Методика изучения понимания ребенком суффиксов
Подготовка исследования: Придумать сказку со словами: ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик. Проведение исследования: Исследование проводилось индивидуально с детьми 4 – 7 лет и включает 2 серии. Первая серия: Ребенку называли три незнакомых слова: лар, лафит, кашемир и объясняют, что лар - это зверь, лафит – сладкий квас; кашемир – материя. Затем задавали вопрос: «Что такое лар, лафит, кашемир?» - чтобы проверить усвоение их значения. После этого ребенку рассказывали придуманную заранее сказку и просили объяснить слова: ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик. Вторая серия: ребенку предлагалось произвести уменьшительные слова от исходных: жираф, овес, желудь, дуб, страус, пузырек, нос, волк, гвоздь. Обработка данных: Было подсчитано количество детей, правильно понимающих значение суффиксов и выполняющих задание по самостоятельному словообразованию. Данные были оформлены в виде таблицы.
Таблица. Понимание ребенком суффиксов
СУФФИКС | ||||||||||
-енок | -ище | -ниц | -щик | Словообразование | ||||||
Шиенок С. | + | + | - | + | 7 | |||||
Редкина П. | + | + | + | - | 7 | |||||
Федорова К. | - | + | + | + | 4 | |||||
Голес А. | + | + | - | + | 5 | |||||
Углик П. | - | + | + | - | 4 | |||||
Борозна С. | + | + | + | - | 6 | |||||
Руколянская В. | + | + | - | + | 7 | |||||
Зелютков М. | + | + | - | + | 7 | |||||
Майбородова О. | - | - | - | - | 5 | |||||
Левшевич К. | + | + | + | + | 7 | |||||
Владимиренко Ю. | + | + | + | - | 5 | |||||
Любецкая Т. | + | + | - | + | 8 | |||||
Винник М. | + | - | + | + | 6 | |||||
Мясоедов Н. | + | + | + | + | 6 | |||||
Вилюго И. | - | + | - | - | 7 | |||||
Штарас М. | + | + | + | + | 6 | |||||
Шидловский Д. | + | + | + | + | 8 | |||||
Федорова У. | + | - | - | + | 5 | |||||
Авлукова Д. | - | - | - | - | 7 | |||||
Углов М. | + | + | - | + | 6 |
Вывод по проведенной методике:
Участники исследования, в целом, довольно успешно справились с заданиями на выявление знания значений суффиксов и умения составлять слова, используя разные группы суффиксов.
|
|
Наиболее легкими для дошкольников оказались задания (из первого блока), связанные с определением значения суффикса – енок. Наиболее сложным заданием в данной группе оказалось предложение определить понятие слов с суффиксами – ниц; -щик. Таким образом, можно сделать вывод о сложности восприятия и образования слов и понятий, обозначающих предмет и название человека по роду деятельности.
Если говорить о втором блоке заданий, то наиболее сложными для составления уменьшительных форм оказались слова овес, желудь. Так, правильно с указанным заданием справились только 8 человек, что составляет 40% дошкольников, участвовавших в исследовании. Самыми же легкими для выполнения задания оказались слова нос, жираф, гвоздь – с ними правильно справились практически все дошкольники.
Методика изучения понимания значения слов
Подготовка исследования
Подобрать слова по категориям: 1) обозначающие конкретные предметы, с которыми дети действуют, например: кукла, лейка, барабан, щетка; 2)обозначающие конкретные предметы, возможность действия с которыми для детей ограничена, например: поднос, футляр.
К каждому слову категории (ключевому) подобрать 9 дополнительных слов, обозначающих предметы, сходные с предметом, названным этим словом, по цвету, форме, материалу, назначению, например: футляр – зубная щетка, записная книжка, кошелек, очки, рубанок и т.д. Так внутри каждой категории составляют несколько групп из ключевого и дополнительных слов.
Подобрать предметы и предметные картинки, соответствующие словарному материалу.
Проведение исследования
Исследование проводится с детьми 3- 5 лет и состоит из двух серий.
Первая серия. Перед ребенком раскладывают 10 предметов, составляющих определенную группу и задают вопросы, например: «Найди и дай мне куклу. Где ты ее видел? Что ты знаешь о ней? Похожа ли она на… (называют предметы, обозначенные дополнительными словами)? Чем? Чем отличается?» Затем испытуемому показывают следующую группу.
|
|
Вторая серия проводится аналогично первой, но с использованием предметных картинок.
Обработка данных.
Ответы ребенка относят к какой-либо группе: 1 группа – правильно показывает все предметы; 2 группа – наряду с указанными предметами показывает некоторые предметы, сходные с ними; 3 группа – отказывается от задания или показывает все предметы, лежащие перед ним. На основании анализа выделенных ребенком признаков предмета определяют уровень понимания слов: 1 уровень – слово фактически лишено содержания, в основе понимания лежит простая связь – «слово - предмет»; 2 уровень – содержание слова определяется внешними несущественными признаками; 3 уровень – при определении значения дети ориентируются на знание существенных и несущественных признаков предмета; 4 уровень – содержание слова определяется только существенными признаками.
Таблица. Изучение понимания значения слов
ФИО ребенка | Предметы | Картинки | Уровень понимания слов |
Шиенок С. | 6 | 8 | 3 |
Редкина П. | 3 | 7 | 2 |
Федорова К. | 5 | 6 | 2 |
Голес А. | 7 | 8 | 3 |
Углик П. | 4 | 6 | 2 |
Борозна С. | 8 | 9 | 4 |
Руколянская В. | 5 | 7 | 2 |
Зелютков М. | 3 | 5 | 1 |
Майбородова О. | 4 | 6 | 2 |
Левшевич К. | 8 | 9 | 4 |
Владимиренко Ю. | 9 | 9 | 4 |
Любецкая Т. | 6 | 7 | 3 |
Винник М. | 7 | 7 | 3 |
Мясоедов Н. | 8 | 9 | 4 |
Вилюго И. | 5 | 7 | 2 |
Штарас М. | 5 | 6 | 2 |
Шидловский Д. | 7 | 7 | 3 |
Федорова У. | 8 | 9 | 4 |
Авлукова Д. | 7 | 8 | 3 |
Углов М. | 6 | 7 | 3 |
Выводы по проведенной методике.
Следует отметить, что понимание значений слов детьми существенно различается в зависимости от предъявляемого тестового материала (предметы – картинки). В исследуемой нами группе наблюдалась тенденция к лучшему узнаванию предметов изображенных на картинках. Все дети, принимавшие участие в исследовании, назвали большее количество слов по картинкам, чем после предъявления предмета.
Если говорить о преобладающем уровне понимания слов у исследуемых дошкольниках, то 1 уровень был обнаружен только у одного испытуемого, что составляет 5% группы.
Ко второй и третий группам можно отнести по 7 участников, что в сумме составляет 70% всех испытуемых. Четвертый уровень понимания слов диагностирован у 5 дошкольников – 25% группы.
|
|
Таким образом, подавляющее большинство дошкольников, принявших участие в исследовании, определяют содержание предложенных слов внешними несущественными признаками либо при определении значения ориентируются на знание существенных и несущественных признаков предмета.
|
|