Упражнения на развитие сензитивности, эмпатии
Данная группа упражнений может быть использована для тренинга сензитивности, способности чувствовать себя, других и ситуацию. Эти упражнения развивают понимание невербального поведения других людей, тренируют способность выражения своих чувств с помощью невербальных средств общения и понимания того, какие чувства хотел выразить другой человек. Отдельные упражнения можно включать в тренинг коммуникативных навыков менеджеров, так как сензитивность способствует установлению психологического контакта с партнером.
Упражнение 1. Вербализация признаков экспрессии эмоциональных состояний Нужно описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний: радости, удивления, отвращения, гнева, страха, страдания, на которые каждый член группы ориентируется при опознании эмоциональных состояний другого человека. Каждый член группы пишет самостоятельно на листочке. Затем все по очереди зачитывают написанное индивидуально вслух для совместного обсуждения. Участники могут отметить общие признаки, скорректировать неадекватные признаки.
Упражнение 2. Экспрессия эмоционального переживания Все свободно перемещаются по комнате с закрытыми глазами. Тренеру нужно позаботиться о том, чтобы никто не ударился о предметы, о мебель, чтобы было достаточно большое пространство. Потом по команде тренера все останавливаются и открывают глаза. Тренер дает инструкцию встать лицом к тому члену группы, который оказался ближе всех. Так все распределяются по парам. Затем идет инструкция: «Представьте, что перед вами незнакомый человек, просто постойте и молча посмотрите друг другу в глаза». После этого все снова закрывают глаза и ходят по комнате. Тренер снова всех останавливает, и все открывают глаза и с тем, кто стоит рядом, образуют пары.
Тренер дает новую инструкцию: «Представьте, что вы встретили своего лучшего друга». Снова все закрывают глаза и ходят по комнате. Снова тренер останавливает всех, и по команде все открывают глаза, разбиваются на пары. Следующая инструкция: «Представьте, что перед вами ваш злейший враг». Снова все закрывают глаза и ходят по комнате. Тренер снова всех останавливает, члены группы открывают глаза, разбиваются на пары. Заключительная инструкция: «Представьте, что перед вами человек, у которого большое горе, нужно его успокоить». Участники выполняют предложенное задание. Потом все садятся в круг и обмениваются впечатлениями.
Упражнение 3. Невербальное выражение эмоций и «чтение» по невербальным признакам Участники группы разбиваются на пары, становятся в круг. По команде тренера всем нужно начать испытывать то или иное эмоциональное состояние, эмоцию или чувство. Тренер может неожиданно командой «стоп» остановить всех в тех позах, в каких они находятся. Можно выделить одну пару, тогда остальные наблюда- ют их. Пары можно менять, чтобы охватить большее количество участников и эмоций. Тренер может предложить передать невербально переживания следующих ситуаций, эмоций и чувств: 1) друг не позвонил и не пришел на день рождения; 2) неожиданный сюрприз, подарок; 3) гордость за себя; 4) высокомерие; 5) подозрительность; 6) враждебность; 7) гнев; 8) любовь; 9) радость; 10) обида. После выполнения упражнения проводится обсуждение. Можно сделать обобщения о том, каким образом выражаются те или иные чувства. Упражнение 4. Развитие способности понимать эмоциональное состояние партнера Водящий выходит в коридор, все принимают позы и выражение лица в соответствии с выбранным каждым членом группы эмоциональным состоянием. Тренер приглашает водящего. Тот должен отгадать, определить, кто в каком эмоциональном состоянии находится или что выражает. Тот член группы, кого не отгадали, выходит водить.
Упражнение 5. Выбор по рукопожатию Один человек становится в центр, закрывает глаза. К нему подходят все по очереди и пожимают руку. Водящий, если хочет, чтобы данный человек стал его начальником, посылает его направо, если не хочет — налево. Возможна модификация: если хочет сотрудничать с ним как с партнером — направо, если не хочет — налево. Рекомендации. Упражнение выполняется молча. Потом выполняющий упражнение член группы открывает глаза и смотрит, кого Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров куда он направил. По желанию участников упражнение можно выполнить несколько раз. Обычно не обсуждается. В качестве резюме делается заключение о том, что тактильный контакт дает неосознаваемую информацию, а причины, по которым сделан выбор, объяснить трудно. Упражнение 6. «Передача чувства» по кругу Все члены группы очень плотно друг к другу садятся на стульях в круг. Все закрывают глаза. Задача в том, чтобы передать по кругу какое-нибудь чувство без слов, только только используя прикосновения к рядом сидящему члену группы, в соответствии с передаваемым чувством. Тренер назначает того, кто делает это первым. После этого участник может открыть глаза, а член группы, воспринявший переданное чувство, должен передать его следующему члену группы. При этом совсем не обязательно в точности повторять движения предыдущего члена группы, главное — передать то же самое чувство, состояние, при этом можно использовать другие движения, прикосновения. После того как чувство передано по кругу, оно возвращается тому, кто его отправил. К этому моменту все сидят с открытыми глазами. Каждого, начиная с первого участника, спрашивают, какое чувство получил, какое отправил. В результате находят того или тех людей, из-за которых произошло искажение. Упражнение 7. Прикосновение Тема. Контакт, пантомима, сплочение группы. Цель. Передать и почувствовать чувство через прикосновение. Миф: телепатия. Этапы проведения и инструкции. Выбирается один участник, который садится на стул, — «сенсор». Любой другой участник посредством прикосновения передает ему какое-то чувство. «Сенсор» пытается это чувство угадать. В случае угадывания его место занимает другой.
