Педагогика как наука о воспитании и развитии человека
Стр 1 из 30Следующая ⇒ Болотина Л.Р. Баранов С.П. Комарова Т.С.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Москва Академический Проект
Москва Культура УДК 372.3/.4 ББК74.1 Б 79 Рецензент: Ситаров В.А., доктор педагогических наук
Б 79 Болотина Л.Р., Баранов СП., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с. – («Gaudeamus»). ISBN 5-8291-0522-5 (Академический Проект) ISBN 5-902767-05-9 (Культура)
В учебном пособии представлена личностно-ориентированная модель воспитания и развития дошкольников. Рассматриваются дели и задачи педагогики с учетом возрастных особенностей дошкольников; анализируется специфика процессов обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание авторы уделяют вопросам организации деятельности педагогического коллектива, формированию личности воспитателя. В конце учебного пособия помещены мини-хрестоматия и педагогический словарик. Для студентов и преподавателей педагогических и психологических факультетов.
УДК 372.3/.4 ББК 74.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................................................
РАЗДЕЛ I. Педагогика как наука о воспитании и развитии человека
ГЛАВА 1. Предмет педагогики.......................................................................................................... Основные педагогические понятия............................................................................... Система педагогических наук.......................................................................................
Связь педагогики с другими науками...........................................................................
ГЛАВА 2. Развитие, воспитание и формирование личности......................................................... Факторы направленного формирования личности......................................................
ГЛАВА 3. Задач и дошкольной педагогической науки.................................................................
ГЛАВА 4. Становление и развитие дошкольной педагогики....................................................... Детские сады в России...................................................................................................
ГЛАВА 5. Система образования в Российской Федерации........................................................... Современная система образования............................................................................... Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении............................
РАЗДЕЛ II. Педагогика возрастного развития человека
ГЛАВА 6. Возрастная периодизация в педагогике Педагогические критерии выделения возрастных периодов....................................... Педагогическая характеристика возрастных периодов...............................................
ГЛАВА 7. Характеристика возрастного развития дошкольника.................................................
РАЗДЕЛ III. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
ГЛАВА 8. Конвенция о правах ребенка и ее основное содержание.............................................
ГЛАВА 9. Цель и задачи учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении................................................................................................................... ГЛАВА 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста Физическое развитие дошкольников............................................................................ Социальное развитие дошкольников............................................................................ Умственное воспитание дошкольников.......................................................................
Трудовое воспитание дошкольников............................................................................ Эстетическое воспитание дошкольников..................................................................... ГЛАВА 11. Особенности обучения детей дошкольного возраста................................................. Принципы обучения дошкольников.............................................................................
ГЛАВА 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста.................................................
ГЛАВА 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста......................................................................................................................... ГЛАВА 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста Общее понятие о методах воспитания......................................................................... Классификация методов воспитания............................................................................
ГЛАВА 15. Игра в жизни дошкольника........................................................................................... ГЛАВА 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении........................................................................................................................................
ГЛАВА 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения............................ ГЛАВА 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении......................................................
МИНИ-ХРЕСТОМАТИЯ
Из истории русской дошкольной педагогики
Домострой...................................................................................................................... Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)........................................................ Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) Родное слово.................................................................................................................. Лев Николаевич Толстой (1828–1910) Мысли о воспитании...................................................................................................... Аделаида Семеновна Симонович (1844–1933) Связь детского сада со школою.................................................................................... Кто может быть воспитателем...................................................................................... Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923) Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста...................................................................................................
Педагогический словарик..................................................................................................................... Рекомендуемая литература...................................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые будущие педагоги дошкольных образовательных учреждений! Вы приступаете к изучению дошкольной педагогики – науки о развитии и воспитании детей дошкольного возраста, самых маленьких граждан нашей Родины. Изучение дошкольной педагогики необходимо для успешного решения задач полноценного физического и психического развития каждого ребенка, подготовки его к переходу в школу. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Предлагаемое учебное пособие переработано и дополнено с учетом тех изменений, которые в настоящее время внесены в системы образования в Российской Федерации. В системе образования появились совершенно новые виды дошкольных образовательных учреждений, каждое из которых требует особого подхода к процессу обучения и воспитания дошкольников. В новом варианте предлагаемого учебного пособия рассматриваются некоторые особенности работы дошкольных образовательных учреждений различных видов и типов. При этом особое внимание уделяется образовательному учреждению – начальной школе – детскому саду. Готовность детей к школе, преемственность в обучении и воспитании – это те вопросы, которые получили свое отражение в новом варианте учебного пособия. Особенно актуальной в настоящее время продолжает оставаться проблема защиты прав ребенка. В учебном пособии имеется специальная глава – «Конвенция о правах ребенка и ее основное содержание». В новом варианте пособия эта глава дополнена материалом по социальной защите прав ребенка и семьи в условиях образовательно-воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения. Во всех разделах учебной книги постоянно подчеркиваются и раскрываются идеи Конвенции о правах ребенка.
