Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 пентада: сущность




 

 

Глава 35

 

ОДУХОТВОРЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

35. 5. 1. ДУХ И ПЕНТАДА

 

Бытие и становление Вселенной - это более, нежели, судьба различных сущностей, больших и малых, из которых она составлена. Мы чувствуем, что общая значимость Существования состоит в реализации Высшей Ценности, которая не находится ни вне, ни за пределами, а проникает собой все и протекает через все; все участвует в этой реализации согласно своему роду. Это предполагает, что должно быть некоторое свойство или качество Существования, в котором Бытие и Становление объединены, которое и статично и динамично, и актуально и потенциально - сердцевина всей Жизни и носитель всех значений. Поскольку это свойство описывается как согласование таких противоположностей, как Бытие и Становление, может показаться, что оно должно быть выразимо в триаде. Но каждая триада - это определенное фиксированное отношение, ему не хватает гибкости, чтобы быть тем качеством, которое нам нужно. Нет триады, которая могла бы выразить в одно и то же время статическую концепцию Тождественности и динамическую концепцию Эволюции. Тетрада с ее относительностью и в особенности - понятиями " разделения и смешивания", ближе к нужному нам понятию, но тетрада фундаментально статична. " Творение" реально не динамично, во всяком случае в отношениях, доступных нашему исследованию. Библейское восклицание (содержащееся также в Коране): " Да будет - и стало", - не схватывает драму, которой проникнуто все существование. Мы задаемся вопросом: " Что произошло с этим после того, как оно стало? " - Ответ, который будет дан на этот вопрос, зависит от того, считаем ли мы акт творения чем-то вроде акта заведения часов, за которым как за предустановленной причиной, будут развертываться следствия, пока завод не кончится, или это скорее что-то вроде отпускания на волю птицы, которая вернется домой, если сможет преодолеть опасности и риск путешествия. Мы должны спросить себя, считаем ли мы Бытие или Становление ультимативными, или мы чувствуем, что и то и другое значимо, причем в равной мере. На этот центральный вопрос вечной философии нельзя ответить в его дуалистической форме, и его решение не может также быть найдено в свойстве самого Бытия, то есть в Тетраде. Мы должны каким-то образом расширить наши представления, сделав универсальным понятие потенциальности.

В узком смысле потенциальность противопоставлена актуальности, как вечное временному. В более широком смысле потенциальность - это то, что позволяет невозможному слиться с возможным. Это условие, озволяющее Ценности возникнуть из Факта. Нам нужен термин, который передал бы понятие, скрытой в Существовании космической потенциальности к трансцендированию собственных границ. тобы иметь собственную значимость, Существование должно нести в себе семена реальности за первичными состояниями творения. Несотворенное в сотворенном, невозможное, скрытое в возможном, - это понятия, близкие к тому, что многие имеют в виду, употребляя слово " Дух" /Spirit/. Немецкое слово /Geist/, в особенности как оно употребляется Гегелем, передает понятие скрытой потенциальности. Значение, которое мы имеем в виду, это не противопоставление Духа и Материи, или дуализм Существования и чего-то иного, нежели Существование. Скорее это свойство, которое включает тождественность, различие, соотнесенность и субсистенцию, но идет дальше этого, открывая путь к тому, чтобы существование могло, не теряя себя, быть тем не менее чем-то большим. Такое понятие может быть выражено только в Пентаде, Простейшее выражение пентады упоминалось во Введении ко второму тому, где в качестве примера приводилась жизнь семейства, ак тетрада " отец - мать - ребенок - семейная жизнь", в котором появляется претендент на руку дочери, угрожающий разрушить, - но вместе с тем обещающий, обогатить, - существование семьи. Этот пример передает ощущение потенциальности, с ее двойственной значимостью неудачи и. свершения. Мы можем приблизиться к понятию Духа, если рассмотрим этот пример с точки зрения дочери. Она находится в центре этого события. Претендент как человек представляет для нее " идеал вне отца"; как разрушительный элемент он " актуален ниже мaтери". Женитьба с точки зрения отца - это свершение, с точки зрения матери - потеря. Это можно выразить следующей схемой:

 

 

                     Отец                                  Претендент как

                                                                     Потенциальный Отец

 

 

                                             Дочь

 

                     Мать                                  Претендент как

                                                                     Разрушитель Семьи

 

 

Рис. 35. 1. Пример потенциальности.

