Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи.




а) Формирование правильного произношения звуков.
Звук речи - минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют 2 функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи. У ребенка сначала формируется речевой слух, а потом речевое произношение. Постановка правильного звукопроизношения связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата. Содержания указанной задачи входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата-артикуляционная гимнастика (проводится во 2-ой младшей,средней и старшей группе); последовательная работа над четким произношением(усвоенных гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными); закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи(во всех группах).
б) Выработка дикции.
Дикция - внятное,четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией начинается со второй младшей группы (в основном в процессе пения,чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения.
в) Работа над правильным словопроизношением и словесным(фонетическим) ударением.
Своеобразие речи дошкольника,особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу.
Особенности в словопроизношении детей: в младшем возрасте- сокращение слов, перестановка и пропуск звуков и слогов, добавление звуков;
в старшем возрасте - произношение некоторых трудных слов (правильность или не правильность). Ребенка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Ударение - выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Язык характеризуется нефиксированным, разноместным ударением: ударение может быть на любом слоге, даже уходить за пределы слога,требует внимание постановка ударения в некоторых существительных в именительном падеже,в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа.
г) Работа над орфоэпической правильностью речи
Орфоэпия - совокупность правил образцового литературного произношенияю. В младшем возрасте ребенок усваивает орфоэпические нормы исключительно практически, в силу подражания(с помощью образца устной речи). В старших группах эта задача является составной частью обучения.
д) Формирование темпа речи и качеств голоса.
Темп и голос могут выступать как постоянные,привычные качества,но в то же время должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать чувства и состояние. Воспитатель должен учить ребенка разговаривать негромко, вполголоса или шепотом, громко, а так же говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль.
е) Воспитание выразительности речи.
Существует две стороны этого понятия:
- естественная выразительность повседневной детской речи;
- произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.
В младших группах у детей рекомендуется поддерживать простоту и непосредственность исполнения. В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства. В старших группах дети должны выражать уже более разнообразные и тонкие чувства.
Важная задача - развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе
ж) Воспитание культуры речевого общения
В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения.
з) Развитие речевого слуха и речевого дыхания.
Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание,восприятие шумов и звуков речи, а у ребенка старшего дошкольного возраста нужно развивать фонематическое восприятие. Речевое дыхание - одна из основ голосообразования и речи. Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.

26.Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи. 1)Формирование правильного произношения звуков. Звуки выполняют 2 функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи. В содержание этой работы входят:Совершенствование движений органов артикуляционного аппарата – артикуляционная гимнастика,кот. проводится во второй млад., средней и старшей группах; последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей;закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи(во всех группах).2)выработка дикции. Дикция – это внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. 3)Работа над правильным словопроизношением и словесным ударением. 4) Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэмия – совокупность правил образцового литературного произношения.5)Формирование темпа речи и качеств голоса. 6)воспитание выразительности речи.2стороны этого понятия: а)естественная выразительность повседневной детской речи;б)произвольная,осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.7)воспитание культуры реч. общения. 8) развитие речевого слуха и реч. дыхания. Этапы работы над дыханием: а)Формирование диафрагмального дыхания.б)Обучение короткому вдоху и плавному выдоху.в)Произнесение гласных и щелевых согласных звуков.г)Произнесение щелевых согласных в сочетании с гласными звуками.д)Проговаривание коротких фраз.
это мои вопросы по развитию речи

27. Методика обучения звукопроизношению на занятиях в разных возрастных группах. Основные задачи воспитания зкр детей в разных возраст.группах:1)мл. дош. возраст:развитие реч. слуха и звукового внимания. Восприятие и понимание устной речи окружающих.Развитие моторики артик.аппарата. 2)сред. дош. возраст: Развитие артик. Аппарата.Работа над дикцией.Совершенствование темпа речи и силы голоса. 3)стар. дош. возраст: совершенствование артик. звуков. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа. Воспит. звуковой выразительности речи. Работа над орфоэпич. правильностью речи. Методы и приемы работы по воспитанию зкр.: 1)мл.дош.возраст:осн. Форма занятий проводится 2 раза в мес.по 15мин. Дидактические игры с играми на произношение. Элементы подвижных и хоровых игр. Чтение худ. произведений итд. 2) сред.дош.воз.:2 раза в месс. 15-20мин. Показ и объяснение артик.звука. Рассказ драматизаций. Чтение и пересказ.Хоровое произношение потешек и чтение поговорок итд. 3)стар.дош.воз.:1-2раза в месс. По 25 мин. Сравнение двух артикул. Укладок. Самостоятельный показ артик. упражнений на изменение силы голоса,тембра и интонации.

 

28. Понятие связной речи. Значение овладения связной речью для развития ребенка. Связная речь - смысловое развернутое высказывание(ряд логических сочетающих предложений),обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.Речевые проявления реб. На 1-м году жизни составляют подготовительный этап формирования речи.С 3-х мес. ребенок гукает.,далее появляется лепет. Задача взрослого- добиться от реб. Умения повторять предложенный звук,слог.На начальных этапах развития речи малыша сначала учат понимать слово,затем произвольно повторять его при восприятии предмета и,наконец, с помощью вопросов, ингр добиваются чтобы реб. Употребил слово в осмысленной ситуации.Речь реб раннего возраста ситуативна по своему характеру;она отрывочна,эксперементивна. Такая речь содержит звукоподражание,жесты, мимику и понятна только в конкретной ситуации..Затем постепенно речь становится связной, контекстной.Раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного,повествовательного характера.В передаче событий,вызвавших яркие эмоционал. Переживания,ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.Итак, от знаковой и коммуникативной функций общения к планированию и регулированию своих действий – так развиваются функции речевой деят-ти реб. К концу дош. возраста реб. Овладевает основными формами устной речи,присущими взрослым.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...