Формирование информационной культуры. Библиографическое обучение
Информационное пространство — это некое пространство (территория — страна, регион, центр НТИ, библиотека, отрасль знания, область науки или профессиональной деятельности), где «циркулирует» самая разнообразная информация. Из-за слишком большого потока информации с ней стало сложно работать. Некоторые пользователи не умеют отбирать (отсеивать) ненужные им сведения, обрабатывать и усваивать полезное, цепное. Работа по формированию информационной культуры, являясь традиционной для библиотек, в последние годы претерпела серьезные изменения. Если прежде библиотеки вели пропаганду побиблиографических знаний (о книге и библиотеке, о СБА, по основам библиографии, в том числе — по умениям пользоваться справочными, библиографическими изданиями и другими источниками информации), то в условиях всеобщей информатизации приходится иметь дело с такими понятиями, как «информационное пространство» (страны, региона, библиотеки), «информационные ресурсы» (федеральные, региональные, отраслевые и пр.), «информационная культура» (общества, специалиста, читателя), «информационная среда библиотеки», «информационные технологии», «компьютерная грамотность». Важнейшими составляющими информационной культуры, являются: • историческая и правовая культура (знание законодательства, в частности официальных документов органов государственной власти и субъектов РФ, непосредственно касающихся информации, ее производства, функционирования в обществе и защиты); • эстетическая и книжная культура, в том числе — культура чтения; • библиографическая культура; • знание основных проблем информатики и современных информационных технологий, основ психологии и социологии, педагогики;
• культура общения. Библиотекари и библиографы участвуют в формировании информационного пространства, насыщении (пополнении) его новой информацией, а также способствуют информационному взаимодействию людей.Библиотечно-библиографические ресурсы, которыми располагают библиотеки, должны быть в полной мере востребованы и использованы читателями, к чему они должны быть соответствующим образом подготовлены. Информационная культура — это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию. К нему, пожалуй, можно лишь добавить, что нужен не только определенный уровень знаний, по и умение их применять. Информационная культура общества и личности должна обеспечить возможность непрерывного образования каждому человеку и повышение его ответственности за принимаемые решения. Под информационной культурой необходимо понимать такой уровень информационной подготовки, который позволяет человеку не только свободно ориентироваться в необходимой информационной среде, но и принимать участие в её формировании и преобразовании, содействовать информационным контактам. Категориями информационной культуры личности можно считать умение формулировать свои потребности в информации, эффективно осуществлять её поиск во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать и создавать качественно новую информацию, вести индивидуальные информационно- поисковые системы, подбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность. Процесс формирования информационной культуры – комплексный и должен осуществляться в библиотеке в пяти взаимосвязанных направлениях:
1) работа по совершенствованию комплектования и раскрытию библиотечных фондов; 2) систематическое изучение динамики информационных потребностей пользователей, особенно связанных с ценностно-ориентированной, познавательной, производственной деятельностью; 3) создание комфортных условий для удовлетворения информационных потребностей читателей; 4) совершенствование работы по повышению уровня библиотечно-библиографических и информационно-компьютерных знаний; 5) популяризация и реклама информационных услуг библиотеки среди пользователей. Основными её принципами являются: планомерность, поэтапность, дифференцированность. Процесс формирования информационной культуры читателей требует дифференцированного подхода, подбора методик и программ обучения с учетом профессиональной специализации читателей, их информационных потребностей и информационной подготовки, навыков владения компьютерной техникой. Диапазон информационныхпотребностей читателей, которые обращаются в библиотеку, неограничен. Поэтому организацию мероприятий по информационному образованию целесообразно проводить на трех уровнях: 1. Традиционное обучение пользованию библиотекой (библиотечная ориентация не ограничивается предоставлением информации о физическом состоянии фондов и оборудования, о существующей в библиотеке системе обслуживания). 2. Библиографическое обучение, изучение методов поиска информации и библиографических источников. 3. Обучение пользованию информацией на электронных носителях, электронными базами данных с применением компьютерной техники. Содержание, формы и методы информационного образования читателей определяются не только уровнем их культуры чтения или профессиональными потребностями, но и условиями работы в библиотеке. Ф ормы обучения отличаются способом передачи информации, широтой охвата аудитории: это выставки, обзоры, консультации, библиографические уроки, экскурсии, дни библиографии, путеводители, методические советы и др. Известно, что читатели отдают предпочтение формализованным мероприятиям, к которым можно отнести обзорные экскурсии по библиотекам и сжатые лекции по основам информационного поиска для тех, кто только что записались в библиотеку; предоставление возможности самостоятельно обучаться с использованием аудио- и видеокассет; распространение путеводителей по фондам и каталогам, памяток для самостоятельной ориентации; систему наглядной информации о структуре библиотеки, ее справочно- поисковом аппарате; подготовку и издание методических пособий о пользовании базами данных и электронным каталогом; курсы по обучению работе с компьютерной техникой.
