Основные направления совершенствования деятельности по связям с общественностью государственных органов
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Говоря об особенностях PR-деятельности в системе органов государственной власти в Российской Федерации, нельзя не согласиться с мнением некоторых исследователей в области связей с общественностью и политического управления, что в психологическом и нравственном смысле общество не готово к политическому диалогу. Традиционно сложившаяся в России изоляция власти от общества, существовавшая раньше в силу закрытости государственных органов власти и управления и частично преодоленная в период демократических преобразований, сменилась агрессивно-отвергающим отношением общества к элементам открытости со стороны власти и управления. Потребность в организации связей с общественностью в государственных структурах обусловлена рядом объективных причин, связанных со становлением демократических политических институтов и гражданского общества в России, требующих изменений во взаимоотношениях граждан и их объединений с государством. В таких условиях государство уже не может выполнять свои функции, не взаимодействуя с гражданским обществом и рядовыми гражданами, не завоёвывая их поддержки и одобрения при принятии политических решений. Государственный PR качественно изменился и в результате массового использования интернет-технологий. Значительная часть крупных сетевых СМИ созданы либо модернизированы и поддерживаются близким к Администрации Президента РФ Фондом эффективной политики. Цель создания государственных сетевых СМИ очевидна: удешевить и сделать более эффективным процесс продвижения информации, в которой заинтересована власть. Для решения этой проблемы «посредством традиционныхмедийных и PR-технологий необходим либо мощный информационный повод, либо массированное информационное давление на аудитории» [7]. Интернет - проще, эффективнее, дешевле. По предположениям ряда аналитиков, на финансирование долгосрочных государственных интернет-проектов направляются средства федерального бюджета РФ. Будучи средствами групповой коммуникации, сетевые СМИ служат инструментом влияния структур государственного PR на наиболее активную часть населения - группы пользователей Интернета [20].
Государственный PR благодаря усилиям «технологов подавления» оказался заложником «политики ходов». Власть вынуждена постоянно выступать с более или менее краткосрочными инициативами, которые, при соответствующем PR-сопровождении, в целом благоприятно воспринимаются населением и поддерживают рейтинг доверия федеральным и региональным властям. Решение реальных (и долгосрочных) проблем российской экономики - таких, как жилищно-коммунальная реформа, например, - никогда не будет при таком подходе к информационной политике актуальным[22]. Исходя из всего вышесказанного, на наш взгляд, можно выделить несколько механизмов / рекомендаций эффективной PR-деятельности в органах государственной власти. . Формулирование ясных целей и четкой программы PR-служб государственных органов. . Концентрация информационного потока, тщательный внутриведомственный / межведомственный контроль за полнотой и достоверностью сообщаемой СМИ информации. . Создание специальных инструментов влияния на информационный поток (например, тематических отраслевых полос в ведущих периодических печатных СМИ), способных выполнять задачи «точечного» воздействия на общественное мнение. . Особую роль для эффективного государственного PR занимают мероприятия, позволяющие населению воспринимать органы власти не как бюрократические учреждения, а как организации, нацеленные на сотрудничество с жителями в самых различных сферах. Необходимо развивать систему встреч с населением в крупных городах: для федерального уровня - с участием должностных лиц Правительства, министерств; в районных центрах - для регионального уровня с участием сотрудников администрации региона, руководства департаментов, комитетов, депутатов всех уровней, а также шире применять публичные слушания при решении наиболее актуальных вопросов. Подобные формы взаимодействия будут символизировать нацеленность органов власти на сотрудничество и позволят уже на этапе подготовки решений исключить конфликтные ситуации.
. Очень перспективным направлением развития PR-деятельности государственных органов власти является их виртуализация (портал государственных услуг; блоги первых лиц государства, глав регионов, руководителей министерств и ведомств; официальные твиттер-аккаунты Президента РФ, органов государственной власти) [55]. Интернет - это мультисервисная среда массовой коммуникации, предоставляющая множество каналов для передачи PR-сообщений. Использование Интернета в PR-деятельности делает органы государственного управления более информационно-прозрачными и открытыми для общественности, значительно упрощает взаимодействие с общественностью. Целевая аудитория (Интернет-сообщество), формируется на базе определенных информационных ресурсов, представленных в Интернете (порталы, сайты, чаты, форумы, конференции и так далее), что существенно изменяет PR-технологии и уже не позволяет современному государству игнорировать данный способ взаимодействия с общественностью. Сегодня Интернет является одним из официальных каналов распространения PR-информации органов государственного управления и, соответственно, сетевая активность органов государственного управления имеет статус одного из направлений государственной политики. Это подтверждается включением в функции структурных подразделений органов государственного управления обязанностей по поддержанию официального Интернет-представительства. Однако, на наш взгляд, органы государственного управления используют свои Интернет-представительства преимущественно для односторонней коммуникации и не в полной мере используют возможности Интернет-коммуникации. На сегодняшний день, в целом, не все органы государственного управления поддерживают свои Интернет-представительства в активном состоянии и публикуют информацию в соответствии с нормативными требованиями, несмотря на все видимые преимущества этой дополнительной возможности ведения конструктивного диалога с общественностью.
