Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дженгелийское движение: внутренний оратор Гилянской революции




 

История Гилянской революции тесно связана с дженгелийским движением (от слова «gangal» - лес). Это повстанческое движение в прикаспийской Гилянской провинции Персидского шахства, которая и дала название назревающей революции. Российские документы того времени содержат следующие сведения об этой провинции: «Гилян это узкая полоса территории, расположенная на юго-западном берегу Каспийского моря; он граничит на западе с Талышем и на востоке с Тоннекабуном. Эльборский горный хребет отделяет его от Эрака Аджема. Гилян богат лесами, расположенными на склонах гор, обращенных к морю.

Гилян делится на районы: на западе - Каргенруд, Масуле и Фуменат, в центре - Рештский округ, на востоке - Лахиджан, на юге - Дейламан и на севере - Энзелийский район». Известный генерал Л. Денстервиль дает следующее описание Гиляна: «Решт, главный город провинции Гилян, расположен по этой дороге милях в 20 от порта Энзели-Казиан.

Сама гавань образована двумя песчаными косами, имеющими подобие гигантских ножниц и заключающих в себе неглубокую лагуну. На западной косе расположен старый персидский город Энзели, на восточной же новый русский город Казеан, выстроенный русскими в связи с заключением с Персией ценных торговых концессий. Всего несколько сот ярдов водного пространства отделяют эти два города. В Казиане расположены почти все судостроительные верфи, в Энзели же находится торговые помещения, банки и гостиницы, здесь и ведется вся торговля.

Жителей Гиляна называют еще «джангалами» только потому, что они живут в лесистой местности или иначе - джунглях. Но это название сбивает только с толку и дает представление чего-то дикого и свирепого, тогда, как гилянцы не дики и не свирепы».

Анализируя дженгелийское движение мы выявили различные мнения о том, кто его организовал и какие организации принимали в этом участие. Так, например, ранее названный нами генерал Л. Денстервиль писал по этому поводу: «Так называемое «дженгельское» движение было организовано известным революционером Мирза Кучек-ханом, честным и добросовестным идеалистом. Его программа заключает в себе те же заезженные несносные лозунги свободы, равенства и братства. «Персия для персов» и «долой иностранцев», конечно, также фигурируют в ней». Вот такую характеристику мы встречаем в воспоминаниях генерала Денстервиля, которому пришлось непосредственно столкнуться с данным движением. В одном из своих донесений он, в частности, пишет, что им пришлось столкнуться не с представителями советской власти, сколько противодействовать планам панисламистов, «которые, объединяя бакинских татар с энзелийскими дженгелийцами, образуют собой очень сильную антибританскую организацию, поддерживаемую немецкими деньгами и немецкими офицерами...»

В этой связи определить, какая организация непосредственно принимала участие в этих событиях было очень сложно. Так, например, Денстервиль полагал, что Кучек-хан «имел большую возможность инспирирующую его силу в лице немецких и турецких агентов, а также и мусульманского Комитета Единения и Прогресса». Вот еще одно, найденное нами мнение о гилянском движении, личности Кучек-хана и об истоках этого движения: «После разгрома первой революции, революционеры, разбитые и бежавшие от реакции, но стремившиеся продолжать борьбу, не могли найти лучшего убежища, чем непроходимые знаменитые Гилянские леса. Так Гилян сделался сборным пунктом таких революционеров, так создалась в Гиляне группа Эттехаде-Ислам. Движение, ставшее впоследствии известным под именем Кучек-хановского, есть ничто иное, как мизерная гилянская партизанщина, не имеющая какой-либо определенной программы. Возникло это движение в 1912 г. в период усилившейся реакции, под исламистскими лозунгами («Эттехаде-Ислам») и борьбы с иностранцами». Это самая ранняя дата организации и начала этого движения, которая обнаружилась в исследуемых нами источниках. Историк А. Султан-Заде так характеризует его: «Организатором и инициатором этого движения была маленькая группа в пять человек, среди которых и был доктор Хишмет. Эта группа решила бороться партизанским методом и скрылась в лесах, куда к ней сходились отдельные протестанты и революционеры, а иногда и просто бандиты. Они поклялись не стричь волос до освобождения Персии. Через некоторое время после к организации, к этой группе примкнул Мирза Кучек, бывший мулла в Реште, принимавший некоторое участие в первой революции (имеется в виду первая конституционная иранская революция)».

