Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика как наука о воспитании и развитии человека




Болотина Л.Р.

Баранов С.П.

Комарова Т.С.

 

ДОШКОЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА

Москва

Академический Проект

 

 

Москва

Культура

УДК 372.3/.4

ББК74.1

Б 79

Рецензент:

Ситаров В.А., доктор педагогических наук

 

Б 79 Болотина Л.Р., Баранов СП., Комарова Т.С.

Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Культу­ра, 2005. – 240 с. Gaudeamus»).

ISBN 5-8291-0522-5 (Академический Проект)

ISBN 5-902767-05-9 (Культура)

 

В учебном пособии представлена личностно-ориентированная модель воспитания и развития дошкольников. Рассматриваются дели и задачи педагогики с учетом возрастных особенностей дошкольников; анализируется специфика процессов обучения и воспитания в дошколь­ном образовательном учреждении. Особое внимание авторы уделяют вопросам организации деятельности пе­дагогического коллектива, формированию личности вос­питателя. В конце учебного пособия помещены мини-хрестоматия и педагогический словарик.

Для студентов и преподавателей педагогических и психологических факультетов.

 

УДК 372.3/.4

ББК 74.1

 

 

ISBN 5-8291-0522-5 ISBN 5-902767-05-9 © Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С., 2004 © Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2005 © Культура, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................................................................

 

РАЗДЕЛ I. Педагогика как наука о воспитании и развитии человека

 

ГЛАВА 1. Предмет педагогики..........................................................................................................

Основные педагогические понятия...............................................................................

Система педагогических наук.......................................................................................

Связь педагогики с другими науками...........................................................................

 

ГЛАВА 2. Развитие, воспитание и формирование личности.........................................................

Факторы направленного формирования личности......................................................

 

ГЛАВА 3. Задач и дошкольной педагогической науки.................................................................

 

ГЛАВА 4. Становление и развитие дошкольной педагогики.......................................................

Детские сады в России...................................................................................................

 

ГЛАВА 5. Система образования в Российской Федерации...........................................................

Современная система образования...............................................................................

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении............................

 

РАЗДЕЛ II. Педагогика возрастного развития человека

 

ГЛАВА 6. Возрастная периодизация в педагогике

Педагогические критерии выделения возрастных периодов.......................................

Педагогическая характеристика возрастных периодов...............................................

 

ГЛАВА 7. Характеристика возрастного развития дошкольника.................................................

 

РАЗДЕЛ III. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении

 

ГЛАВА 8. Конвенция о правах ребенка и ее основное содержание.............................................

 

ГЛАВА 9. Цель и задачи учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении...................................................................................................................

ГЛАВА 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста

Физическое развитие дошкольников............................................................................

Социальное развитие дошкольников............................................................................

Умственное воспитание дошкольников.......................................................................

Трудовое воспитание дошкольников............................................................................

Эстетическое воспитание дошкольников.....................................................................

ГЛАВА 11. Особенности обучения детей дошкольного возраста.................................................

Принципы обучения дошкольников.............................................................................

 

ГЛАВА 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста.................................................

 

ГЛАВА 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.........................................................................................................................

ГЛАВА 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста

Общее понятие о методах воспитания.........................................................................

Классификация методов воспитания............................................................................

 

ГЛАВА 15. Игра в жизни дошкольника...........................................................................................

ГЛАВА 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении........................................................................................................................................

 

ГЛАВА 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения............................

ГЛАВА 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении......................................................

 

МИНИ-ХРЕСТОМАТИЯ

 

Из истории русской дошкольной педагогики

 

Домострой......................................................................................................................

Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)........................................................

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870)

Родное слово..................................................................................................................

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Мысли о воспитании......................................................................................................

Аделаида Семеновна Симонович (1844–1933)

Связь детского сада со школою....................................................................................

Кто может быть воспитателем......................................................................................

Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923)

Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста...................................................................................................

 

Педагогический словарик.....................................................................................................................

Рекомендуемая литература...................................................................................................................

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уважаемые будущие педагоги дошкольных образовательных учреждений! Вы приступаете к изуче­нию дошкольной педагогики – науки о развитии и воспитании детей дошкольного возраста, самых ма­леньких граждан нашей Родины. Изучение дошколь­ной педагогики необходимо для успешного решения задач полноценного физического и психического развития каждого ребенка, подготовки его к перехо­ду в школу.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ре­бенка к познанию окружающего мира, период его на­чальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Предлагаемое учебное пособие переработано и дополнено с учетом тех изменений, которые в настоя­щее время внесены в системы образования в Россий­ской Федерации.

В системе образования появились совершенно новые виды дошкольных образовательных учреждений, каждое из которых требует особого подхода к процес­су обучения и воспитания дошкольников.

