Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика изучения понимания ребенком суффиксов




Подготовка исследования: Придумать сказку со словами: ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик.

Проведение исследования: Исследование проводилось индивидуально с детьми 4 – 7 лет и включает 2 серии.

Первая серия: Ребенку называли три незнакомых слова: лар, лафит, кашемир и объясняют, что лар - это зверь, лафит – сладкий квас; кашемир – материя. Затем задавали вопрос: «Что такое лар, лафит, кашемир?» - чтобы проверить усвоение их значения. После этого ребенку рассказывали придуманную заранее сказку и просили объяснить слова: ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик.

Вторая серия: ребенку предлагалось произвести уменьшительные слова от исходных: жираф, овес, желудь, дуб, страус, пузырек, нос, волк, гвоздь.

Обработка данных:

Было подсчитано количество детей, правильно понимающих значение суффиксов и выполняющих задание по самостоятельному словообразованию. Данные были оформлены в виде таблицы.

 

Таблица. Понимание ребенком суффиксов

ФИО

СУФФИКС

  -енок -ище -ниц -щик Словообразование
Шиенок С. + + - + 7
Редкина П. + + + - 7
Федорова К. - + + + 4
Голес А. + + - + 5
Углик П. - + + - 4
Борозна С. + + + - 6
Руколянская В. + + - + 7
Зелютков М. + + - + 7
Майбородова О. - - - - 5
Левшевич К. + + + + 7
Владимиренко Ю. + + + - 5
Любецкая Т. + + - + 8
Винник М. + - + + 6
Мясоедов Н. + + + + 6
Вилюго И. - + - - 7
Штарас М. + + + + 6
Шидловский Д. + + + + 8
Федорова У. + - - + 5
Авлукова Д. - - - - 7
Углов М. + + - + 6

Вывод по проведенной методике:

Участники исследования, в целом, довольно успешно справились с заданиями на выявление знания значений суффиксов и умения составлять слова, используя разные группы суффиксов.

Наиболее легкими для дошкольников оказались задания (из первого блока), связанные с определением значения суффикса – енок. Наиболее сложным заданием в данной группе оказалось предложение определить понятие слов с суффиксами – ниц; -щик. Таким образом, можно сделать вывод о сложности восприятия и образования слов и понятий, обозначающих предмет и название человека по роду деятельности.

Если говорить о втором блоке заданий, то наиболее сложными для составления уменьшительных форм оказались слова овес, желудь. Так, правильно с указанным заданием справились только 8 человек, что составляет 40% дошкольников, участвовавших в исследовании. Самыми же легкими для выполнения задания оказались слова нос, жираф, гвоздь – с ними правильно справились практически все дошкольники.

 

Методика изучения понимания значения слов

Подготовка исследования

Подобрать слова по категориям: 1) обозначающие конкретные предметы, с которыми дети действуют, например: кукла, лейка, барабан, щетка; 2)обозначающие конкретные предметы, возможность действия с которыми для детей ограничена, например: поднос, футляр.

К каждому слову категории (ключевому) подобрать 9 дополнительных слов, обозначающих предметы, сходные с предметом, названным этим словом, по цвету, форме, материалу, назначению, например: футляр – зубная щетка, записная книжка, кошелек, очки, рубанок и т.д. Так внутри каждой категории составляют несколько групп из ключевого и дополнительных слов.

Подобрать предметы и предметные картинки, соответствующие словарному материалу.

Проведение исследования

Исследование проводится с детьми 3- 5 лет и состоит из двух серий.

Первая серия. Перед ребенком раскладывают 10 предметов, составляющих определенную группу и задают вопросы, например: «Найди и дай мне куклу. Где ты ее видел? Что ты знаешь о ней? Похожа ли она на… (называют предметы, обозначенные дополнительными словами)? Чем? Чем отличается?» Затем испытуемому показывают следующую группу.

Вторая серия проводится аналогично первой, но с использованием предметных картинок.

Обработка данных.

Ответы ребенка относят к какой-либо группе: 1 группа – правильно показывает все предметы; 2 группа – наряду с указанными предметами показывает некоторые предметы, сходные с ними; 3 группа – отказывается от задания или показывает все предметы, лежащие перед ним. На основании анализа выделенных ребенком признаков предмета определяют уровень понимания слов: 1 уровень – слово фактически лишено содержания, в основе понимания лежит простая связь – «слово - предмет»; 2 уровень – содержание слова определяется внешними несущественными признаками; 3 уровень – при определении значения дети ориентируются на знание существенных и несущественных признаков предмета; 4 уровень – содержание слова определяется только существенными признаками.

 

Таблица. Изучение понимания значения слов

ФИО ребенка Предметы Картинки Уровень понимания слов
Шиенок С. 6 8 3
Редкина П. 3 7 2
Федорова К. 5 6 2
Голес А. 7 8 3
Углик П. 4 6 2
Борозна С. 8 9 4
Руколянская В. 5 7 2
Зелютков М. 3 5 1
Майбородова О. 4 6 2
Левшевич К. 8 9 4
Владимиренко Ю. 9 9 4
Любецкая Т. 6 7 3
Винник М. 7 7 3
Мясоедов Н. 8 9 4
Вилюго И. 5 7 2
Штарас М. 5 6 2
Шидловский Д. 7 7 3
Федорова У. 8 9 4
Авлукова Д. 7 8 3
Углов М. 6 7 3

 

Выводы по проведенной методике.

Следует отметить, что понимание значений слов детьми существенно различается в зависимости от предъявляемого тестового материала (предметы – картинки). В исследуемой нами группе наблюдалась тенденция к лучшему узнаванию предметов изображенных на картинках. Все дети, принимавшие участие в исследовании, назвали большее количество слов по картинкам, чем после предъявления предмета.

Если говорить о преобладающем уровне понимания слов у исследуемых дошкольниках, то 1 уровень был обнаружен только у одного испытуемого, что составляет 5% группы.

Ко второй и третий группам можно отнести по 7 участников, что в сумме составляет 70% всех испытуемых. Четвертый уровень понимания слов диагностирован у 5 дошкольников – 25% группы.

Таким образом, подавляющее большинство дошкольников, принявших участие в исследовании, определяют содержание предложенных слов внешними несущественными признаками либо при определении значения ориентируются на знание существенных и несущественных признаков предмета.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...