Организация и методика библиографического обслуживания.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Вопросы к экзамену «Библиотековедение Сущность библиографической информации и основные формы существования. Информация (разъяснение, изложение) – это сведения или сообщение о чем-либо. Результаты Библиогр. деятельности – это библиогр. инф-ция, созданная в результате Б. деят-ти. Формы существования библиограф. инф-и: 1)электронная, 2)печатная, 3)неопубликованная, 4)карточная, 5)устная.Библиография запись – это элемент библиограф. инф-и в документальной форме сведения о док-те, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его состав и содержание в целях Библиография поиска. Функция библиограф. Инф-и: 1) поисковая (библиогр. инф-я исп-ся для идентификации док-та по его точному библиогр. описанию); 2) коммуникативная (информационная) (реализуется путем информирования потребителей о док-те); 3)оценочная (рекомендательная) (реализуется путем отбора док-в по различным критериям, в первую очередь качественным) и отражение отобранных в библиограф. пособиях. Библиогр. инф-я является результатом аналитико-синтетической переработки док-в (анализ док-та и выбор нужных сведений). Единицей библиогр. инф-и явл-ся библиограф. сообщения. Библиограф. сообщениябиблиогр. инф-и в устной форме. Библиогр. сообщение зафиксированное в документальной форме называется Библиогр. запись. Элементы библиогр. записи: 1) Библиогр. описание (единственный необходимый элемент библиогр. записи); 2)аннотация (краткая хар-ка док-та); 3) реферат – краткое изложение содержание док-та; 4)классификационные индексы; 5)ключевые слова. Основной формой существования библиогр. инф-и явл-ся библиогр. пособия. Библиогр. пособия – упорядоченное множество библиогр. записей.
Б\г – инф-я инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование б\г информации. Инф-я инфраструктура - сов-ть инф-х центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителя к информационным ресурсам. Инф-я центр – орг-я, выполняющая функции по сбору, аналитико-синтетической переработке и распространению инф-и.
Организация и методика библиографического обслуживания.
Деятельность библиотеки, всех ее структурных подразделений направлена на качественное и оперативное обслуживание читателей, удовлетворение их информационных потребностей. Одним из основных и важнейших направлений деятельности библиотек является справочно-библиографическое обслуживание. Б\р включает в себя 2 направления: 1) библиографирование 2) б\г обслуживание (БО) Библиографирование – процесс создания, подготовки любой б\г информации. А результате формируется справочно- б\г аппарат. Процессы подготовки БИ — библиографическое выявление, библиографический поиск, библиографическая обработка, библиографический отбор, библиографическая группировка — принято обозначать термином «библиографирование», а деятельность по доведению информации о документах до потребителей — термином «библиографическое обслуживание».Последнее включает в себя создание и использование сиравочно-библиографического аппарата (СБА), спра- вочно-библиографическое обслуживание (выдачу справок по разовым запросам потребителей ииформации), библиографическое информирование (систематическое обеспечение информацией в соответствии с постоянно действующими запросами пользователей) и информационное (библиографическое) обучение Библиографическая работа — это совокупность процессов и операций по подготовке и использованию разнообразных библиографических •средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями и пользователями. Это достигается путем:
• формирования и ведения справочно-библиографического аппарата (СБА); • составления для читателей библиотеки разнообразных библиографических пособий — указателей и списков литературы, всевозможных картотек; • подготовки и проведения устных библиографических обзоров; • справочно-библиографического обслуживания (обеспечения читателей библиографической информацией по их разовым запросам); • библиографического информирования (обеспечения читателей библиографической информацией по их долговременным, постоянно действующим запросам); • информационного (библиографического) обучения. Основные цели и задачи справочно-библиографического отдела: • справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей на основе традиционных и современных информационных технологий, включая ресурсы Интернет • формирование и ведение справочно-поискового аппарата • обучение основам информационно-библиографической культуры • организация библиографической работы библиотеки • методическая работа по вопросам библиографической деятельности В отечественных библиотеках осуществляются три вида библиографического обслуживания: справочно-библиографическое обслуживание (СБО), библиографическое информирование, рекомендательно-библиографическое обслуживание. К ним примыкает библиографическое обучение потребителей библиографической информации и пользователей библиографических услуг. Все шире развивается комплексное обслуживание, когда пользователю комбинированно предоставляют фактографическую и библиографическую информацию. С ростом библиотечных ресурсов обычно возрастает и контингент абонентов информирования, что затрудняет дифференциацию удовлетворения проблемно-тематических информационных потребностей. Крупные библиотеки вследствие этого ориентируются на массовые формы информирования и дифференцированное информирование приоритетных пользователей. Малые библиотеки и библиографические службы более гибко удовлетворяют меняющиеся проблемно-тематические информационные потребности, организуют информационное сопровождение процессов проектирования, разработки и реализации научных, экономических, социальных программ, но обладают недостаточными ресурсами их обеспечения.
Рекомендательно-библиографическое обслуживание осуществляется в основном на абонементах и читальных залах общедоступных библиотек, главным образом муниципальных и юношеских. Сюда из центральных библиотек перемещается область активного развития рекомендательной библиографии. Квалифицированные библиографы и библиотекари практикуют проведение Дней библиографии, Дней пособий, информин, творчески разрабатывают оригинальные формы активного использования и преобразования библиографической информации: библиографические олимпиады, конкурсы, игры под названием «Следствие ведет библиограф» и другие. Они оказывают постоянную помощь читателям в организации целенаправленного чтения, используя имеющиеся у них разнообразные текстовые материалы (библиографические энциклопедии, обзоры, эссе и др.) и, осуществляя библиографическое творчество, содействуют общему и дифференцированному образованию и самообразованию. Оптимальное библиографическое обслуживание, в соответствии с этическим принципом заботливости, отвечает правилам трех или семи «Н». Первые состоят в необходимости обеспечивать потребителя нужной информацией в нужное время и нужном месте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|