Библиографическая работа детской библиотеки.
Информационно-библиографическая работа является основой деятельности любой библиотеки независимо от ее статуса.Одним из важнейших элементов информационного обслуживания является информационная среда библиотеки. Не только комфортная и развивающая, но и обучающая правилам пользования библиотекой и книгой, умению самостоятельно организовать информационный поиск.Поскольку через вестибюль проходят все читатели, его информация ориентирована на массового потребителя (здесь - самая актуальная информация: перечень выполняемых услуг, анонс мероприятий на текущий месяц…) Для библиотеки пространственные элементы, например, информтумба, намного интереснее и привлекательнее, так как необычное детям нравится больше, они с удовольствием обходят вокруг предметов. Безусловно, без рекламных обращений в форме письменного текста библиотекарю не обойтись. Существенным подспорьем для читателя станет размещенная на видном месте схема библиотечного помещения, создание путеводителей по библиотеке. Для читателей-малышей их уголок фонда можно оформить и озаглавить так: «В стране Почемучляндии», где книги расставлены по системе ББК. Это позволяет уже в раннем возрасте познакомить читателей с основами расстановки фонда в библиотеке. За основу можно взять произведение «Приключение Незнайки и его друзей». Художник оформляет красочные картинки с изображением известных героев этого произведения, которые и помогают попасть в тот или иной раздел ББК. Разделители на стеллажах – еще один способ помочь сориентироваться в фонде свободного доступа. Их задача – притягивать внимание к области знания, теме, жанру или конкретному лицу. Поэтому разделители здесь могут быть цветными, красочными, с крупными рисунками, портретами, фотографиями.
Внешнее оформление каталогов: — Плакаты и стенды, типа: «Поиск книг в алфавитном каталоге», «Поиск книг в систематическом каталоге», «Путеводитель по каталогам библиотеки»; — нумерацию ящиков — горизонтальную или вертикальную; — надписи на этикетках о включенном в ящик фрагменте каталога. Каталоги должны быть оформлены правильно и понятно. Для малышей могут быть оформлены цветными красочными картинками и иметь полное соответствие с библиотечной средой как по содержанию, так и по цветовой гамме. Цветовая гамма выступает одним из индикаторов различий отраслевых отделов фонда и каталога. Поэтому желательно использовать её и при оформлении каталогов и при оформлении стеллажей, а также разделителей в каталогах и в фонде библиотеки. Какой для них выбрать цвет, зависит от привычных ассоциаций (биология, экологические проблемы – зеленый, науки о Земле – голубой и т.п.), а также от воображения библиотекаря. Можно заимствовать дизайнерские решения, картинки у художников, оформляющих хорошо иллюстрированные, красочные книги, отраслевые и тематические справочники для детей. Рекламирование каталогов осуществляется путём разработки памяток, буклетов, плакатов, которые поясняют структуру каталогов, правила пользования ими, приводят алгоритм поиска информации. Специальные библиографические картотеки в библиотеках создаются для отражения заглавий произведений художественной литературы, рецензий, персональные, тематические картотеки художественной литературы, иллюстративных материалов, картотеки произведений изобразительного искусства; тематические картотеки, как, например: «Страницы истории нашей Родины», «Азбука здоровья и красоты», «Науки открывают мир», «Живая планета», «Юным любителям природы», «Стихи от А до Я», «Почитаем вместе с мамой», «Дети имеют право».
Справочно-библиографический фонд пополняется путём создания так называемых «малых форм рекомендательной библиографии» как одного из путей активизации чтения и формирования личности в нашем обществе. В б-ках оформляются рек. списки литературы, аннот. рек. списки, памятки, закладки для детей и рук. дет. чтения, делая их наглядными, красочными, ёмкими. В практике работы детских библиотек хорошо зарекомендовали себя игровые формы библиографических пособий, библиоигрушки. Дня библиографии включаются игровые формы работы с читательской аудиторией как библиографические аукционы, КВН, конкурсы, информины, викторины и другие мероприятия. Детям нужна игра. И поэтому в своей работе библиотека активно использует игровые формы.Библиографические консультации являются традиционной формой, часто используемой в программах Дней библиографии. Тематика библиографических консультаций может быть связана: - с историей книги и библиотек; - с обучением навыкам самостоятельного поиска нужной информации с помощью различных частей СБА библиотеки: каталогов, картотек, библиографических пособий и справочной литературы; - с воспитанием культуры чтения и овладением приемами самостоятельной работы с книгой в помощь самообразованию. Библиотекарь проводит беседы, обзоры, дает консультации. В этот день можно провести библиотечный урок-беседу: «Использование различных типов библиографических пособий при выборе и разыскании литературы», библиографический обзор-анонс: «Парад библиографических пособий»: новинки собственной продукции», экспресс-обзор выставки книжно- библиографических материалов: «Библиография – в помощь читателям». В конце дня подводится итог: - сколько в этот день было читателей, - сколько они просмотрели указателей, - сколько было выдано литературы из указателей. В б-ках проводятся выставки библиографических пособий («Книги о книгах», «Ваши помощники в выборе книг» и выставки по одному пособию, Премьеры библиографического указателя и презентация библиографического указателя (на новые библиографические пособия). Программа библиотечно-библиографических занятий I класс: «Мы пришли в библиотеку», «Дом, в котором живут книги».