В новом варианте предлагаемого учебного посо­бия рассматриваются некоторые особенности работы дошкольных образовательных учреждений различных видов и типов. При этом особое внимание уделяется образовательному учреждению – начальной школе – детскому саду.

Готовность детей к школе, преемственность в обу­чении и воспитании – это те вопросы, которые полу­чили свое отражение в новом варианте учебного по­собия.

Особенно актуальной в настоящее время продол­жает оставаться проблема защиты прав ребенка. В учебном пособии имеется специальная глава – «Кон­венция о правах ребенка и ее основное содержание». В новом варианте пособия эта глава дополнена мате­риалом по социальной защите прав ребенка и семьи в условиях образовательно-воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения.

Во всех разделах учебной книги постоянно подчер­киваются и раскрываются идеи Конвенции о правах ребенка.

Авторы учебного пособия исходили из того, что главное в работе с детьми различных дошкольных воз­растных групп – создать каждому ребенку условия для развития его индивидуальности. В связи с этим учеб­ное пособие акцентирует внимание будущих воспита­телей и педагогов на личностно-ориентированное вос­питание и обучение детей. При этом особое внимание обращается в специальной главе на анализ вариатив­ных программ для дошкольных образовательных уч­реждений. Выбор программы дает возможность опре­делить направления и содержание деятельности с детьми дошкольного возраста с учетом их индивиду­альности и возрастного развития.

Все эти вопросы освещены в первом и других разделах учебного пособия.

Второй раздел учебного пособия «Педагогика воз­растного развития ребенка» посвящен особенностям детей дошкольного возраста. Здесь дается возрастная периодизация с точки зрения современных наук о ребенке и его развитии, рассматриваются педагогичес­кие критерии выделения возрастных групп. При этом авторы программы берут за основу базисную програм­му «Истоки», разработанную группой ученых Центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца.

Дошкольный возраст – время активного станов­ления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоциональ­ного отношения к этому миру.

Как развивать, воспитывать и обучать детей до­школьного возраста? На этот непростой вопрос авторы дают ответ в третьем разделе учебного пособия «Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении».

В этом разделе рассматривается и вопрос о преем­ственности в обучении и воспитании детей в условиях дошкольного учреждения и начальных классов школы.

Воспитатель дошкольного образовательного учреж­дения должен хорошо знать особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста, специфику организации учебных занятий с каждой возрастной группой детей. Важно при этом организовать жизнь детей в детском саду с учетом их возрастного развития и индивидуальности ребенка.

Задачи и содержание воспитания детей дошколь­ного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, так как от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

В этом разделе учебного пособия представлен материал о роли различных видов деятельности дошкольника в его развитии. При этом значительное место уделяется игровой и художественно-эстетической деятельности.

Авторы обратили серьезное внимание на особенности личности воспитателя дошкольного учреждения, его профессиональным качествам и умениям. Воспитатель маленьких граждан должен иметь самые разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родите­лями так организовывать жизнь детей в дошкольном учреждении, чтобы они могли реализовать свои возможности в разнообразных видах деятельности и в общении с окружающими.

Работа воспитателя в детском саду – это постоян­ный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов работы с детьми и сотрудничества с коллегами по работе.

В дошкольных образовательных учреждениях введены должности социального педагога и педагога-психо­лога. Особенно возросла их профессиональная значи­мость в образовательных учреждениях типа начальная школа – детский сад и в центрах образования.

В составе центра образования функционирует и дошкольное учреждение и даже ряд таких образовательных учреждений. В связи с этим в указанном разделе учебного пособия имеется специальная глава о направлениях профессио­нальной деятельности социального педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Каждый будущий работник дошкольного образова­тельного учреждения должен не только быть профес­сионально подготовлен в процессе своей учебы, но и знать свои права и обязанности. В связи с этим в но­вом варианте учебного пособия представлен материал о нормативном обеспечении аттестации педагогичес­ких кадров, сотрудничестве всех членов педагогичес­кого коллектива.

Согласно закону РФ «Об образовании», обучение и воспитание в России ведется в интересах личности, общества, государства. В специальной главе учебного пособия особое внимание обращается на систему уп­равления всеми типами и видами дошкольных образо­вательных учреждений. При этом авторы учебного пособия предлагают профессиограмму руководителя образовательного учреждения.

Авторы надеются, что изучение курса дошкольной педагогики поможет вам приобщиться к педагогичес­кой науке, овладеть основами педагогического мастерства и на протяжении всей своей профессиональной деятельности заниматься самообразованием.

РАЗДЕЛ I

 

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА О ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

 

Искусство воспитания имеет особенность,

что почти всем оно кажется делом знакомым

и понятным, а иным – даже легким,

и тем понятнее и легче оно кажется,

чем менее человек с ним знаком,

теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

 

Истинная гуманность педагогики

заключается в том, чтобы беречь

радость, счастье, на которые

имеет право ребенок.

В.А. Сухомлинский

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...