детей. В. И. Логинова (1932-1992гг) Уточнила методику уточнения словаря на основе ознакомления детей с предметами их признаками и качествами. А. Н. Бородич (1926-….) Обобщила все знания по развитию речи. Психолого-педагогические исследования развития речи выполнено в 3-х направлениях:
Многие фундаментальные и прикладные задачи ещё не разрешены. Некоторые вопросы требуют дальнейшего рассмотрения.
Цель и задачи развития речи. Основная цель работы по рр – формир-е устной речи и навыков речевого общения с окр на основе овладения литературным языком своего народа. Ранее выдвигалось требование к речи реб – правильность речи: правильность произношения звуков, прав употреб слов по смыслу, умение прав изменять слова, согласно грамматике русс языка. Со временем треб-я к речи дош-ка расширяются. Сегодня мы предполагаем развитие хорошей речи: правильная речь+богатство, точность и выразительность. Цель – формир-е хорошей устной речи.
Задачи:
Ведущей задачей явл-ся развитие связной речи. В связной речи реализуется осн функция речи – общение. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития.
8.методические принципы развития речи Методические принципы: приницип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей: речь опирается на сенсорные представления, составляет основу мышления и развивается в единстве с мышлением. Следования этому принципу обязывают педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, способствующие развитию всех познавательных процессов; принцип коммуникативно-деятельностного подхода: понимание речи как деятельности, заключенной в использовании языка для коммуникации, его реализация предполагает развитие речи как средства общения в процессе общения в разных видах деятельности; Принцип формирования элементарного осознания явлений языка: основан на том, что в процессе овладения речью лежит не только подражание, но и не осознанное обобщение явлений языка; Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развитие речи как целостного образования: реализация состоит в таком построении при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи; принцип обогащения мотивации речевой деятельности: от мотива как важнейшего компонента зависит качество речи и мера успешности обучения; принцип обеспечения активной речевой практике: на занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей; эмоционально-положительный фон, субъектно-субъектное общения, игровые приемы.
Прогрмма РР в д/с. В 1962 г. была создана прога воспитания детей в д/с, в кот-ой опр речевые задачи детей от 2х мес до 7 лет. В отличие от издаваемых руководств, программные требования отделены от методич указаний, значительно пересмотрено содерж-е работы по РР. В 1984 г появл-ся Типовая прога «Воспит и обуч в д/с». Данная прога была построена на основе деятельностного подхода. В ней впервые отделяется друг от друга задача РР от задач по ознакомлению с окруж жизнью. Больше задач по РР в проге ставится во всех возрастных группах, однако, их содержание имеет свою специфику, кот-я опред возрастными особ-ми детей (в млад гр глав задача – накопление словаря и формир-е произносительной стороны речи; ср гр – тоже самое + развитие связной речи; ст гр – связная речь, работа над значением слова; подг гр – задача подготовки к обучению грамоте).
На основе типовой проги созданы проги в странах СНГ. В РФ была разработана «Прга воспит и обуч детей в д/с».
Программа «Развитие» Венгер. Ориентирована на развитие способностей и творчества детей. Овладение разными сторонами речи происходит при ознакомлении с художественными произведениями. Программа «Истоки» центр «Дошкольное детство» Запорожец. Развиваются идеи многих ученых, введены новые разделы: «Речь и речевое общение». Программа «Детство» Бабаева и Логинова. Разделы: «развитие речи детей; «ребенок и книга». Парциальная программа развития детей Ушаковой. Особый акцент делается на формирование у детей представлений о структуре связанного высказывания, о способах связи с отдельными фразами и частями.
11. Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная речевая среда; речь воспитателя; обучение родной речи и языку на занятиях; художественная литература; различные виды искусства.
12. Обучение родной речи…
Интегративные комплексные: на одном занятии решаются несколько речевых задач
Классификация занятий
фронтальные применение наглядного материала подгрупп. и индив. предметы наглядные словеные реального изображения характеристики мира этапы обучения
сооб. закр обоб. проведение новых матер. и проверки ведущая задача знаний систем. развитие грам. звук. развитие ознак. знан. словаря строй культура связной с худ. речи речи речи лит.-рой
Занятия по развитию речи должны отвечать требованиям: тщательная подготовка к занятию: определение цели, задач, содержания, место занятия в системе педагогической работы; соответствие материла занятию по возрасту и индивидуальным особенностям умственного и речевого развития детей; воспитательный характер занятия; на занятиях должен решаться комплекс задач умственного, нравственного, эстетического воспитания, эмоциональный характер занятия; на занятиях должны применяться игры и игровые приемы, наглядный материал и занимательные приемы; структура занятия должна быть четкой, в ней должны выделяться: вводная часть: на которой устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста детей; основная: решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности; заключение: должно быть практичным и эмоциональным, его цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Оптимальное сочетание коллективного характера взаимодействия с индивидуальным подходом, соблюдение гигиенических и эстетических требований.
Особенности занятий в разных возрастных группах: Младшая группа: основной раздражитель-это речь воспитателя; широкое применение наглядных методов, сюрпризов. Не ставиться задач перед детьми. Занятия носят индивидуальный характер, проводятся подгруппами. Средняя группа: усложняется содержание занятия, ставиться учебная задача, повышается требования к культуре общения. Старшая и подготовительная группы: проводятся фронтальные занятия комплексного характера, словесные. На занятиях по развитию речи в основном выделяется обучение. Обучающие занятия не связано с самостоятельной деятельностью. Отношение воспитателя с детьми строиться на дисциплинарной основе. На занятиях преобладают репродуктивные(подражание) методы обучения. 13. Методы: наглядные методы: метод наблюдения, осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных предметов; словесные методы: чтение, заучивание, пересказ; практические методы: дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная), наглядные игры-занятия. Приемы можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые. Словесные: речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая)деятельность воспитателя; повторение -преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента; объяснение-раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия; указания -разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата; словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков; оценка детской речи – развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений; вопрос – словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Наглядные: показ картинки, игрушки, движения или действия(в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков.
Также приемы можно разделить по обучающей основе: прямые и косвенные. Прямые приемы: образец, объяснение, вопрос, оценка, указания. Косвенные: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|