Есть такая услуга, как виртуальная справка, позволяющая обеспечить информационную поддержку удаленным пользователям вне зависимости от их местонахождения. В ряде библиотек массовое информирование о новой литературе осуществляется на основе регулярно выходящих изданий: ежеквартальный бюллетень «Новые книги» и «Сводный список периодических изданий, выписываемых библиотеками. Возможности сайта библиотеки можно эффективно использовать для привлечения детей, молодежи к чтению.Наприм., в социальной сети «Вконтакте» (ЦБС г. Архангельска). На их Веб-странице созданы альбомы группы «Новые книги: премьерный показ!», «Книга на все времена», «Журнальный перекресток», где можно узнать о книжных новинках и журналах, которые выписывает библиотека.
11. Методы индивидуальной работы с читателями в библиотеке. Универсальными эффективными индивидуальными формами и методами для библиотек всех типов и видов являются такие услуги, как беседа, информирование, рекомендация и некоторые другие. Индивидуальная беседа – базовый метод библиотечного обслуживания. В зависимости от конкретных условий и цели общения индивидуальная беседа может быть нескольких модификаций: ориентирующей (при первичной записи в библиотеку); тактической (при рекомендации книги, тематики чтения и т. п.), корректирующей (при оказании помощи в повышении информационной культуры). Метод составления индивидуального планового чтения актуален для детей и учащихся. В современной практике библиотек применяются три вида планового чтения: · типовые планы чтения, составленные на основе анализа наиболее распространенных запросов пользователей; · списки литературы по актуальным темам; · индивидуальный план чтения, составленный библиотекарем и читателем. К плановому чтению привлекаются: дети, учащаяся молодежь, а также пользователи библиотек, занимающиеся самообразованием, увлеченные какой-либо тематикой (животный мир, здоровый образ жизни, историческая литература и т. д.).
Метод индивидуального информирования предполагает информирование конкретного пользователя с учетом его индивидуальных информационных потребностей. В процессе индивидуального обслуживания применяются следующие формы: рекомендации, выполнение справок (библиографических, тематических, фактографических и др.) и консультации, при которых способами передачи информации являются передача информации непосредственно пользователю, по электронной почте, телефону или факсу, копирование, в том числе на электронные носители информации. Современными методами информационного обслуживания пользователей являются избирательное распространение информации (ИРИ), дифференцированное обслуживание руководителей (ДОР) и оперативное сигнальное информирование (ОСИ), которые чаще все- го используются для информирования тех пользователей, чья деятельность имеет высокую социальную значимость и интеллектуальную емкость, например, ученых и специалистов в научных и академических библиотеках. Оперативность и регулярность доведения информации обусловлены необходимостью своевременного ознакомления потребителя со всем новым, что происходит в интересующей его предметной области. Нерегулярное поступление информации приводит к ее неэффективности или бесполезности. Постоянно действующая обратная связь позволяет судить о результативности обслуживания и оценивать соответствие запросам передаваемой абонентам информации. Дифференцированное обеспечение руководства (ДОР) предусматривает обеспечение руководителей различных уровней специально подготовленной информацией, предназначенной для решения задач управления. Обеспечение руководства в режиме ДОР строится по принципу системы ИРИ. Различие между ДОР и ИРИ заключается в том, что по системе ИРИ абонентам направляется сигнальная информация, а режим ДОР предполагает предоставление тщательно отобранной, аналитически переработанной информации, исключающей в большинстве случаев необходимость обращения к первоисточникам.
12. Массовое (групповое) библиотечное обслуживание. Массовое библиотечное обслуживание читателей подразделяется на групповое и фронтальное (всеохватное). Групповое библиотечное обслуживание базируется на дифференцированном подходе, в зависимости от потребностей пользователей библиотек, объединенных определенными интересами. Группы формируются по социально-демографическим, профессиональным, возрастным и другим признакам. Например, для руководителей предприятий, фирм, научно-исследовательских учреждений осуществляется ДОР (дифференцированное обслуживание руководителей) и ТОР (тематическое обслуживание руководителей), используется кольцевая почта. Групповое обслуживание преобладает в детских и юношеских библиотеках, оно отражает специфику этих библиотек, заключающуюся в дифференцирующем признаке детей по возрасту. Среди них выделяют дошкольников, младших школьников, подростков, юношество. Здесь же обслуживаются читатели, имеющие отношение к информационной социализации растущего человека: родители, воспитатели, учителя. Для осуществления группового и фронтального обслуживания читателей используется совокупность форм и методов, выделенных на основании способа восприятия: наглядные, устные и комплексные. К наглядным формам относятся книжные выставки и книжный (библиотечный) плакат, на котором демонстрируются документы, а благодаря иллюстрациям и другим изобразительным средствам раскрывается их содержание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|