Особенности физического и физиологического развития учащихся 5 классов
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание
Введение Глава 1. Теоретические аспекты особенностей преподавания уроков физической культуры в 5 классах 1.1 Особенности физического и физиологического развития учащихся 5 классов 1.2 Задачи и средства физического воспитания учащихся 5 классов 1.3 Формы организации физического воспитания учащихся 5 классов Глава 2. Эмпирическое исследование преподавания уроков физической культуры в 5 классах 2.1 Констатирующий этап исследования 2.2 Формирующий этап исследования 2.3 Контрольный этап исследования Заключение Список использованной литературы Введение
Актуальность дипломной работы. Физическое воспитание в школе оказывает содействие в формировании всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Достижение этой цели обеспечивается решением связанных задач, направленных на: укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; обучение жизненно важным умениям и навыкам; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;одействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.
Сегодня перед учителем выдвигается комплекс новых задач, которые в явном виде не стояли перед ним. Это такие задачи, как воспитание ценностных ориентаций младшего подростка на физическое и духовное совершенствование, формирование потребностей и действенных мотивов занятий физическими упражнениями и использование других средств здорового образа жизни, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между детьми, детьми и учителями. В числе новых задач, стоящих сегодня перед учителем физической культуры, - ориентация детей на самостоятельные занятия физическими упражнениями, использование их в целях отдыха, досуга, самосовершенствования, а также овладение умением осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Успешное построение учебно-воспитательного процесса по физической культуре возможно в том случае, если учитель не только ясно понимает современные цели и задачи физического воспитания, но и осуществляет свою деятельность на основе таких принципов, как личностный и деятельностные подходы, гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса, применение на практике современных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности. Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей преподавания уроков физической культуры в 5 классах в условиях общеобразовательной школы. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: . Изучить особенности физического и физиологического развития учащихся 5 классов; . Рассмотреть задачи и средства физического воспитания учащихся 5 классов; . Ознакомиться с формами организации физического воспитания учащихся 5 классов;
. Провести эмпирическое исследование преподавания уроков физической культуры в 5 классах, включающее в себя три этапа. Объект дипломной работы: процесс преподавания урока физической культуры в 5 классе. физическое воспитание преподавание урок Предмет исследования явилось эффективность использования игр, проведение различных соревнований, как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся. В процессе проведения эмпирического исследования были использованы следующие методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование, методы математической обработки данных. Опытно-экспериментальная база исследования: 5 классы общеобразовательной школы. Диплом состоит изведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении доказывается актуальность исследования, ставятся цель, определяются объект, предмет, задачи исследования, выбираются методы и опытно-экспериментальная база исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты особенностей преподавания уроков физической культуры в 5 классах. Во второй главе описывается организация учебной деятельности в условиях общеобразовательной школы, основные формы организации обучения на уроках физической культуры в 5 классах, технология организации урока. Опытно-экспериментальная работа во второй главе представлена констатирующим, формирующим и контрольным этапами. В заключении дается анализ данного исследования и его результаты. Список использованной литературы включает в себя 44 литературных источников. Дипломная работа выполнена на 50 листах машинописного текста. Глава 1. Теоретические аспекты особенностей преподавания уроков физической культуры в 5 классах Особенности физического и физиологического развития учащихся 5 классов
В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Учащийся 5 класса - это уже не ребёнок и ещё не взрослый. Это период бурного и неравномерного физического развития: . Происходит ускорение роста: интенсивно происходит рост скелета и конечностей, а грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость;
. Происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, но мышцы не способны к длительному напряжению. Необходимо следить за тем, чтобы ученик не уставал при длительной физической нагрузке, необходимо давать ему отдохнуть; . Диспропорция сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например потемнение в глазах, головные боли; . Нарушения со стороны нервной системы: повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, склонность к аффектам (аффект - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, связано с неудовлетворением жизненно-важных потребностей). Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у учащихся 5 классов еще несовершенна: ученики воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание. Особенностью внимания учеников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению. Память у учащихся 5 классов имеет наглядно-образный характер: ученики лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ученики этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у учеников 5 классов, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти. Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся 5 классов забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с учениками пройденный учебный материал.
Мышление у школьников в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Ученики пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества. Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Объяснение должно быть просто по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы, понятия. Закреплять восприятие практическими действиями и с помощью слова. Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие демонстрацию уже имеющихся знаний, умений, навыков; широту кругозора, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение дидактических игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ученика: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества. Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Игры полезны и для развития способностей школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у учеников с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Ученики этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Учащиеся 5 классов не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у учеников этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.
Учеников 5 классов отличает весьма своеобразное отношение к себе: около 34 % мальчиков и 26 % девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % учеников отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные черты все равно перевешивают. Таким образом, характеристикам учеников этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон. Итак, эмоциональная сфера учащихся 5 классов характеризуется: ) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями; ) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия; ) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ученик переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье; ) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам; ) эмоциогенными факторами для школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками; ) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у учеников этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|