Этим событиям большое внимание уделяли средства массовой информации. Так, например, говоря о дженгелийском движении газета «Жизнь национальностей» в 1919 году писала, что «В лесных дебрях Гиляна и Талышских гор родились персидские лесные братья (Дженгели). Маленький гилянский помещик и купец в Реште, Мирза-Кучек-хан бросает свои будничные занятья, отращивает себе бороду и длинные волосы, дав обет не стричь их и не мыться, пока не будет изгнан из Персии последний чужеземец, и кличет боевой призыв пока что только против англичан. Собрав около себя несколько сот вооруженных лесников-гилянцев и талышских горцев, он организует в 1916 г. летучий партизанский отряд, приобретший себе крупную популярность среди народных масс, в особенности Гиляна и Мазендерана, и сочетающий в своих лозунгах несомненные признаки суфизма».

Таким образом, даже эти высказывания свидетельствуют о том, что различные взгляды на дженгелийское движение, на его характер и цели, которые, на наш взгляд интересны, тем, что они исходят от непосредственных участников или очевидцев событий.

В этой связи мы исследовали роль в этом движении его лидера Кучек-хана.

О личности его осталось немало воспоминаний современников тех событий. Так, например, заведующий Информбюро в Персии В.Г. Тардов в докладе «Наша политика в Персии» отмечает, что за время своего пребывания в лесах, т.е. уже после начала операции, Кучек-хан «завязал повсюду связи и обеспечивал себе поддержку революционных демократических кругов во всей Персии». Автор делает вывод, что Гилянская операция носила не какой-то местный, локальный характер, а, начавшись в Гиляне, местное партизанское движение против оккупационных войск России и Англии могло перерасти в общенациональное, тем более, что в Тегеране его поддерживали сторонники и члены бывшей партии «Иджтимаюн-е-Амиюн». В Азербайджане он (Кучек-хан) имел на своей стороне Тавризскую Демократическую партию «Фергейе Демократ». Персидский Азербайджан отнесся к деятельности Кучек хана с полным доверием и готовностью оказать ему активную поддержку.

Помимо Тавриза Кучек-хан имел связь с демократическими кругами некоторых частей Хороссана и даже с вождями Бахтияров, глава которых Самсэм ас-Салтане, вел с ними переговоры и определенно обещал поддержку при движении Кучек-хана на Тегеран. Кроме всего этого Кучек-хан, как известно, находился в переговорах и с казачьей бригадой В. Старосельского, который готов был, на известных условиях, перейти на его сторону при движении его на Тегеран.

Таким образом, Кучек-хан возможно имел в виду не отдельный партизанский набег на Тегеран, а организацию революции в общеиранском масштабе. Лозунгами этой революции стали «долой англичан» и «долой Каджаров», которые были выдвинуты Кучек-ханом. Об этом свидетельствует и мнение о Гилянском движении, высказанное в докладе персидского корреспондента Совета Пропаганды и Действий народов Востока «О революции в Персии в 1920 году». В частности, он отмечал, что «В это время в Гиляне, особенно в Реште, усиливается пропаганда дженгелийцев, которые использовали англо-персидское соглашение в виде агитационного мотива. Кучек-хан прямо обратился к жителям Гиляна с предложением - «сбросить иго правительства, распродающего Персию оптом и в розницу в магазинах Лондона» и изгнать из Персии покупщиков».

Действительно, договор 1919 года с Англией послужил еще одним внешним толчком для дженгелийского движения после некоторого затишья, о котором нами говориться ниже. Влияние Кучек-хана начинает увеличиваться все более и более и дело доходит до того (по-видимому, это событие 1919 года), что пропаганда его имеет успех даже среди правительственных чиновников и даже вельмож.

Среди многих интересных мнений о личности Кучек-хана как о мусульманине и именно шиите, нас заинтересовала его характеристика, данная в докладе корреспондента «Совета Пропаганды» В.Г. Тардова, который отмечает, что «Он был выразителем феодально-буржуазной Персии, глубоко ненавидел шаха - турка Каджара, этого узурпатора с точки зрения каждого шиита и был категорически против всякого социального переустройства до того, что самая мысль об отнятии земель у ханов приводила его в священный ужас и негодование. Воспитанный в клерикализме, окруживший себя муллами всех рангов, дервишами и прочей дрянью, которой так богата Персия, не предпринимавший ничего без их ведения и совета, этот «взбунтовавшийся мулла» естественно не мог мыслить никакого социального переустройства, самое большее, что являясь анти-шахом, поскольку турок-Каджар был предусмотрен уже шиитской догматикой, как узурпатор и насильник над совестью каждого перса-шиита.

