Молодежная политика как часть социальной политики предприятия
В формировании мотивации работников, повышении их самовыражения в работе, особое место занимает социальная политика предприятия. Во-первых, на предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне. Во-вторых, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера, сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, действительно воплощающей в жизнь принципы социальной кадровой политики, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива (профкомом), как представителем интересов работников. Эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те, что предоставляются в соответствии с трудовым законодательством (51). Таким образом, социальная политика предприятия, как составная часть менеджмента представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера. Заинтересованность работников в работе на предприятии и его успешной экономической деятельности тем выше, чем больше количество предоставляемых предприятием льгот и услуг и чем больше их величина установленного законом размера. При этом сокращается текучесть кадров, т.к. работник вряд ли захочет терять многочисленные льготы при увольнении. Такая политика может обеспечивать существование работников в случае невысокого уровня заработной платы или предлагаться в интересах привлечения и сохранения квалифицированной рабочей силы.
Социальное обеспечение работников, развитие их личности, сохранение здоровья является условием успешной деятельности организации. В качестве мотивационного ресурса управления, социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должна способствовать тому, чтобы работник удовлетворял свои потребности, интересы и ценностные ориентации (53). Можно выделить следующие основные цели социальной политики предприятия (52): · отождествление работника со своим предприятием (удовлетворение потребности в причастности к предприятию); · личные цели и желания работников совпадают с целями предприятия или соответствуют им; · рост производительности труда и желание работников трудиться; · социальная защищенность работников; · поощрение собственной инициативы работника при решении производственных задач; · улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально-психологического климата; · рост имиджа предприятия в глазах работников и общества. Как инструмент мотивации и стимулирования работников, социальная политика предусматривает принятие решений, касающихся следующих аспектов: · выбор приоритетов в направленности самой социальной политики (социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда и т.п.); · выбор форм предоставления льгот, услуг, выплат и их видов; · оценка величины возможных выплат, исходя из поставленных задач и финансовых возможностей предприятия;
· дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач, избирательности в предоставлении льгот и услуг. Социальная политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной реализации. Необходимо подчеркнуть, что главная цель любой проводимой социальной политики - создание необходимых материальных и социально-бытовых условий для привлечения и закрепления на предприятии высококвалифицированных специалистов. Забота о благополучии сотрудников - один из приоритетов социальной политики любого социально эффективного предприятия. Основным принципом социальной политики предприятия является создание комфортных условий для труда и отдыха работников, повышение их социальной защищенности, улучшение трудовых и социальных отношений в коллективе. Таким образом, делается существенный вклад в обеспечение стабильности и эффективности работы, в повышение деловой репутации предприятия в целом (54). Социальная политика современного предприятия должна быть ориентирована на: динамичное и успешное развитие предприятия; обеспечение безопасных условий труда и высокого уровня социально-бытовых условий на производстве; рост производительности труда и готовности персонала к эффективной работе; содействие всестороннему профессиональному и культурному развитию работников; формирование благоприятного социально-психологического климата на предприятии; отождествление персонала со своим предприятием, формирование чувства приверженности к предприятию; сохранение и укрепление физического и психологического здоровья каждого работника; содействие и поддержание здорового образа жизни; - обеспечение социальной защищенности персонала предприятия (57 <http://www.hr-portal.ru>). Социальная политика такого типа позволяет сформировать положительный имидж и репутацию предприятия, создать условия, привлекающие профессионалов, снизить текучесть кадров, повысить лояльность персонала, повысить мотивацию сотрудников, укрепить командный дух сотрудников. Сейчас, когда перед предприятиями стоит серьезная задача пережить экономический кризис, когда одновременно с производственными проблемами приходится решать кадровые, особенно в условиях происходящего сложного процесса смены поколений, руководство должно проводить целенаправленный курс на преемственность. Это значит, в том числе выдвигать на ответственные посты молодых руководителей, доверять им решение сложных задач.
Работа с молодыми кадрами не должна быть заботой исключительно службы управления персоналом - нужно какое-то объединяющее звено молодежного актива, среды, воспитывающей чувство гордости за родное предприятие. Отвечая на вопросы, какой должна быть структура, способствующая самореализации молодых работников в коллективе и органично вписывающаяся в общую кадровую работу и что должно прийти на смену ушедшему в прошлое комсомолу, можно констатировать тот факт, что на сегодняшний день пока не существует универсального алгоритма. Можно лишь предложить возможную схему развития, типовой план действий, тем более, что работа с молодежью - огромная сфера деятельности, требующая умения вести конструктивный диалог. Одной из форм активного включения молодого человека в общественную жизнь предприятия является его причастность к деятельности молодежной организации. Молодежное объединение на предприятии - это добровольное объединение работников данного предприятия на принципах законности, самоуправления и равноправия его членов, где молодые люди могут развивать и представлять свои интересы, эффективно осуществлять общественно полезную деятельность, как на своем предприятии, так и за его пределами. Именно создание молодежных организаций и объединений является важной составляющей молодежной политики предприятия, поскольку подобного рода организации играют важную роль в деятельности любого промышленного предприятия, заботящегося о своих кадрах, особенно молодых и перспективных. Как правило, основной целью создания молодежных организаций и объединений является повышение роли молодежи в производственной и общественной жизни как важнейшего резервного ресурса развития предприятия в условиях рыночной экономики и продолжающегося финансово-экономического кризиса, а также повышение материального уровня жизни и социального статуса молодежи (58).
