Состав бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность содержит систему показателей, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность организации, благодаря укрупненной группировке объектов учета по видам, соответствующим их экономическому содержанию. Такие группы объектов учета составляют элементы бухгалтерской отчетности. [17, с. 49] Основными элементами, характеризующими состав имущества и источники его формирования, а также непосредственно относящиеся к измерению финансового положения предприятия, являются его активы, обязательства и собственный капитал (пассивы). К элементам, характеризующим эффективность работы организации, относятся прибыли и убытки, а к элементам, непосредственно относящимся к измерению прибыли, - доходы и расходы. При составлении отчетности указанные элементы размещаются так, чтобы полученная отчетная информация была пригодна для пользователей при принятии экономических решений. В этой связи все элементы отражаются в соответствующих формах бухгалтерской отчетности. Минимальный объем бухгалтерской отчетности определен Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). При этом состав промежуточной (месячной и квартальной) и годовой отчетности различен. В состав промежуточной отчетности включаются: ) бухгалтерский баланс, содержащий показатели, характеризующие величину и состав активов, и источники их формирования (пассив) на отчетную дату. Это единый баланс организации, в котором отражаются операции по всем видам деятельности осуществляемым ею; ) отчет о прибылях и убытках, где приводятся данные по формированию финансовых результатов.
Организация вправе принять решение в интересах пользователей отчетной информации представлять промежуточную отчетность в объеме годовой бухгалтерской отчетности. В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются: ) бухгалтерский баланс, имеющий аналогичное содержание с промежуточным бухгалтерским балансом; ) отчет о прибылях и убытках такого же содержания, что промежуточный отчет о прибылях и убытках; ) отчет об изменениях капитала, отражающий данные о наличие и движении капитала и его составляющих элементов: уставного (складочного) капитала организации; добавочного капитала; резервного капитала; нераспределенной прибыли; ) отчет о движении денежных средств, содержащий показатели, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств; ) приложение к бухгалтерскому балансу, где приводятся показатели, представляющие собой детализацию имеющихся в бухгалтерском балансе данных либо содержащие качественную сторону (движение дебиторской и кредиторской задолженности и расшифровку амортизируемого имущества и финансовых вложений и другие показатели); ) пояснительная записка, где раскрывается учетная политика организации, основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты, и другая информация, полезная для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации за отчетный период; ) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, по результатам обязательного аудита по законодательству Российской Федерации. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности «Отчет о целевом использовании полученных средств» (ф. № 6), содержащий данные об остатках средств на начало и конец отчетного года, поступлении средств в качестве вступительных, членских, добровольных взносов и прочих поступлений; расшифровки использования средств.
Субъекты малого предпринимательства и общественные организации (объединения), не осуществляющие коммерческую деятельность, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств», а при отсутствии соответствующих данных - «Отчет об изменениях капитала» и «Приложение к бухгалтерскому балансу». [14, с. 64] Общеметодологические принципы формирования бухгалтерской отчетности, как уже отмечалось, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99. Образцы форм бухгалтерской отчетности, рекомендуемые организациям при разработке ими отчетных форм, указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, порядке ее составления и представления утверждены приказом Минфина России от 22.07,03 № 67н. Кроме того, в целях правильного формирования показателей бухгалтерской отчетности в обязательном порядке следует руководствоваться действующими в настоящее время положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету формирования информации по отдельным объектам учета (отдельные виды активов, пассивов, доходов, расходов, хозяйственных операций), а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению. Соблюдение требований нормативных документов позволяет унифицировать экономические показатели, формируемые в процессе деятельности организации, и делает отчетную информацию сопоставимой с информацией отчетов, составленных другими организациями. Для обеспечения составления в короткие сроки экономически достоверной бухгалтерской отчетности организация проводит определенную подготовительную работу, позволяющую путем последовательного выполнения совокупности действий и методологических приемов сформировать отчетную информацию. Процесс формирования информации для составления бухгалтерской отчетности включает несколько этапов подготовительной работы, последовательность осуществления которых определяется заранее разработанным в организации и доведенным до исполнителей графиком представления необходимых сведений. Основными этапами подготовительной работы формирования информации для составления бухгалтерской отчетности являются:
) проверка полноты и правильности отражения в учетных регистрах хозяйственных операций; ) уточнение оценки активов и обязательств, отраженных в бухгалтерском учете; ) выявление и отражение финансового результата деятельности организации; ) оценка информации о последствиях событий после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности; ) формирование информации об аффилированных лицах, по сегментам и прекращаемой деятельности; ) заполнение отчетных форм и подготовка пояснительной записки к бухгалтерской отчетности; ) формирование информации о консолидации финансовой отчетности с дочерними и зависимыми обществами; ) подтверждение достоверности и утверждение бухгалтерской отчетности, и ее оформление к представлению в соответствующие адреса (заинтересованным пользователям). Завершающим этапом всей работы, связанной с составлением отчетности, являются процедура представления бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям и ее публикация. Следует подчеркнуть, что указанный перечень этапов подготовительной работы составления бухгалтерской отчетности не является исчерпывающим. Он может быть дополнен либо изменен организацией исходя из необходимости соблюдения действующих правил бухгалтерского учета и повышения качества отчетной информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|