Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Глава 14. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФАКТОР В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА





Под индивидуальностью принято понимать совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность отдельного индивида. В практике социальной работы индивидуальное проблемное поле клиентов обусловлено различными факторами. Их многообразие не позволяет дать исчерпывающую типизацию и классификацию. Однако можно выделить существенные биопсихосоциальные доминанты, вокруг которых группируются индивидуальные запросы клиентов, встречающиеся в практике социальной работы. Ими являются факторы пола, возраста, здоровья и сексуальности клиента.

ФЕНОМЕН ПОЛА И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА

Доминанты пола играют определенную роль для выбора стратегий поддерживающей терапии клиента. Мужские и женские стереотипы, ролевое поведение в социуме, в семье, на производстве, специфика психосоциальных проблем, особенность требований окружающей среды к мужчинами и женщинам поднимает целый пласт специфических проблем, с которыми сталкиваются социальные работники.

Мужчины

Представление о маску личности разные народы связывают с различными стереотипами. Некоторые восточные культуры мужественность и физическое совершенство связывают с наличием у мужчины большого живота, поскольку там сосредоточена жизненная энергия. В античном мире пропорционально развитое тело было образцом совершенства и мужественности. Дж.Уайли, осмысливая культурные представления различных народов о маскулинности, приходит к выводу: «чем выше, больше, тяжелее мужчина, тем большей мужественностью он обладает»1. Это то архетипическое начало, которое лежит в коллективном бессознательном у многих народов. Современные стереотипы мужественности связываются с такими качествами, как физическая сила, свобода в отношении, например, к внешности, употребления алкогольных напитков, сексуальных связей. Однако с ростом женского движения за свои права, усилением роли женщины в общественной и производственной жизни выдвигаются требования, ранее не предъявляемые к мужчинам. Эти женские идеологемы, согласно исследованиям Б.Леннеер-Аксельсон, можно представить в виде следующих требований:



• мужчина должен зарабатывать много денег, к тому же успевать разделить ответственность в доме;

• мужчины должны быть сильными, логичными, решительными, анализирующими, разумными, мягкими...;

• мужчина должен быть мягким и твердым одновременно;

• мужья должны бегать, убирать комнату, заботиться о детях, готовить пищу, содержать в порядке машину и прочее оборудование...;

• мужчины должны делать карьеру и одновременно не пренебрегать женой...2.

Культурные нормы, имплицитные гендерные концепции, ролевые обязательства формируют определенные ограничения для проявления маскулинности в современном обществе. Исследования Дж.О'Нила выявили, что в процессе социализации мужчины находятся под давлением общественных установок, которые заставляют их усваивать и принимать определенные ролевые обязательства. Он считает, что шесть типов ограничений в обществе, накладывают определенный отпечаток на проявление «маскулинности» как специфического социального феномена полового диморфизма:

• запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение;

• равнодушие к своему здоровью;

• одержимость достижениями и успехами;

• регламентация сексуального поведения;

• стремление к власти и соперничество;

• гомофобия (отвращение к однополой любви)3. Социальные нормы и стереотипы вызывают к жизни специфические проблемы, с которыми сталкиваются мужчины в процессе жизнедеятельности.

Мужчина -клиент

Кризис маскулинности — проблема нашего века. Кризис связан, с одной стороны, с изменением характера труда в условиях свободной конкуренции, экономическим и социальным освобождением женщины. С другой стороны, от мужчин требуется больше активности не только в обеспечении семьи в условиях равноправного социально-экономического партнерства, но и выполнение ранее не свойственных для них социально-ролевых функций, например выполнения работ по дому или осуществления ухода за больным ребенком. Ситуация усугубляется, если мужчина оказывается безработным, а работа женщины является единственным источником финансирования семьи. Таким образом, происходит разрушение поло-ролевых установок, сформированных в процессе социализации, что приводит к определенным последствиям: агрессии, насилию, суицидам.

Запреты и ограничения, которые предписываются мужчине в обществе, психосоциальные проблемы в брачно-семейных отношениях могут вызывать различные формы депрессии, психосоматические расстройства, провоцировать систематическое употребление алкогольных напитков, что, в свою очередь, не может не отразиться на семейной и личной жизни мужчины.

Агрессия

 

Агрессивность рассматривается зарубежными исследователями как производная мужской социализации. Продвижение по службе, профессиональная компетентность требует определенных агрессивных действий. Агрессия является инструментом (Р.Бэрон, Д. Ричард сон), к которому прибегают мужчины для получения социального и материального вознаграждения. В этом отношение мужская агрессивность выступает как:

• средство достижения цели;

• попытка восстановить «однозначность» в социальной ориентации в непредсказуемом и ставшем противоречивым окружении;

• средством экстернализации;

• реакцией на повышенные требования и нагрузки;

• стратегическим поведением в условиях социальной изоляции и слабых контактов4.

Однако часто агрессивность проявляется в сфере семейно-брачных отношений, в процессе воспитания детей, что приводит к психотравмирующим последствиям не только для объектов, но и самих субъектов агрессии.

Суициды

 

 

Согласно отечественным исследованиям мужчины значительно чаще, чем женщины кончают жизнь самоубийством, и мужскую суицидальную активность можно рассматривать как устойчивую тенденцию, не только в Российской Федерации, но и в других странах мира. Согласно исследованиям В.Афансьева и Я.Гилинского8 динамика уровня самоубийства на 100 тыс. человек среди мужчин и женщин в СССР выражалась в следующих соотношениях:

 

Схема 8

 

Алкоголизм

 

По данным Всемирной организации здравоохранения алкоголизмом страдают мужчины чаще, чем женщины. Однако если разрыв между мужчинами и женщинами в начале века составлял 1:10, то в конце века он снизился до 1:5. Поло-ролевые стереотипы и социальные установки накладывают определенный отпечаток на формирование у мужчин алкогольной зависимости. Стрессы, дезадаптивные факторы, семейные, конфликты, финансовые проблемы, неурядицы на работе, разводы провоцируют развитие алкоголизма. Алкоголь выступает психотропным средством различного действия. В зависимости от дозы он может оказывать эйфоризирующее, антидепрессивное, снотворное действие. При постоянном употреблении алкоголя, постепенно формируется синдром алкогольной зависимости, который приводит не только к различным видам заболеваний (диабеты, гепатиты, циррозы и т.д.), но и к различным формам насилия в семье и обществе. Сегодня в РФ можно наблюдать рост алкоголизации населения. Если в 1991 г. под диспансерным наблюдением было 224,9 тыс. человек, то в 1994 — 237,5 тыс. человек. Соотношение страдающих алкоголизмом мужчин и женщин составляет 1:5, но можно констатировать рост мужского алкоголизма. В диаграмме показана тенденция заболеваний населения алкоголизмом на 100 тыс. населения6.

Социально-психологические предпосылки роста алкоголизма вообще, и мужского в частности, исследователи объясняют трудностями адаптации к различным стрессогенным факторам. Алкогольная предрасположенность связана, по мнению В.Дунаевского и В.Стяжкина, с индивидуальными психофизиологическими особенностями личности и условиями воспитания. Они выделяют четыре типа личности, имеющие предрасположенность к алкоголизму:

• лица с завышенной самооценкой, ставящие себя вне критики;

• «агрессивные», асоциальные, жестокие люди, с легко возникающим чувством ненависти;

• «неприспособленные», беспомощные, склонные к невротическим реакциям;

• «странные», с чертами депрессивности и параноидальности7.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.