Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этническая агрессия и предрассудки





Зарубежные исследования в области этнической агрессии условно можно сгруппировать вокруг двух основных предположений:

1. Люди более агрессивны по отношению к другой этнической группе, отличной от своей.

2. Люди с расовыми предрассудками будут вести себя более агрессивно к представителям других этнических групп, чем к представителям своей этнической группы.

Однако экспериментальные данные показывают, что ситуационные факторы, такие, как анонимность и раздражение, играют более значимую роль в проявлениях этнической агрессии.

Люди имеют большую склонность к дискриминации, когда они оскорблены и ощущают угрозу «и/или свободны от общественного осуждения». Независимо от расы, люди, имеющие предрассудки в отношении других этнических групп, более агрессивны, чем люди без предрассудков14.

Этнические проекции

Этнические проекции в плане дискриминации связаны с культурным шоком и с индивидуальными проекциями. Культурный шок часто связан с миграций, когда этнические группы добровольно либо по принуждению меняют свою среду обитания. Так, в результате этнических конфликтов 1988—1989 гг. из Азербайджана в Армению и из Армении в Азербайджан переселилось 422 тыс. человек. При этнических конфликтах в Узбекистане страну покинуло 9 тыс. русскоязычного населения, а из Азербайджана мигрировало свыше 10 тыс. Культурный шок как последствие миграции связан с новым для мигранта разнообразием «вербальных и невербальных символов», которые дезориентируют его в повседневной жизни, приводят к стрессовым ситуациям. При такой ситуации наблюдается «чувство беспомощности, стремление к контактам с представителями собственной культуры, уже долго проживающей в новой культуре, страх быть обманутым или оскорбленным, общее снижение настроения и т.д.»15. Таким образом, явления, сопровождающие культурный шок, могут провоцировать негативные установки для возникновения агрессии.

В основе индивидуальных проекций нередко лежит феномен «негативных качеств личности». Некоторые люди имеют негативные качества, от которых они подсознательно хотели бы избавиться. До конца их не осознавая, а потому и не имея возможности и упорства это сделать, они «проецируют» эти свои качества на чужие этнические группы, освобождаясь таким образом от отрицательных эмоций в отношении себя и направляя их вовне.



Традиционализм

Этническая самоидентификация может сопровождаться и определенными групповыми установками, когда дискриминация другой, не «своей» группы позволяет снимать ощущение «неуверенности или подчиненного положения». Повышение групповой самооценки в таких случаях осуществляется на основе принципа «мы лучше, чем они». Такая позиция выражается в оценке «чужой» культуры на основе традиционных для данной культуры символов, ценностей и стереотипов как абсолютно ценных.

Согласно исследованиям Ашмора и Дельбока, в современном западном обществе этническая предубежденность претерпела изменения, однако она не исчезла и обрела новые формы:

• Расизм низших слоев общества — «ощущение расовой угрозы», основанное на страхе потерять доминирующее положение этнического большинства.

• «Символический расизм жителей пригородов» — положительное отношение к интеграции этнического меньшинства, но сопротивление продвижению его представителей в социальной иерархии.

• «Антирасизм по расчету» — система взглядов представителей высших слоев общества, которые готовы оказывать протекцию людям иной расы, если это повышает их оценку в глазах окружающих16.

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке труда предъявляет определенные требования к работающим. Социокультурные теории рассматривают дискриминацию как последствие этой конкуренции, когда этническое большинство стремиться сохранить свое общественное влияние и упрочить свои экономические позиции. Именно экономические отношения определяют существование различных форм эксплуатации, использующих расистские настроения. Так, Р.Блаунер разработал теорию расового угнетения, где экономическому и политическому господству уделяется главная роль. В основе его концепции лежат следующие принципы колониальных отношений:

• принудительное навязывание туземцам господствующей культуры;

• попытки господствующей культуры изменить и контролировать туземную культуру;

• политическое господство;

• экономическая эксплуатация;

• идеология, оправдывающая власть господствующей группы17.

Социальная работа и этноцентризм

Практика социальной работы с этночувствительными группами клиентов предполагает наличие определенных знаний у социального работника, таких, как знание культуры клиента, особенности социальных ценностей и ориентации, стереотипы поведения и специфику взаимоотношений в различных референтных группах. В процессе взаимодействия с этночувствительными клиентами социальный работник должен придерживаться следующих принципов:

• осуществлять поддержку на основе понимания социокультурного своеобразия клиента;

• оказывать помощь клиентам без предубеждений по отношению к ним;

• планировать совместно с клиентами решение их проблем, чему должна способствовать система административных действий;

• сотрудники социального агентства, работающие с этническими меньшинствами, должны иметь соответствующую квалификацию, возможность продвижения по службе на равноправных основаниях; то же касается и сотрудников — представителей социальных меньшинств;

• этническим меньшинствам должны быть предоставлены возможности для специального профессионального обучения18.