. Пресс-служба в органах власти должна быть не пропагандой успехов администрации, из личных предложений и пристрастий которой строится сама программа действий, а непосредственным «средством связи» между чиновниками и гражданами страны. Поэтому нужно увеличивать количество квалифицированных специалистов по связям с общественностью, чтобы они постарались сделать современную систему управления более открытой и не допускали противостояния населения и власти. В странах Запада структуры государственного PR постоянно укрепляются. Информационное агентство Соединенных Штатов (USIA), Британский Совет совместно с Центральным бюро информации, Федеральное ведомство печати и информации (ФРГ) - мощные корпорации, эффективно влияющие на общественное мнение не только в своих странах, но и во всем мире. У USIA, например, внушительный перечень программ, эффективно освещающих государственную политику США: «Программа демократии и публичной дипломатии», многочисленные программы информатизации («Стратегическая компьютерная инициатива», доктрина №11 (NationalInformationInfra-structure) 1993 года), знаменитая директива Пентагона TS 3600.1 «Информационная война» (1992), Устав Вооруженных Сил США по информационной войне (1995), наконец, само создание сети Интернет на основе суперкомпьютерной сети Министерства обороны США ARPAnet. Вся эта долговременная, продуманная, комплексная политика обеспечивает США информационное доминирование в мире, влияние на информационные потоки и культурные процессы. Для наиболее эффективной работы PR-служб в государственных органах власти на основе исследуемого материала нами выработан ряд рекомендаций:
· Формулировка конкретных целей и программы PR-служб; · Контроль подаваемой информации; · Создание специальных инструментов влияния на подачу информации общественности; · Развитие системы встреч, как диалога между властью и населением; · Виртуализация государственных органов; · Увеличение количества квалифицированных специалистов по связям с общественностью. Проанализировав данную главу, мы пришли к следующим выводам: Усилия PR-служб разного уровня направлены на разъяснение обществу легитимности действий институтов и органов власти, согласование экономических и социально-политических интересов, разрешение общественно-политических конфликтов. Организация и поддержание открытого диалога власти и общества средствами паблик рилейшнз, в конечном итоге, помогает оптимизировать процесс реформирования и приводит к стабильности государства. Доверие государству и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если государственные органы сами стремятся в максимально допустимых пределах предоставлять обществу объективную информацию о своих решениях и действиях, положении в стране, то есть следовать принципам информационной открытости и прозрачности деятельности. И решение этих задач во многом определяется эффективностью информационного управления, реализуемого PR-службами аппарата государственных органов, о чем ясно говорят тенденции современного развития отношений общества и государства. Однако сегодня многие госучреждения не торопятся создавать подразделения PR, причины тому следующие: недоверие к службам PR как к неконкретной сфере, требующей дополнительных финансовых затрат; многие руководители органов власти считают, что осуществление связей с общественностью - это их собственная прерогатива, успешно ими решаемая и не требующая использования профессиональных и компетентных специалистов; боязнь привлечения внимания общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности коммерческих и общественных структур. Очевидно, что в настоящее время уже сформировалась потребность в создании диалоговой модели коммуникации между государством и обществом, осознание которой характерно для всех основных ее участников: чиновников, журналистов и самого населения.