Авторы учебного пособия исходили из того, что главное в работе с детьми различных дошкольных возрастных групп – создать каждому ребенку условия для развития его индивидуальности. В связи с этим учебное пособие акцентирует внимание будущих воспитателей и педагогов на личностно-ориентированное воспитание и обучение детей. При этом особое внимание обращается в специальной главе на анализ вариативных программ для дошкольных образовательных учреждений. Выбор программы дает возможность определить направления и содержание деятельности с детьми дошкольного возраста с учетом их индивидуальности и возрастного развития. Все эти вопросы освещены в первом и других разделах учебного пособия. Второй раздел учебного пособия «Педагогика возрастного развития ребенка» посвящен особенностям детей дошкольного возраста. Здесь дается возрастная периодизация с точки зрения современных наук о ребенке и его развитии, рассматриваются педагогические критерии выделения возрастных групп. При этом авторы программы берут за основу базисную программу «Истоки», разработанную группой ученых Центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца. Дошкольный возраст – время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к этому миру. Как развивать, воспитывать и обучать детей дошкольного возраста? На этот непростой вопрос авторы дают ответ в третьем разделе учебного пособия «Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении». В этом разделе рассматривается и вопрос о преемственности в обучении и воспитании детей в условиях дошкольного учреждения и начальных классов школы. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен хорошо знать особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста, специфику организации учебных занятий с каждой возрастной группой детей. Важно при этом организовать жизнь детей в детском саду с учетом их возрастного развития и индивидуальности ребенка. Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, так как от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка. В этом разделе учебного пособия представлен материал о роли различных видов деятельности дошкольника в его развитии. При этом значительное место уделяется игровой и художественно-эстетической деятельности.
Авторы обратили серьезное внимание на особенности личности воспитателя дошкольного учреждения, его профессиональным качествам и умениям. Воспитатель маленьких граждан должен иметь самые разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родителями так организовывать жизнь детей в дошкольном учреждении, чтобы они могли реализовать свои возможности в разнообразных видах деятельности и в общении с окружающими. Работа воспитателя в детском саду – это постоянный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов работы с детьми и сотрудничества с коллегами по работе. В дошкольных образовательных учреждениях введены должности социального педагога и педагога-психолога. Особенно возросла их профессиональная значимость в образовательных учреждениях типа начальная школа – детский сад и в центрах образования. В составе центра образования функционирует и дошкольное учреждение и даже ряд таких образовательных учреждений. В связи с этим в указанном разделе учебного пособия имеется специальная глава о направлениях профессиональной деятельности социального педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения. Каждый будущий работник дошкольного образовательного учреждения должен не только быть профессионально подготовлен в процессе своей учебы, но и знать свои права и обязанности. В связи с этим в новом варианте учебного пособия представлен материал о нормативном обеспечении аттестации педагогических кадров, сотрудничестве всех членов педагогического коллектива. Согласно закону РФ «Об образовании», обучение и воспитание в России ведется в интересах личности, общества, государства. В специальной главе учебного пособия особое внимание обращается на систему управления всеми типами и видами дошкольных образовательных учреждений. При этом авторы учебного пособия предлагают профессиограмму руководителя образовательного учреждения. Авторы надеются, что изучение курса дошкольной педагогики поможет вам приобщиться к педагогической науке, овладеть основами педагогического мастерства и на протяжении всей своей профессиональной деятельности заниматься самообразованием. РАЗДЕЛ I
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА О ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К.Д. Ушинский
Истинная гуманность педагогики заключается в том, чтобы беречь радость, счастье, на которые имеет право ребенок. В.А. Сухомлинский
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|