Основные теоретические положения
Стр 1 из 4Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2016г. Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплинеОП.06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ разработаны на основе рабочей программы по дисциплине и в соответствии с учебным планом специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Феодосийский политехнический техникум»
Разработчик Матисова В.Ю., преподаватель экономических дисциплин.
Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине ОП.06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин. Протокол № ___ от «___» ________2016 года Председатель цикловой комиссии А.В.Баранова Пояснительная записка Согласно учебному плану специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по дисциплине ОП.06 Финансы, денежное обращение и кредит объем практических работ предусматривает 8 часов.
При выполнении практических занятий у обучающихся формируются следующие профессиональные компетенции: ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации. ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
формируются общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Таблица 1.
Критерии оценок для проведения практических работ по учебной дисциплине ОП 06 «Финансы, денежное обращение и кредит» Оценка знаний обучающегося по практическим работам осуществляется по следующим критериям: - знание основных теоретических положений; - умение самостоятельно анализировать; -умение правильно производить расчеты и анализировать полученные результаты; -умение использовать теоретические знания для комплексного решения поставленных задач. Оценка «отлично» - если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий. Использует теоретические знания для комплексного решения поставленных задач. Свободно владеет терминологией, в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, делает выводы, убедительно аргументирует собственную позицию.
Оценка «хорошо» если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий. Использует теоретические знания для комплексного решения поставленных задач. Свободно владеет терминологией, в ответе правильно выполняет все записи, однако не все выводы достаточно аргументируются. Имеются недоработки в оформлении работы, 1-2 неточности или арифметические ошибки, в целом не повлиявшие на правильность выводов. Оценка «удовлетворительно»- если обучающийся выполнил работу не полностью, в ходе проведения работы были допущены ошибки. Испытывает затруднения с выводами, нет аргументированных выводов, в ответе нарушается последовательность изложения материала. Слабо отвечает (не отвечает) на вопросы преподавателя. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если обучающийся излагает материал непоследовательно, не демонстрирует знания базовых нормативных актов, не может сделать выводы, допущены грубые ошибки в решении задач или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Практическая работа 1
Тема: Расчет и анализ показателей, связанных с денежным обращением Цель: Формирование практических навыков расчета денежной массы, скорости обращения денег, денежных агрегатов и анализа макроэкономических показателей. Пособие для работы: инструкция, калькулятор
ХОД РАБОТЫ: 1. Ознакомиться с заданием 2. Выполнить практическое задание 3. Ответить на контрольные вопросы 4. Оформить отчет 5. Вывод Основные теоретические положения Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной. Налично-денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.
Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет. Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между: - предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях; - юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита; - юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам; - физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств. Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.
Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов: - количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая); - уровня цен товаров и тарифов (связь прямая); - скорости обращения денег (связь обратная). Денежная масса— совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег. В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2, М3. К денежным агрегатам относят: М0 – наличные деньги в обращении; М1, кроме М0 – средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2 равняется М1 плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация; М3 состоит из М2 и сертификатов, облигаций государственного займа. На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота. Количество денежной массы определяется государством – эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства. Другой фактор, влияющий на денежную массу, – скорость обращения денег, т.е. их интенсивное движение при выполнении ими функций обращения и платежа. Практическое задание: 1. Рассчитайте номинальный национальный продукт, денежную массу и скорость обращения денег на конец года, используя формулу уравнения обмена. Сделайте выводы об изменении денежной массы в обращении. Какие факторы повлияли на такое изменение? Исходные данные: реальный национальный продукт - 3456 млрд. руб, прирост НП за год – 6%, годовая инфляция - 25 %, денежная масса на начало года - 468 млрд руб, скорость обращения денег возросла на 30%. 2. Рассчитайте темпы роста объема производства в стране математическим методом. Исходные данные: номинальное предложение денег за год в стране увеличилось на 9%, уровень цен вырос на 7%, а скорость обращения денег повысилась на 6%. 3. Определите необходимое количество денег в обращении, используя закон денежного обращения. Исходные данные: стоимость товаров и услуг – 64450 млрд руб, продажи в кредит - 12500 млрд руб, сумма кредитов, срок погашения которых наступил – 1285 млрд руб, взиморасчеты контрагентов - 597 млрд руб, скорость обращения денег – 8 обротов в год.
4. Рассчитайте денежные агрегаты М0, М1, М2 по статистическим данным России, определите структуру ликвидных активов, сравните фактическое значение агрегата М0 со значеним М0, определенным в задании 3, сделайте соответствующие выводы. Млрд руб.
Порядок выполнения работы: 1. Выполнение задания 1. 1.1.Используя формулу уравнения обмена М *V =P*У Где М- денежная масса, V – скорость денег, P- уровень цен, У – реальный нац.продукт, P*У – номинальный нац. продукт по данным на начало года рассчитать скорость денег и номинальный нац.продукт. 1.2. Определить скорость денег на конец года с учетом всех изменений за год, а затем и денежную массу по формуле 1. 1.3. Сделать выводы, выделить факторы, влияющие на изменения показателей денжной массы. 2. Выполнение задания 2. 2.1.Необходимо приять номинальное предложение денег в стране, уровень цен и скорость обращения денег за 100%. Определить показатели в процентах с учетом прироста и, используя формулу: Q=M*V/P, рассчитать темп роста объема производства. 2.2.Сделать вывод об изменении роста объема производства. 3. Выполнение задания 3. 3.1.Записать закон денежного обращения. Закон денежного обращения определяет количество денег, которое должно находиться в обращении для выполнения ими своих функций (обращения и платежа): Дн = (C – К+П – В)/ V, Где С – стоимость товаров и услуг, К - продажи в кредит, П – платежи, срок которых наступил, В – взаиморасчеты контрагентов. 3.2.Определить необходимое количество денег в обращении. 4. Выполнение задания 4. 4.1.Записать определение агрегатов и рассчитать значение агрегатов М0, М1,М2. В России в настоящее время денежную массу характеризует: агрегат М0 – это наличные деньги в обращении; агрегат М1 – агрегат М0 плюс деньги безналичного оборота (остатки средств на расчетных и текущих счетах, во вкладах до востребования); агрегат М2 – агрегат М1 плюс средства на депозитах предприятий и организаций, во вкладах населения в банках; агрегат М3 – М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов. 4.2.Сравнить значение М0 со значением из задания 3. Нормальное состояние, если Дн = Дф, превышение Дф над Дн свидетельствует об инфляционных процессах в экономике. Сделать вывод. 4.2.Определить структуру денежной массы, рассчитав удельный вес каждого агрегата в совокупной денежной массе. Сделать соответствующие выводы. Контрольные вопросы:
Вывод Литература: 1. Климович В.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Серия: Среднее профессиональное образование- M.: Инфра-М, 2010 2. Купцов М.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: РИОР, 2011 3. Янин О.Е. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Серия: Среднее профессиональное образование – М.: Академия, 2011
Практическая работа 2
Тема: Анализ структуры государственного бюджета и источников финансирования его дефицита. Цель: Формирование практических навыков классификации доходов и расходов государственного бюджета, расчета и анализа показателей структуры и динамики гос.бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджета. Пособие для работы: инструкция, калькулятор
ХОД РАБОТЫ: 1. Ознакомиться с заданием 2. Выполнить практическое задание 3. Ответить на контрольные вопросы 4. Оформить отчет 5. Вывод
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|