Особенность этих принципов заключается в том, что антидискриминационная практика направлена не только на формирование отношений с клиентом, но и на предотвращение институциональной дискриминации.

Практика социальной работы в этнически гомогенной среде базируется на «концепции двойного подхода». В основе этой концепции лежит предположение, что клиенты взаимодействуют в двух системах. Первая — доминантная система, являющаяся источником власти, доходов и средством контроля; вторая — этнокультурное окружение, представленное семьей и общиной. При работе с клиентом необходимо учитывать влияние данного окружения на жизненный сценарий клиента.

В зарубежной практике социальной работы с этническими группами широко используется концепция Барбары Соломон, иногда называемая стратегией полномочий.

Стратегия полномочий

В основе этой стратегии лежит устранение негативных влияний и отрицательных оценок, которые обычно имеет этническое меньшинство. По мнению Б.Соломон, этнические меньшинства страдают не столько от материальной недостаточности, сколько от невозможности использовать механизм власти. Стратегия полномочий предполагает не только равное и эффективное обслуживание всех клиентов, но и активизацию самопомощи, снятие институциональных отрицательных оценок клиента.

Б.Соломон считает, что развитие человека проходит три уровня:

• уровень семьи, где формируется доверие и социальная компетентность субъекта;

• уровень формирования навыков социальной компетентности на основе взаимодействия с социальными институтами;

• уровень принятия и выполнения необходимых социальных ролей.

Отсюда выстраиваются главные цели стратегии полномочий:

• обнаружение реальных проблем клиента;

• предоставление социальным работником специфических знаний для использования клиентом в решении своих проблем (причем социальный работник и клиент выступают как партнеры);

• использование структур власти для изменения ситуации клиента.

Эта модель относится не только к уровню власти, но и к уровню семьи. Семья — это мощный социокультурный фактор, который способен усилить развитие способности клиента к самопомощи, преодолеть негативные реакции и отрицательные оценки окружения, эффективно поддерживать социального работника при решении проблем.

Отсюда возникает ряд специфических требований к роли и компетенции социального работника. В практике взаимодействия с этночувствительными группами социальный работник выступает в следующих основных ролях: как консультант, который предоставляет модели решения клиентом возникших трудностей, способы улучшения самочувствия клиента; как тренер-учитель, обучающий клиента умениям решений задач.

Специфика ролей требует от социального работника нонрасистской практики специфических умений, среди которых:

• способность предоставлять альтернативные объяснения любого поведения, помогать находить правильные и отклонять ложные;

• способность находить альтернативные программы, подходящие клиенту;

• способность проявлять сочувствие, интерес, сердечность к клиенту, несмотря на наличие у него этнических стереотипов;

• способность понимать истинные чувства окружающих, даже если они выражаются в непривычной форме19.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека.

2. Сексизм и общественное сознание.

3. Модели антидискриминационной практики.

4. Этноцентризм и проблемы дискриминации.

5. Практика социальной работы в отношении этнических меньшинств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. — М.,1997.

2. Социальная работа. — М., 1997:

3. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997.—T.I.

4. Социальная работа / Под ред. И.А.Зимней. — М.,1996. — Вып. 8.

5. Теория и методика социальной работы: краткий курс. — М., 1994.

6. Теория и методология социальной работы. — М., 1994.

7. Фирсов М.В. Теоретические основы социальной работы. — М., 1997.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 Цит. по: Зуйкова Е.М. Феминизм — социально-политическая теория / Социальная работа: теория, технология, образование. — М.: Союз. 1998. — № 2. — С.,90.

2 См.: Кон И.С. Введение в сексологию. — М., 1988. — С. 50.

ЗДaль В.И. Пословицы русского народа. — М., 1984. — Т. 1. — С. 274—275.

4Осетинские (дигорские) народные изречения. — М., 1980. -- С.107—108.

5 См.: Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX— XII вв.).-М., 1998.-С. 263

6 См.: Вейнингер О. Пол и характер. — М., 1992.

7 Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины.: невеста, жена, любовница (X — начало XIX века). - М., 1997.

8 Вестник статистики. — М., 1992. — № 10.

9 ZastrowCh. Introduction to social work and social welfare. — California, 1993. — R 431.

10 Бодрова В. В. Семья и женщина в зеркале общественного мнения / Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. — М., 1992. — С. 21.

11 Tischler H. Introduction to sociology. - N.-Y..1990. - P. 276.

12 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1989. — С. 91—92.

13 Айви А., Айви М., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. — Новосибирск, 1990. — С. 152—154.

14 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.

15 Сухарев А. В. Этнофункциональная психология: исследования, психотерапия. - М„ 1998. - С. 26.

16 Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990.— С. 139.

17 Смелзер Н. Социология. — М., 1994. — С. 310. "ZastrowCh. Introduction to social work and social welfare. — P. 416—417. 19 Payn M. Modern social work theory: a critical introduction. — London , 1990. — P. 229—234.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.