По мнению того же В.Г. Тардова, Кучек-хан начал свою деятельность в Гиляне по приказу социал-демократической партии Ирана «Иджтемаюне-Амиюн», которая играла видную роль в революции Ирана 1906-1911 годов. Что же касается личности лидера движения, то наши исследования свидетельствуют о том, что Мирза Кучек-хан, будущий лидер дженгелийского движения в Иране, родился в 1881году в одном из районов г. Решта. Его отец, Мирза Бозорг, был секретарем в городской налоговой службе. Один из четырех сыновей Кучек-хан получил традиционное для того времени образование: до 15 лет он обучался в одной из местных школ города Решта, а после стал посещать теологический курс. В 21 год он отправился в Тегеран для продолжения образования в медресе Мухамадие, который успешно закончил и получил должность имама в одной из мечетей.

В тоже время, по свидетельствам англичан, он был подозрительным человеком, но вместе с тем являлся преданным и верным другом. Его патриотизм часто путали с религиозным фанатизмом. Однако, это был вежливый человек с чертами аскета, немногословный, противник алкоголя и табака. Даже личную жизнь он не смог вовремя устроить. Известно, что женился он лишь за два года до своей смерти.

В целом, это был образованный и эрудированный для своего времени человек. Кроме исламской теологии он хорошо знал классическую персидскую поэзию, литературу и многое мог цитировать. Особенно он любил поэму Фирдоуси «Шах-наме». Все это не помешало ему стать признанным политическим лидером. Его первый политический опыт протеста властям точно нами не установлен, но тем не менее мы выявили тот факт, что во время своего нахождения в Тегеране он выступал против поездок шаха в Европу за денежными кредитами для Ирана. Вернувшись в Решт после окончания образования, он был среди студентов, выступавших за создание студенческих союзов-энджуменов, которые выражали интересы студентов теологического курса.

Командующий Волжско-Каспийской флотилии Ф.Ф.Раскольников, принимавший участие в Энзелийской операции, охарактеризовал Кучек-хана следующим образом: «Полуразбойник, полуреволюционер, сторонник национального освобождения Персии, он наводил ужас на английских купцов и офицеров, смело нападая на автомобили из-за скал горного перевала между Казвином и Тегераном. Немало фордов и других машин было сброшено им под откос в глубокую пропасть. Как легендарный Робин Гуд Кучек-хан отнимал имущество у богатых и раздавал его бедным крестьянам. Подобно герою английской легенды он сказочно неуловим и после своих нападений скрывался в горах и лесах. Крестьяне кормили, поили и прятали его».

Вот одно из наблюдений Ф. Раскольникова: «Вскоре показался Кучек-хан, сопровождаемый своими соратниками и шумно приветствуемый персидской толпой. Высокий, стройный, красивый с правильными чертами лица он шел с непокрытой головой. Длинные темные вьющиеся кудри пышными локонами падали на его плечи. Его грудь была туго обтянута косым крестом пулеметных лент. Широкие брюки были заправлены в бледно-зеленые обмотки, завязанные белыми тесемками, на ногах сверкали вышитые серебром жесткие кожаные туфли с острыми, загнутыми кверху носками. Медленно и важно он шел по улице, радостно и с достоинством раскланиваясь с народом».

Все эти свидетельства дают основание характеризовать Кучек-хана как личность незаурядную, способную влиять на окружающих и производить впечатление о своей значительности. По-видимому, он обладал теми качествами лидера, которые в современной политологии обозначают термином «харизма». Больше того, он умело использовал эти свои качества во имя достижения своих политических целей.

В этой связи необходимо исследовать методы борьбы гилянских повстанцев.

С начала 1915года и до лета 1918 года дженгелийцы проявляли свою активность исключительно как местное партизанское движение.

В этот период борьба с Кучек-ханом велась с использованием сил местных правоохранительных органах. Так, например, под руководством начальника полиции Решта, был дан бой вооруженным участникам отряда Кучека, с участием примкнувших людей с Кавказа. Однако, в этом сражении полицейские потерпели поражение, так как сторонники Кучека действовали партизанскими методами.

Наши исследования показывают, что с осени 1917 года и до начала лета 1918 года, дженгелийцы не проявляли особой военной активности. Правительственные войска их не тревожили, русские были заняты эвакуацией, а англичане располагали незначительными силами под командованием генерала Л. Денстервиля и не решались выступать против дженгелийцев. Перед его экспедиционным корпусом стояла задача распространить влияние английского командования на Кавказе, в частности, в Баку, чтобы отвоевать эти районы у большевиков и германо - турок. В результате такого положения, к весне 1918 года влияние дженгелийцев распространилось на значительные районы Ирана: провинции Гилян, Таром, Халхал, Талыштулаб, Астара, Карганруд, Асалем, Мазендеран, Куджур, Тонекабун, Туркмения. Их вооруженные силы состояли из 3000 с лишним пеших и конных бойцов, которые проходили регулярное обучение под руководством германских и турецких инструкторов.

