Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические положения




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 ФИНАНСЫ,

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

для специальности среднего профессионального образования

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

2016г.

Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплинеОП.06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ разработаны на основе рабочей программы по дисциплине и в соответствии с учебным планом специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Феодосийский политехнический техникум»

 

Разработчик Матисова В.Ю., преподаватель экономических дисциплин.

 

Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине ОП.06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин.

Протокол № ___ от «___» ________2016 года

Председатель цикловой комиссии А.В.Баранова


Пояснительная записка

Согласно учебному плану специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по дисциплине ОП.06 Финансы, денежное обращение и кредит объем практических работ предусматривает 8 часов.

 

При выполнении практических занятий у обучающихся формируются следующие профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

 

формируются общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

Таблица 1.

№ п/п Название работы Формируемые компетенции Количество часов
  Расчет и анализ показателей, связанных с денежным обращением ПК 1.3, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5  
  Анализ структуры государственного бюджета и источников финансирования его дефицита. ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6  
  Расчет и анализ показателей доходности и риска ценных бумаг, операций с ними ПК 2.4, ПК 4.4, ОК 2, ОК3, ОК 4, ОК 5  
  Определение кросс-курса, курсовой разницы и других показателей валютно-кредитных операций. ПК 1.3, ПК 2.4, ПК 4.4, ОК 4, ОК 6  
Всего: 8

Критерии оценок для проведения практических работ по учебной дисциплине

ОП 06 «Финансы, денежное обращение и кредит»

Оценка знаний обучающегося по практическим работам осуществляется по следующим критериям:

- знание основных теоретических положений;

- умение самостоятельно анализировать;

-умение правильно производить расчеты и анализировать полученные результаты;

-умение использовать теоретические знания для комплексного решения поставленных задач.

Оценка «отлично» - если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий. Использует теоретические знания для комплексного решения поставленных задач. Свободно владеет терминологией, в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, делает выводы, убедительно аргументирует собственную позицию.

Оценка «хорошо» если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий. Использует теоретические знания для комплексного решения поставленных задач. Свободно владеет терминологией, в ответе правильно выполняет все записи, однако не все выводы достаточно аргументируются. Имеются недоработки в оформлении работы, 1-2 неточности или арифметические ошибки, в целом не повлиявшие на правильность выводов.

Оценка «удовлетворительно»- если обучающийся выполнил работу не полностью, в ходе проведения работы были допущены ошибки. Испытывает затруднения с выводами, нет аргументированных выводов, в ответе нарушается последовательность изложения материала. Слабо отвечает (не отвечает) на вопросы преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если обучающийся излагает материал непоследовательно, не демонстрирует знания базовых нормативных актов, не может сделать выводы, допущены грубые ошибки в решении задач или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.


 

Практическая работа 1

 

Тема: Расчет и анализ показателей, связанных с денежным обращением

Цель: Формирование практических навыков расчета денежной массы, скорости обращения денег, денежных агрегатов и анализа макроэкономических показателей.

Пособие для работы: инструкция, калькулятор

 

ХОД РАБОТЫ:

1. Ознакомиться с заданием

2. Выполнить практическое задание

3. Ответить на контрольные вопросы

4. Оформить отчет

5. Вывод

Основные теоретические положения

Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.

Налично-денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения).

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.

Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

- предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

- юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;

- юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;

- физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.

Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

- количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

- уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);

- скорости обращения денег (связь обратная).

Денежная масса— совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2, М3. К денежным агрегатам относят: М0 – наличные деньги в обращении; М1, кроме М0 – средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2 равняется М1 плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация; М3 состоит из М2 и сертификатов, облигаций государственного займа.

На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.

Количество денежной массы определяется государством – эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства. Другой фактор, влияющий на денежную массу, – скорость обращения денег, т.е. их интенсивное движение при выполнении ими функций обращения и платежа.

Практическое задание:

1. Рассчитайте номинальный национальный продукт, денежную массу и скорость обращения денег на конец года, используя формулу уравнения обмена. Сделайте выводы об изменении денежной массы в обращении. Какие факторы повлияли на такое изменение?

Исходные данные: реальный национальный продукт - 3456 млрд. руб, прирост НП за год – 6%, годовая инфляция - 25 %, денежная масса на начало года - 468 млрд руб, скорость обращения денег возросла на 30%.

