Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система экологических фондов




Система финансирования природоохранной деятельности начала формироваться в период существования плановой экономики. Поэтому она была подчинена логике этой системы. В планах социально-экономического развития наряду с показателями, характеризующими намечаемые результаты производственной деятельности, предусматривались задания но осуществлению природоохранных мер. Эти задания формулировались как на уровне государства в целом, гак на уровне отрасли, отдельных регионов и. наконец, на уровне конкретных предприятия.

> ' •

Системе планирования соответствовала система финансирования (централизованного распределения материально-технических ресурсов). На основе их планов природоохранной деятельности определялась потребность в финансах и конкретных ресурсах.

Основным источником средств на природоохрану был государственный бюджет, хотя можно говорить и о других источниках •- бюджеты регионов, средства министерств и ведомств и собственные средства предприятий.

И бюджеты регионов (союзных республик, областей, городов) и бюджеты министерств и ведомств трудно рассматривать как независимые источники. В свою очередь они пополнялись из госбюджета с указанием, куда конкретно должны быть направлены поступившие средства. Конечно, в бюджет регионов и министерств предусматривались некоторые свободные ресурсы, их расходование могло бы расцениваться нами в качестве независимого источника финансирования природоохранной деятельности. Но в действительности доля этих независимых источников в общем объеме была столь мала, что ее можно пренебречь.

Предприятия могли финансировать природоохранную деятельность за счет своей прибыли. Но прибыль социалистических предприятий по сути не имела ничего общего с прибылью в традиционном по нимаиии. Предприятию планировали объем прибыли и направления ее расходования. Поэтому расходы предприятия тоже не могут рассматриваться нами как независимый источник. Бюджет предприятия, таким образом, также был проводником госбюджетных денег.

Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий, осуществляющих указанные затраты, и возмещаются главным образом из собственных и заемных средств этих предприятий.

Капиталовложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов финансируется из централизованных источников (государственный бюджет и государственные внебюджетные экологические фонды) и из средств (собственных и заемных) предприятий-природопользователей.

Прочие виды затрат па охрану природы финансируются главным образом из централизованных источников.


В ближайшие годы будет наблюдаться рост затрат на природоохрану в составе федерального
бюджета, бюджетов субъектов Федерации и в муниципальных бюджетах. Что касается
расходов предприятия, то пока приходится констатировать что их поведение будет
определяться факторами, не способствующими увеличению желания инвестировать
природоохранную деятельность. Другое дело использование предусмотренного

законодательством и нормативными документами нрава засчитывать за счет платежей за загрязнение природоохранные затраты, понесенные предприятием. Но это по сути дела не собственные средства предприятия, а те же самые средства экологических фондов. Иными словами, предприятие может не погашать задолженности перед экологическим фондом. Если оно затратило аналогичную суму на природоохрану.

Использование кредитов на финансирование природоохранных мероприятий было невозможно в силу высокой (свыше 100%) ставки пропета по кредитам. До тех пор пока ставка процента не упадет до приемлемых размеров, этот источник не может приниматься (ищи в расчет. Льготные кредиты пока никто не собирается давать, наоборот, текущая финансовая политика России ориентирована на максимально возможное сокращение любых литот. Иностранные источники финансирования природоохранных мероприятий пока практически не привлекаются. Частные инвесторы не рискуют осуществлять инвестиции в России. Есть только несколько примеров, когда начата реализация крупных инвестиционных проектов.

Естественно, что. вкладывая деньги в производство, иностранные инвесторы должны будут вкладывать их в природоохрану. Правда, есть другая возможность -- вкладывать деньги непосредственно в природоохранные мероприятий, например, в энергосбережение, переработку отходов и т.н.

Россия может рассчитывать на получение технической помощи и кредитов, но пока только идет переговоры. Даже если переговоры будут успешными, все равно стратегия предоставления помощи и кредитов будет селективной.

Пока в качестве реальной возможности можем рассмотреть получение гранта на реализацию мероприятий по защите озонового слоя.


фиродоохраннои деятельности.

,

ИсточникВ настоящий В ближайшем будущем

финансирования момент

Экологические фонды Ведущий Сохрани г вед\шее положение

источник

Средства федерального иПрактически Ожидается рост доли
других бюджетов нет

Собственные средства Внутренние кредиты Западные инвестиции Кредиты, взятые за рубежом Гранты

То же Маловероятно значительное увеличение доли То ясс То же То же То же

То же Возможно увеличение в ряде сфер, приносящих прибыль

^Ч. У ]Л

То же Возможно увеличение в сферах.

[I П(ЛГ*Г\РМ V

нриооретеппых с Хрчки -'.рения мирового сообщества

Экологические фонды не смогли заменить в полной мере бюджетных ассигнований па охрану природы, которые осуществлялись в России до экологического кризиса. Однако они


смягчили падение в инвестиционную яму. Целесообразность их существования в переходный период не вызывает сомнения. Общество должно иметь отдельный карман, откуда сможет доставать деньги на природоохрану. И если, с точки {рения монетаристской теории, создание любых перегородок на нуги свободного перелива денег тормозит экономическое развитие, то с точки зрения институциональной теории подобные перегородки просто необходимы. Они нужны для того, чтобы наряду со средствами, обеспечивающими по развитие, нашлись бы деньги па компенсацию его издержек, т.е. на экологию, науку, культуру, социальные нужды. Но и после того, как переходный период будет пройден, целесообразность существования -экологических фондов все равно сохранится, поскольку и в условиях развитого рынка останутся экологические проблемы, нуждающиеся в подобном источнике финансирования


'А НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ


 

 


Ц НОРМАТИВОВ


I/

Одной из важнейших составных частей природоохранительного законодательства является система экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Нешшюдение стандартов влечет за собой юридическую ответственность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...