Заключение
Подводя итоги по дипломной работе, можно сделать следующие выводы:
Глубинной сутью PR является информирование общественности, ее просвещение посредством распространения знаний, повышения культуры. Паблик рилейшнз в государственных органах управления представляют собой функцию в управленческой деятельности, специализированную и профессионально подготовленную, которая направлена на создание и поддержание устойчивых и динамичных отношений между организацией и населением с заранее намеченной обратной связью. Применение паблик рилейшнз в процессе социально-экономического управления влечет за собой способность государственной системы к саморазвитию и стабильной работе. Согласованное взаимодействие разных по своей сути направлений деятельности государственных органов управления обусловливает расширение содержания и возможностей исходящих сообщений, характерных для каждого направления управленческой деятельности. Возможности PR могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.структуры государственной власти преследуют конкретные цели: ) обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе; ) обеспечение связей с гражданами и их объединениями; ) помощь сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и осуществлении программ решений; ) способствование становлению институтов гражданского общества. В многогранной деятельности государственных структур по связям с общественностью можно выделить несколько четких функций: . Информационно-политическая функция. Она направлена на разработку информационной политики по конкретным направлениям государственной деятельности, ее стратегии и тактики, фиксирующих движение событий по данным в динамике. Подразумевает тщательное изучение внешних и внутренних контрагентов, анализ конкретных ситуаций при осуществлении государственной политики, оценку общественного мнения, настроений, реакций населения, подготовку массива аналитических данных для принятия наиболее эффективных государственных решений. . Информационно-коммуникативная функция. Предусматривает продуцирование, тиражирование информации при выполнении информационной работы с населением, а также для поддержания социально-психологического климата внутри государственного учреждения, соблюдения служебной этики, фирменного стиля. . Консультативно-методическая функция. Состоит в консультировании по организации и налаживанию отношений с общественностью. В том числе и различных структур и подразделений органов государственной власти. Разработка концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства, программ, акций и кампаний PR. . Организационно-правовая функция. Предполагает совокупные меры и действия по подготовке, проведению и организации активных акций, PR-кампаний, различного уровня деловых встреч, выставок, конференций и использованием средств массовой информации, аудио- и видеотехники. Правовое обеспечение деятельности службы по связям с общественностью. Единство в многообразии PublicRelations удается соблюдать в большой степени благодаря унифицированной системе принципов, которыми в своей профессиональной деятельности руководствуется система связей с общественностью. Наличие принципов показывает, что сама система PR обладает способностями к саморегулированию. В сфере государственного управления можно выделить следующие принципы: . Открытость власти перед обществом. Один из основных принципов, обязательный для соблюдения. Предполагает обеспечение открытости информации при выработке и принятии управленческих решений. . Право на информацию. Предусматривает обеспечение равного права на информацию для общественности. . Социальная ориентация. Обеспечение приоритета при осуществлении государственной поддержки информационным проектам социальной направленности. Данный принцип наиболее актуален для работы государственных пресс-служб, которые должны придавать особое значение для освещения посредством СМИ проектов, имеющих большое социальное значение, осуществляемых правительством. . Законность. Формирование системы, обеспечивающей политическую и идеологическую свободу мысли и слова, независимость средств массовой информации. . Системность. Информационная политика опирается на принцип системности в отношениях администрации со всеми СМИ. В данном случае подразумевается регулярное проведение встреч с руководителями средств массовой информации, где все совместно обсуждаются интересующие вопросы, проблемы. Исходя из тематики дипломной работы, рассмотрены механизмы осуществления PR-деятельности на федеральном и региональном уровне.структуры федерального уровня заведомо обладают более широкими функциями и полномочиями, но функционирование субъектной PR-структуры зачастую более эффективно, что обусловлено меньшим масштабом деятельности, более конкретизированным характером. Более того, PR-структуры разных уровней отличаются характером ответственности перед общественностью: требования, предъявляемые к федеральных структурам, в несколько раз превосходят требования к субъектным, кроме того, основная проблема, с которой сталкиваются PR-структуры федерального уровня - это необходимость отвечать за решения, входящие в компетенцию организаций субъектного уровня. Наиболее развитым институтом на федеральном уровне является PR-структура, обеспечивающая деятельность Президента РФ - Управление пресс-службы и информации Президента