Известный исследователь Р.Абих в этой связи отмечает, что «Германских инструкторов было несколько человек. Среди них было три офицера, один врач и, кажется, один метеоролог. Турок было двое или трое. Все они (германцы и турки) прибыли из Керманшаха. Было еще несколько австрийцев-военнопленных, бежавших из бакинского лагеря или Закаспия.» Эти данные свидетельствуют о явной заинтересованности Англии, Германии, Турции и других стран осуществить свою политику в Иране с помощью военной силы.

В результате, например, на протяжении весны-лета 1918 года войска англичан переходят к активным действиям, они начинают продвигаться к Каспийскому побережью и вступают на территорию Гиляна. Авангардом английских войск становится отряд русских казаков под командованием Бичерахова. 12 июня 1918 года в районе Менджиля дженгелийцы столкнулись с отрядами Бичерахова. Использование аэропланов и другой военной техники заставило войска Кучек-хана отступить в горы. В середине июля этого года была также организована попытка отвоевания г.Решта, который к этому времени находился в руках англичан.

В процессе исследования мы выявили, что войсками дженгелийцев командовал немецкий офицер фон Паттен, который от имени дженгелийцев вступал в переговоры с англичанами, но они ни к чему не привели. В целом у нас складывается впечатление, что иностранное командование и дженгелийцы представляли разные интересы и по-разному видели окончательные цели боевых действий в Гиляне.

К августу 1918 года англичане прекращают военные действия и предлагают дженгелийцам перейти к мирным переговорам: «Они потребовали прекращения военных действий и удаления турецких и немецких инструкторов. Взамен этого дженгелийцы получали право назначать губернатора в г.Решт и распространять свое управление на всю провинцию Гилян». Англичане тем самым обеспечили себе тыл для захвата Кавказа и использовали Гилян как продовольственную базу. Все это, по нашему мнению, свидетельствует о том, что борьба, которую под руководством исламской организации вели гилянские повстанцы под лозунгами освобождения Ирана от шахского правительства и англичан, на данный период носила, скорее всего, локальный характер, несмотря на то, что она находила большую поддержку среди местного населения, а также других участников движения, которые принимали в нем участие и исходили, в основном, из своих личных интересов. Примером тому может служить заключенный договор с англичанами. С момента же подписания договора власть дженгелийцев в Гиляне становилась как бы законной: с их санкции проходило назначение губернатора, они могли открыто вести коммерческую деятельность. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, который мы встречаем как в воспоминаниях Эхсануллы-Хана, так и в мемуарах генерала Денстервиля: «Политическая обстановка, в связи с уходом из Персии, после Октябрьской революции в России, русских войск, а также в связи с ослаблением влияния англичан, отсутствием у них сил и неустойчивостью центральной власти в Персии, благоприятствовала походу на Тегеран и организации там революционного правительства».

В конце июня 1919 года Кучек-хан налаживает связи с представителями советской власти и с этого времени он начинает видеть в них силу, которая способна в какой-то степени поддерживать его борьбу.

Таким образом, как видим, история гилянской революции была неординарной и сложной. Многое в ней переплелось в области политической, экономической и внешнеполитической. Особую роль в гилянской революции сыграла личность Мирзы Кучек-хана, который, в конце концов, не смог одолеть шахское правительство и стал в 1920-е годы укреплять связи с Советским правительством.

И после подписания соглашения с правительством Ирана англичане продолжали считаться с тем, что дженгелийцы имеют заметное влияние в стране, и, видимо, предполагали, что в ближайшем будущем потенциальными союзниками Кучек-хана станет большевистское правительство. В связи с этим английский консул встречался с Кучек-ханом и предложил ему следующие условия: «Если дженгелийцы, защищая интересы персидской нации, пойдут против большевиков, англичане, со своей стороны, приложат все усилия, чтобы передать правительство в руки дженгелийцев, полагая, что их правительство будет устойчивым, так как населения всецело на их стороне». Геополитическая стратегия правительства Советской России противоречила интересам Англии в Азии. Британо - русское соперничество на этом континенте продолжалось и после революции в России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...