Навыки информационной культуры прививаются читателям дифференцированно через информационное и справочно-библиографическое обслуживание – путем проведения бесед, семинаров, лекций, консультаций, практических занятий, издания методических разработок. Как и раньше, практикуются библиотечно-библиографические уроки. В библиотеках используются различные формы рекламы информационной культуры пользователей: ü устная форма – индивидуальные и групповые консультации, обзоры справочных, библиографических, информационных, электронных изданий, лекции, библиографические семинары, читательские конференции; ü наглядная форма – открытый доступ к книжным фондам, выставки справочных, библиографических, информационных, электронных изданий, новых поступлений, библиотечные плакаты различного назначения (схемы размещения книжного фонда, пользования каталогами, схемы-алгоритмы различных вариантов поиска литературы в электронном каталоге и т. д.). ü комплексные формы представляют собой совокупность всех форм, отмеченных выше: информационно- библиотечные уроки, экскурсии по библиотеке, школы и университеты информационно-библиографических знаний, дни информации, факультетов, кафедр, дипломника, месячники (недели) пропаганды информационной культуры среди читателей. Обучение информационной культуре осуществляется в ходе справочно-библиографического, информационно-библиографического обслуживания читателей дифференцированно с учетом целей чтения, возрастных, профессиональных особенностей, а также навыков и опыта самостоятельной работы с книгой и информационными ресурсами. Чем выше уровень информационной грамотности сотрудников, тем успешнее библиотека будет выполнять возложенные на нее задачи. Обучение основам информационной культуры – процесс непрерывный. Только постоянное внимание к этому участку работы, использование всех возможных форм обучения и библиографических пособий дадут желаемый результат.
Библиография как общественное явление. Библиографическая деятельность. Библиография – информационная инфраструктура обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации. Возникновение библиографии обусловлено общественными потребностями. Когда кол-во док – в потребовало поискового механизма возникла Б. как область прак. деят-ти. Библиография является посредник между док-м и пользователями. С развитием библиотечного и издательского дела роль библиографии возрастает. Сущность Б. заключается в 2-х ключевых понятиях: 1)Библиографическая деят-ть; 2)Библиографическая инфор-я. Библиографическая деят-ть область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации. 1) Объект библиографической деят-ти является система: документ= пользователь. (Коршунов); 2) Субъект библиографической деят-тиявл-ся библиограф=пользователь; 3) Цель: удовлетворить инф-е потребности пользователя; 4) Результат библиографической деят-ти - Библиографическая инф-я, созданная в результате библиографической деят-ти. Библиография инф-я – инф-я о док-х, создаваемая для их идентификации и использовании. 5) Процессы Б.: Библиографирование – процесс создания любой Библиография информации включает в себя описание док-в аннотирование, реферирование, подготовку обзора, индексирование. Специфик труда б-фа: 1)выявление и группировка док-в фактич. Сведений самой разных отраслей;2)качест. отбор док-в; 3)удолетвор. сложных или неопред.-х чит-х запросов; 4)необходимость работы с большим массивом инф-и;5)составление Б. пособия, тематич. Подборок, формирование БД; 6)консультирование читателей;7)консультирование сотрудников библ-к и центров инф-и.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|