РФ. Пресс-служба является важным связующим звеном между Президентом РФ (который в системе массовой коммуникации выполняет роль объекта или события социальной действительности) и СМИ (которые являются каналами коммуникации подачи нужной информации аудитории). Пресс-служба - главный источник информации для средств массовой информации. Выполняя положенные функции, пресс-служба помогает главе государства в полной мере реализовывать свои конституционные полномочия в области государственной информационной политики, быть в курсе сложившейся информационной обстановки, пресс-служба организует и обеспечивает взаимодействие Президента со средствами массовой информации, что, в свою очередь, обеспечивает благоприятное существование и функционирование в своей среде. Организация работы PR-структур на субъектном уровне во многом дублирует работу органов федерального уровня с различием в масштабах деятельности. Ярким примеромPR-деятельности в государственных органах власти является пресс-служба администрации Краснодарского края. Основными функциями пресс-службы являются: • обеспечение связи главы администрации края со средствами массовой информации; • предоставление средствам массовой информации материалов о деятельности главы администрации края; • организация информационного обеспечения мероприятий с участием главы администрации как на территории края, так и за его пределами; • осуществление контроля за реализацией критических выступлений в краевых средствах массовой информации и обеспечение информированности населения по принятым решениям. Проанализировав функции и задачи пресс-службы администрации Краснодарского края, мы пришли к выводу, что администрация края в целом готова сотрудничать со средствами массовой информации, обеспечивая их необходимой и достоверной информацией, но вопросы у общественности на этом не исчерпываются, всегда остаются проблемы, которые остаются «за кадром». Да и во взаимоотношениях власти и СМИ нередко возникают недопонимания, основывающиеся на несвоевременности поданной информации, отказе некоторых государственных структур (которое почти всегда основывается на личностных взаимоотношениях) сотрудничать с каким-либо СМИ. Проблемы PR-деятельности на региональном уровне являются более существенными, так как органы государственной власти в субъектах более близки к населению, более тесно сотрудничают с целевыми аудиториями, нежели органы федеральные органы государственной власти. В основном только пресс-служба администрации края занимается взаимодействием со СМИ, освещая события и мероприятия, в которых участвует губернатор (глава администрации). Среди краевых органов, освещающих свою деятельность в средствах массовой администрации, можно так же выделить законодательное собрание края. Оно регулярно публикует статьи о проведенных заседаниях, о принятых или отклоненных краевых законопроектах, формирует положительный образ председателя ЗСК - В.А. Бекетова и, соответственно, всего законодательного собрания края в целом. Остальные региональные государственные структуры либо не взаимодействуют со СМИ вовсе, либо дают какие-либо публикации время от времени. Говоря об особенностях PR-деятельности в системе органов государственной власти в Российской Федерации, заметим, что в психологическом и нравственном смысле общество не готово к политическому диалогу. Традиционно сложившаяся в России изоляция власти от общества, существовавшая раньше в силу закрытости государственных органов власти и управления и частично преодоленная в период демократических преобразований, сменилась агрессивно-отвергающим отношением общества к элементам открытости со стороны власти и управления. Потребность в организации связей с общественностью в государственных структурах обусловлена рядом объективных причин, связанных со становлением демократических политических институтов и гражданского общества в России, требующих изменений во взаимоотношениях граждан и их объединений с государством. В качестве основных направлений совершенствования деятельности по связям с общественностью органов государственной власти по результатам исследования предлагается несколько механизмов / рекомендаций эффективной PR-деятельности в органах государственной власти. . Формулирование ясных целей и четкой программы PR-служб государственных органов. . Концентрация информационного потока, тщательный внутриведомственный / межведомственный контроль за полнотой и достоверностью сообщаемой СМИ информации. . Создание специальных инструментов влияния на информационный поток, способных выполнять задачи «точечного» воздействия на общественное мнение. . Необходимость развития системы встреч с населением в крупных городах: для федерального уровня - с участием должностных лиц Правительства, министерств; в районных центрах - для регионального уровня с участием сотрудников администрации региона, руководства департаментов, комитетов, депутатов всех уровней. . Очень перспективным направлением развития PR-деятельности государственных органов власти является их виртуализация (портал государственных услуг; блоги первых лиц государства, глав регионов, руководителей министерств и ведомств; официальные твиттер-аккаунты Президента РФ, органов государственной власти) . Пресс-служба в органах власти должна быть не пропагандой успехов администрации, а непосредственным «средством связи» между чиновниками и гражданами страны. Поэтому нужно увеличивать количество квалифицированных специалистов по связям с общественностью, чтобы они постарались сделать современную систему управления более открытой и не допускали противостояния населения и власти.