Варианты. Возможен социометрический вариант этой игры: «сенсор» садится спиной к группе, а прикасающиеся к нему выражают свое отношение. Задача «сенсора» — отгадать, кто к нему прикоснулся. Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта» Комментарии. Ведущий должен проследить за тем, чтобы в упражнении приняли участие все члены группы. Игра раскрепощает и может служить переходом к пантомимическим упражнениям. Упражнение 8. «Разведчик» (Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В., 1985) Выбирается один из участников — «разведчик». По команде ведущего «замерли!» вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается); его задача — обнаружить все перемены. Упражнение 9. «Таможня» Цель. Тренинг эмоциональной чувствительности (как необходимой личностной основы общения, контакта). Кто в группе лучший «таможенник», кто лучший «контрабандист» (эксперты по чувствительности эмоциональных состояний)? Задание. Каждый должен (можно не все) несколько раз зайти в комнату. Один раз нужно попытаться провести контрабанду: спрятать что-то в одежде. Группа (каждый индивидуально) должна отгадать, в который из его заходов он провозил контрабанду. Группа может задавать вопросы. Каждый должен подсчитать, сколько раз отгадали. Кто больше всех отгадал, тот лучше всех определяет состояние человека. Тот член группы, кого реже всего отгадывали, — обычно его труднее всех бывает «разморозить» в упражнении «Реаниматор» — лучше всего скрывает свои эмоции, обманывает (см. Цзен, Пахомов, 1985).
Упражнение 10. Концовка В конце дня или всего тренинга все встают и кладут руки на плечи друг другу. Стоят в кругу. Тренер предлагает передать энергию, тепло по очереди каждому члену группы. Все делается молча, не спеша. Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров Можно использовать как способ усиления сплоченности группы, возникновения чувства «мы», особенно после упражнений, вызывающих много отрицательных эмоций, разногласия, конфликты. Рекомендации. Предложенные упражнения имеют одну основную цель: раскрепостить членов группы, снять жесткое давление со стороны Супер-Эго руководителей, пробудить интерес к своей психической эмоциональной жизни. В связи с этим тренеру желательно избегать оценочных, критических замечаний, также ему нужно защищать членов группы от возможных нападок со стороны других членов группы. Необходимо создать атмосферу принятия, поддержки, одобрения членов группы. Установка ведущего может быть сравнена с поведением «достаточно хорошей мамы». Ведущий не просто помогает отработать определенные техники, а своим поведением демонстрирует то, как нужно устанавливать контакты. Поэтому важно, чтобы поведение самого тренера не расходилось с тем, чему он хочет научить руководителей. Обучение происходит и на бессознательном уровне, что может быть даже важнее, чем сознательное обучение. Ролевые игры Процедура проведения ролевых игр обычно следующая. □ Дается инструкция по проведению ролевых игр. □ Дается задание: зачитывается или объясняется ситуация. □ Назначаются тренером или вызываются сами участники ролевой игры. □ Распределяются роли, действующим лицам даются инструкции. □ Дается время на продумывание и подготовку. □ Тренер создает «сцену», остальные стулья отодвигаются подальше в виде полукруга, на них размещаются «зрители». □ Дается инструкция «зрителям». □ Сама ролевая игра, во время которой ведется видеозапись. □ Обмен впечатлениями сначала со стороны участников ролевой игры, потом зрителей. □ Просмотр видеозаписи. □ Анализ и обсуждение ролевой игры. Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта» До проведения ролевых игр тренер должен объяснить, что такое роль и что означает играть роль. Можно дать инструкцию в письменной или устной форме. Информационный лист «Метод ролевых игр» приведен в разделе 3, главе 2. Там же изложены инструкции для тренеров и форма обсуждения ролевых игр. Информационные листы «Рекомендации для получения обратной связи» и «Рекомендация для тех, кто высказывается с обратной связью» приведены там же.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|