2. Рассчитайте темпы роста объема производства в стране математическим методом. Исходные данные: номинальное предложение денег за год в стране увеличилось на 9%, уровень цен вырос на 7%, а скорость обращения денег повысилась на 6%.

3. Определите необходимое количество денег в обращении, используя закон денежного обращения.

Исходные данные: стоимость товаров и услуг – 64450 млрд руб, продажи в кредит - 12500 млрд руб, сумма кредитов, срок погашения которых наступил – 1285 млрд руб, взиморасчеты контрагентов - 597 млрд руб, скорость обращения денег – 8 обротов в год.

4. Рассчитайте денежные агрегаты М0, М1, М2 по статистическим данным России, определите структуру ликвидных активов, сравните фактическое значение агрегата М0 со значеним М0, определенным в задании 3, сделайте соответствующие выводы.

Млрд руб.

Показатели денежной массы На начало 2015 г. На конец 2015 г.
1. Наличные деньги в обороте    
2. Остатки средств на текущих счетах и во вкладах до востребования    
3. Средства на картсчетах    
4. Средства на депозитах и вкладах населения и организаций    

Порядок выполнения работы:

1. Выполнение задания 1.

1.1.Используя формулу уравнения обмена М *V =P*У

Где М- денежная масса, V – скорость денег, P- уровень цен,

У – реальный нац.продукт, P*У – номинальный нац. продукт

по данным на начало года рассчитать скорость денег и номинальный нац.продукт.

1.2. Определить скорость денег на конец года с учетом всех изменений за год, а затем и денежную массу по формуле 1.

1.3. Сделать выводы, выделить факторы, влияющие на изменения показателей денжной массы.

2. Выполнение задания 2.

2.1.Необходимо приять номинальное предложение денег в стране, уровень цен и скорость обращения денег за 100%. Определить показатели в процентах с учетом прироста и, используя формулу: Q=M*V/P, рассчитать темп роста объема производства.

2.2.Сделать вывод об изменении роста объема производства.

3. Выполнение задания 3.

3.1.Записать закон денежного обращения.

Закон денежного обращения определяет количество денег, которое должно находиться в обращении для выполнения ими своих функций (обращения и платежа):

Дн = (C – К+П – В)/ V,

Где С – стоимость товаров и услуг, К - продажи в кредит, П – платежи, срок которых наступил, В – взаиморасчеты контрагентов.

3.2.Определить необходимое количество денег в обращении.

4. Выполнение задания 4.

4.1.Записать определение агрегатов и рассчитать значение агрегатов М0, М1,М2.

В России в настоящее время денежную массу характеризует:

агрегат М0 – это наличные деньги в обращении;

агрегат М1 – агрегат М0 плюс деньги безналичного оборота (остатки средств на расчетных и текущих счетах, во вкладах до востребования);

агрегат М2 – агрегат М1 плюс средства на депозитах предприятий и организаций, во вкладах населения в банках;

агрегат М3 – М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

4.2.Сравнить значение М0 со значением из задания 3.

Нормальное состояние, если Дн = Дф, превышение Дф над Дн свидетельствует об инфляционных процессах в экономике. Сделать вывод.

4.2.Определить структуру денежной массы, рассчитав удельный вес каждого агрегата в совокупной денежной массе.

Сделать соответствующие выводы.

Контрольные вопросы:

  1. Какие факторы влияют на размер денежной массы?
  2. Что представляют собой денежные агрегаты?

Вывод

Литература:

1. Климович В.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Серия: Среднее профессиональное образование- M.: Инфра-М, 2010

2. Купцов М.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: РИОР, 2011

3. Янин О.Е. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Серия: Среднее профессиональное образование – М.: Академия, 2011

 

Практическая работа 2

 

Тема: Анализ структуры государственного бюджета и источников финансирования его дефицита.

Цель: Формирование практических навыков классификации доходов и расходов государственного бюджета, расчета и анализа показателей структуры и динамики гос.бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджета.

Пособие для работы: инструкция, калькулятор

 

ХОД РАБОТЫ:

1. Ознакомиться с заданием

2. Выполнить практическое задание

3. Ответить на контрольные вопросы

4. Оформить отчет

5. Вывод

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...