Кроме того, подобные организации создаются в целях содействия творческого подхода к профессиональной деятельности молодых работников, создания условий для практического осуществления целевых профессиональных и социальных программ, поддержки инициатив молодежи и содействия их реализации, повышения культурного уровня молодежи. Сегодня такие союзы молодежи есть практически на каждом промышленном предприятии. На сегодняшний день для работающей молодежи самыми актуальными проблемами являются вопросы трудоустройства, адаптации в новом коллективе, проблемы молодой семьи, социальная защищенность, возможность профессионального роста, повышения уровня образования и т.д. Многие из этих вопросов можно решить через деятельность молодежной организации. Особое место среди направлений работы с молодежью на предприятиях занимает поддержка молодежных инициатив, поскольку молодёжь - это именно то сообщество, которое генерирует множество идей, обладает свежим восприятием мира и огромной энергией для воплощения своих замыслов в жизнь. Но, как известно, у молодёжи чаще всего недостаточно ресурсов и средств для реализации своих идей. Поэтому просто необходимо на промышленных предприятиях активизировать деятельность по содействию в поддержке и реализации молодежных инициатив, которые впоследствии могут быть применены на самом предприятии и принести возможную существенную пользу (55). Еще одним немаловажным элементом молодежной политики на промышленном предприятии являются системы адаптации молодых работников, среди которых наставничество и организация работы с молодежью в структурных подразделениях. К целям наставничества относятся, как правило, создание условий для самореализации и закрепления молодых рабочих, развитие у молодых рабочих позитивных ценностей, улучшение состояния трудовой дисциплины, повышение качества профессионального развития молодых рабочих. Таким образом, подводя итог, следует еще раз упомянуть о том, что важной стратегической составляющей общества является работающая молодежь. Интенсивная адаптация молодых граждан к различным формам социальных отношений, начало активной реализации ими своих прав и обязанностей, своего жизненного потенциала, приходится на возраст от 18 до 30 лет. Именно в этом возрасте молодые люди начинают свою трудовой деятельность, активно совершенствуют профессиональное мастерство, создают семьи и воспитывают детей.
С одной стороны, работающая молодeжь сегодня остро нуждается в государственной поддержке для решении своих проблем на предприятиях и учреждениях. С другой стороны, многое в жизни работающей молодежи зависит от их социальной и гражданской позиции, умения грамотно отстаивать свои права и участвовать в общественной и производственной жизни (56). В настоящее время каждый человек стремится быть успешным, и современные молодые люди не исключение. Ощущение успешности позволяет человеку легко преодолевать жизненные трудности и достигать любых поставленных им целей. Портрет успешного молодого человека включает: уверенность в себе, наличие хорошей профессии, перспективной карьеры, налаженного быта, большой, крепкой, дружной семьи. Эти основные компоненты успешности во многом зависят именно от политики предприятия, на котором трудится молодой человек. Учитывая эти тенденции, необходимо создавать определенные условия и льготы, проводить мероприятия и разрабатывать программы для вовлечения работающей молодeжи в активную и многообразную социальную практику, способствующие обмену информацией, опытом, обучению технологиям общественной и гражданской активности. Тем более что, как показывает практика, вложение средств в молодежь через адресные социальные программы и различные виды поддержки является одним из самых перспективных направлений в сфере управления кадрами. Молодые специалисты впоследствии оправдывают вложенные в них средства, становятся генераторами развития и укрепления своего предприятия в рыночных условиях.
Выводы по Главе I 1. Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет. . К числу особо тревожных тенденций современной ситуации в молодежной сфере относится: отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; нарастающее падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях и др. . Незащищенность молодых людей в трудовой сфере объясняется сохраняющейся нестабильностью экономики, существующей системой профессиональной подготовки, несовершенством трудового законодательства, снижением потребности работодателей в молодежных трудовых ресурсах. Социальными последствиями этих процессов становятся нищета, распад трудового ресурса, молодежные девиации. . Молодежь отличает высокая готовность к смене характера деятельности, которая является едва ли не главным фактором успешного трудоустройства в условиях рынка; молодые люди легко соглашаются на переквалификацию. Более того, у молодежи имеются знания, навыки и умения, которые высоко ценятся на современном рынке труда: компьютеризация, знания иностранных языков, вождение автомобиля. Молодежь активно приобретает и использует эти навыки. . В формировании мотивации работников, повышении их самовыражения в работе, особое место занимает социальная политика предприятия. Социальная политика предприятия, как составная часть менеджмента представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера. . Одной из форм активного включения молодого человека в общественную жизнь предприятия является его причастность к деятельности молодежной организации - добровольное объединение работников данного предприятия на принципах законности, самоуправления и равноправия его членов, где молодые люди могут развивать и представлять свои интересы, эффективно осуществлять общественно полезную деятельность, как на своем предприятии, так и за его пределами. . Как правило, основной целью создания молодежных организаций и объединений является повышение роли молодежи в производственной и общественной жизни как важнейшего резервного ресурса развития предприятия. ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В РАМКАХ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|