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации, М. 2003. 2. Актуальные проблемы теории и практики связей с общественностью. Ухта: Ухт. гос. техн. ун-т, 2004. 3. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - М.: ИКФ, 2003. 4. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2002. 5. Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора, М., 2005. 6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления, М: Омега-Л, 2004. 7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М. 1989. 8. Блэк Сэм, Паблик рилейшнз. Что это такое?, М.: Новости, 1990. 9. Валовая М.Д. Виртуальный мир системы власти // Государственная служба 2001. №3. 10. Варакута С.А., Егоров Ю.Н.; Связи с общественностью; М.; 2003. 11. Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций. М. 2001. 12. Гермогенова Л.Ю. PR в России. Практика и рекомендации. - М. 2005. 13. Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2002. 14. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Финпресс», 2003. 15. Государственная PR-служба [Электронный ресурс]: http://www.public relations-blog.info/gosudarstvennaya-pr-sluzhba/ 16. Демин В., Пак Т., Организация работы пресс-служб - международные стандарты, Алматы: ОФ «Орден защиты свободной журналистики «FORPOST», 2005. 17. Доскова И.С. PublicRelations: Теория и практика-М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2004. 18. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью: СПб.: Питер, 2005. 19. Жантикеев С.К. Политика государства по регулированию взаимодействия государственных органов с общественностью. - Астана, 2004. 20. Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса: теория и практика. М. ФЭП. 2001. 21. Комаровский В.С. Государственная Служба и СМИ. - Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. 22. Коновченко С.В. Общество-СМИ - власть. - Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001. 23. Королько В.Г., Основы паблик рилейшнз, М.: Релф-бук, К.: Ваклер, 2001. 24. Коханов Е.Ф. Теоретические и методологические основы PR-деятельности. - «РИП-холдинг» - М., 2004. 25. Лазутин В.В. «Роль PR в государственной системе». Журнал «Советник». №7 2004. 26. Лысенко Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технологии ее реализации (региональный аспект) // Социологические исследования, №4, Апрель 2008. 27. Миронов А.С. Раздувай и властвуй: технологии современной «мягкой» пропаганды. М.: Добросвет, 2001. 28. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз - средство социальной коммуникации. - Киев: Дакор, 2002. 29. Науменко Т.В. Общественное мнение и массовая коммуникация // Вестник Моск. унив-та, сер. Политологии, науки. - 2004, N25. 30. Ольшанский Д.В. Политический PR. - СПб.: Питер, 2003. 31. Почепцов Г.Г.; Пиар для профессионалов; М., 2002. 32. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. - М., 2002. 33. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти, СПб: Издат. Михайлова В.А., 2006. 34. Савинова О.Н. Власть и общество: на пути к диалогу. Н. Новгород. 1998. 35. Савинова О.Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. Н. Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1997. 36. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. Под общей редакцией В.С. Комаровского М. 2001. 37. Скуба Р.В., Лунева М.И. Средства и методы PR в системе государственной и муниципальной службы // Электронный журнал ВлГУ. - 2007. - №18 [Электронный ресурс]: http://journal.vlsu.ru/index.php? id=122 38. Тарашвили. Е. Связи с общественностью в государственных структурах. М., 2007. 39. Татаринова Г. Управление общественными отношениями. - СПб.: Питер, 2004. 40. Трунов, А.А. Технологии «Паблик рилейшнз» в процессе формирования общественного мнения в современной России: монография. - Белгород: Изд-во «Крестьянское дело», 2005. 41. Тучков С.М. Связи с общественностью в политических, государственных и муниципальных организациях. М.: МАКС-пресс, 2001. 42. Федотова Л. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб.: Питер, 2001. 43. Чумиков А.Н. Связи с общественностью, Издательство «ДЕЛО», М. 2000. 44. ЧумиковА. Н. «Связи с общественностью». М, «Дело», 2005. 45. Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. Монография - М: РАГС, 2004. 46. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Паллада-медиа: Русич, 2002. 47. Шишкина М.А. Связи с общественностью в системе социального управления. - СПб.: Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2006. 48. http://www.image-contact.ru (консалтинговая группа «ИМИДЖ-КОНТАКТ») 49. http://www.krasnodar.ru (портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края) 50. http://www.krasnodar.news-city.info (Деловой портал Краснодарского края ЮФО) 51. http://www.kremlin.ru (сайт Администрации Президента России) 52. http://www.kuban.kp.ru (сайт газеты «Комсомольская правда - Кубань) 53. http://www.media-kuban.ru (портал СМИ Южного региона) 54. http://www.yuga.ru (портал Южного региона) 55. http://www.nlr.ru/lawcenter/ires/twitter_accounts_rf.htm (сайт российской национальной библиотеки)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|