 

Духовный паттерн не полон, пока два аспекта не объединены, и событие не рассматривается как полное целое. Каждое событие, в котором есть взаимообмен сущности и существования, может быть представлено как пентада. Характерное отличие от тетрады состоит в наличии центральной точки, в которой концентрирована духовная потенциальность. Эта точка была бы утеряна, если бы она не простиралась вниз и вверх в отношении как Воли, так и Бытия, то есть если бы она не была триадой и тетрадой. Истинная духовная потенциальность требует, чтобы окружающая среда или контекст представлялся как двойственное влияние. Полная пятичленная система дает " Дух События" или geistige Inhalt /духовное содержание/.

 

13. 35. 2. ПОНЯТИЕ ПРОТИВОТОКА

 

Мы ищем cpедств выражения свойства, посредством которого существование является цепью значимых событий, а не просто упорядоченным рядом сотворенных сущностей. Значимость возникает из связи между Фактом и ценностью. В ином смысле или аспекте, это слияние /merging/Cуществования и Сущности. Все это происходит как во времени, так и вне времени. Эти должно быть гораздо большим, чем " просто" актуализация, которая дает лишь Факт. Это также должно быть гораздо большим, чем " просто" духовная потенциальность. Эта должна быть трансформация, которая как подчинена детерминирующим условиям, так и выходит за их пределы, и сверх того она должна удерживать все богатство значимости, которые мы приписываем Духу, как превосходящему, просто существование и просто сущность.

Мы не можем надеяться выразить все это в двух фазах самого Бытия, то есть в тетраде. Мы должны расширить наши представления и сделать универсальным понятие потенциальности.

Чтобы иметь собственную значимость, Существование должно иметь собственные потенциальности, не зависящие от его связи с Трансфинитной Реальностью. Мы обозначаем термином " Дух" то конкретное свойство, посредством которого все существование наделяется потенциальностью, и мы будем говорить об " одухотворении" / spiritualization/ как действии, посредством которого существование осуществляет свое предназначение. Поскольку понятие Сущности предполагает паттерн, или план, или цель, к которой, движется существование, мы можем рассматривать одухотворение как движение Существования к Сущности. С другой стороны, Сущности не хватает экзистенциального содержания, и поэтому она нуждается в Духе. Свойство Духа состоит в гармонизации Существования и Сущности, а это требует не только Одухотворения Существования, но также и Реализации Сущности. Эти понятия выводят нас за простой акт творения. Если творение - это разделение и смешивание, то Гармония Бытия может быть восстановлена только при наличии также освобождения и воссоединения. Все, что разделяется, должно соединиться, но таким образом, чтобы удерживать все новое содержание, которое добавлялось к существованию благодаря взаимодействию отдельных частей. В особенности важны для нашей интерпретации последствия создания жизни, являющейся независимым источником опыта, который возникает посредством " разделения и смешивания" и не может возникнуть никаким иным образом. Должен быть некоторый принцип возвращения, чтобы собирать урожай Универсального Существования и именно это мы имеем в виду в двойственном выражении: одухотворение существования и реализация сущности. Чтобы выразить интуицию " собирания урожая существования" мы будем использовать термин Противоток Духа / Reflux of the Spirit/. Слово " противоток" взято из " Новой науки" Дж. Вико, развитой Бендетто Кроче следующим образом: " Мы должны оторвать и очистить понятие " противотока" от исторических актов и социологической схемы, не только для того, чтобы объяснить абсолютный и вечный характер, который Вико емy приписывает, но также чтобы оправдать представление истории и социологические законы, на нем основанные и из него черпающие свою убедительность" [90]

Мы будем рассматривать " закон противотока" как " противо-Творение" /counter creation/, то есть возвращение всего Существования к своему источнику в Непостижимом.

