Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении




Подготовка исследования

Методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например:

1.Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что…

2. Если зимой будет сильный мороз, то…

3. Если взлететь высоко как птица, то…

4. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, что…

5. Если наступит день рождения, то…

6. Девочка стояла около окна, хотя…

7. Если снег растает, то…

8. В комнате погас свет, несмотря на то, что…

9. Если пойдет сильный дождь, то..

10. Девочка стояла и плакала, несмотря на то, что…

Проведение исследования.

Проводятся 3 серии эксперимента.

Первая серия. «Выполни задание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе в беспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, положи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?».

Вторая серия. «Закончи предложение». Ребенка просят закончить предложения, читаемые экспериментатором.

Третья серия. «Закончи предложение наоборот». Инструкция к данной серии: «Я буду читать тебе предложения, а ты придумай конец фразы, но только такой, чтобы получилось как не на самом деле, а наоборот. Например, «Я лягу в постель, потому что не хочу спать».

Затем называют одну фразу и просят ребенка придумать концовку, проверяя, правильно ли он понял инструкцию. Так как во второй и третьей сериях исследования участвуют дети 6-7 лет, то группа испытуемых выполняла только задания первой серии.

Обработка данных

Детей распределяют на группы в зависимости от развития умения устанавливать причинно-следственные связи.

1 уровень – дети часто затрудняются дать ответы на некоторые вопросы либо дают ответы с неверной причинностью.

2 уровень – дети, как правило, отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ, но затрудняются в замене причинно-следственной связи.

3 уровень – дети отвечают на все вопросы, дают ответы только с правильной причинностью и верной заменой.

  Выводы по проведенной методике.

В результате проведения данной методики удалось определить дошкольников в группы, основывающиеся на степень развития умения устанавливать причинно-следственные связи.

Так, 2 ребенка показали результат первого уровня, то есть 10% испытуемых затрудняются дать ответы на некоторые вопросы либо дают ответы с неверной причинностью.

3 уровень по показателю умения устанавливать причинно-следственные связи имеют 5 детей, что составляет 25% группы. Значит, именно такое количество дошкольников способны отвечать на все вопросы, давать ответы только с правильной причинностью и верной заменой.

Подавляющее же большинство (75%) дошкольников отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ, но затрудняются в замене причинно-следственной связи.


Заключение

Развитие речи имеет огромное значение в жизни человека. Так, при помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают новую информацию.

У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.

По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.

В результате проведенной работы по изучению психолого-педагогической литературы, а также проведения исследования с целью изучения речи дошкольников, можно придти к следующим выводам:

- Подавляющее большинство дошкольников, принимавших участие в исследовании понимания значений предлогов, справились с заданиями. Наибольший результат по группе 85% имеют двое детей, а наименьший (38,5%) показал только один ребенок.

Если давать качественную оценку выполнению задания, то нужно отметить, что наиболее сложными для восприятия и понимания оказались такие предлоги как ПОД, ЗА. Так, с выполнением заданий на эти предлоги справились менее половины дошкольников.

- Участники исследования, в целом, довольно успешно справились с заданиями на выявление знания значений суффиксов и умения составлять слова, используя разные группы суффиксов.

Наиболее легкими для дошкольников оказались задания (из первого блока), связанные с определением значения суффикса – енок. Наиболее сложным заданием в данной группе оказалось предложение определить понятие слов с суффиксами – ниц; -щик. Таким образом, можно сделать вывод о сложности восприятия и образования слов и понятий, обозначающих предмет и название человека по роду деятельности.

- Методика изучения понимания значения слов позволяет придти к выводу о том, что все дети, принимавшие участие в исследовании, назвали большее количество слов по картинкам, чем после предъявления предмета. Подавляющее большинство дошкольников, принявших участие в исследовании, определяют содержание предложенных слов внешними несущественными признаками либо при определении значения ориентируются на знание существенных и несущественных признаков предмета.

- Проведенная методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении позволяет утверждать, что подавляющее большинство (75%) дошкольников отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ, но затрудняются в замене причинно-следственной связи.


Список использованной литературы

1. Артюшков И.В.Аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки. - 1997. - N4.-С.66-75.

2. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика. М., 1984. С. 50 – 103.

3. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М., 1984. С. 21 – 50.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В.6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии.: М., «Педагогика», 1982. – 504 с.

5. Коломинский Я. Беседы о тайнах психики:.- Мн.: Юнацтва, 1990. – 192 с.

6. Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа. - 2000. - N1.-С.83-88

7. Ушакова Т.Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии. - 2000. - N2.-С.56-65.

8. А.Н. Леонтьев Избранные психологические произведения: В.2-х томах. Т1, «Педагогика», - 1983, - 322 с.

9. А.Н. Леонтьев. Речевая деятельность /Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов; М., «Просвещение», - 1997.

10. Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] // Начальная школа. - 2000. - N6.-С.98-105

11. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.

12. Д.Н.Узнадзе. Психологические исследования, «Наука», - М., 1969. – 450 с.

13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – М.: - «Академия», 1998. – 304 с.

14. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. - 1999. - Т.20, N3.-С.59-69.

14. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.1998 г

16. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1966. – 245 с.

17. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентировочной модели обучения русскому языку// Дефектология, 2003, - №5, -С.58-63.

18. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. – 217 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...