Существование не изолировано от Бытия до последних стадий Творения, оно лишь отделено от него как " отражатель", который, дает возможность эссенциальным влияниям направлять назад к источнику в Непостижимом. Полное значение ответственности, которая лежит на Существовании, как отражателе Бытия, недоступна нашему пониманию. Тем не менее Противоток есть везде, и он может быть изучаем в человеке и в человеческом обществе не в меньшей степени, чем во всей Вселенной. Существование не ограниченo пространственно, как будто оно находится внутри шкуры, внешняя поверхность которой отбрасывает эманации Бытия, пространственно вне положенного ему. Оно не помещено " вне" Бытия а отделено от него взаимоисключением возможных и невозможных ситуаций, нераздельных в полноте Трансфинитного. Возможное и невозможнее 

повсюду в интимнейшем cопpикоcнoвeнии, в человеческом опыте не менее, чем где-либо еще.

Разделение Существования и Сущности всепроникающе, поскольку это двойник в Существовании трансцендентного разделения возможного и невозможного за пределами Существования. Мы можем всегда обнаружить в нашем опыте приток /influx /, бытийных влияний в форме эссенциальных качеств, из которых существование образует свои ценности, Мы по-видимому обнаружим и противоток, если сумеем обнаружить в самом Существовании тенденцию к реализации ценностей. Такие тенденции, пронизывающие все Существование не могут быть ничем иным, кроме как проявлением Космического Противотока, который кажется сначала трансцендентальным и потому недоступным верификации.

Слово " Реализация" должно теперь найти место в нашем словаре, и нужно определить его значение. Сущность и Существование, рассматриваемые порознь, лишь наполовину " реальны". Они зависят друг от друга. Например, способности Воли расположены с в Сущности, но их использование принадлежит существованию. Материальный субстрат вселенной, со всеми своими сочетаниями двенадцати градаций энергии - это содержание Существования, Формы, возникающие на двенадцати стадиях творения - это эссенциальное содержание сотворенной Вселенной. Мы можем теперь определить " Реализацию" как слияние Сущности и Существования в восстановлении интегральности Бытия. Одухотворение - это трансформация существования посредством притока эссенциальных ценностей. Это доступный нашему восприятию аспект более полной реализации, выходящей за пределы восприятия и ума. Таким образом, Противоток можно рассматривать как проникновение Сущности в Существования снизу. Это отличает реализацию от Эволюции, которая есть трансформация форм посредством Закона Концентрации. Реализация - это использование свободы, кроющейся во всем Существовании, в поисках Сущности ради слияния с ней. Это должно идти " снизу", - в том смысле, что " высшее" означает более ранние стадии Творения, а " низшее" более поздние- поскольку противо-творение восстанавливает единство Реальности. Противоток - более, чем просто возвращение", поскольку он, несет с собой новое, порожденное качественное содержание, отличное от эманированного качества, спускающегося Сверху. Если реализация вообще возможна, она должна быть возможна повсюду. Следовательно, это жизненно важно для нас, людей, - и как индивидуумов, и как сознательного элемента экзистенциальной Биосферы, То, что Реально, может быть истинно свободным не только от условий времени и места или даже от ограничений самого Существования, но также от зависимости от Акта Творения, который привел его к Бытию. Одухотворение Существования - это трансформация Факта в Ценность. Благодаря eму невозможное становится возможным, и вся Вселенная, которая как просто Существование есть лишь Факт, становится проникнутой Ценностью и обретает собственную значимость. Вообще Реализация Сущности есть воплощение Ценности в Факте. Благодаря ей мир абстрактных ценностей облекается плотью, и кровью конкретных событий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...