Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деловая игра-тренинг «контауд»




(Г. X. Бакирова)

Общие сведения о деловой игре-тренинге «Контауд». Переход предприятий и организаций на самофинансирование (вызванный переходом от административно-командных методов управления к экономическим и социально-психологическим) делает особенно актуальным вопрос подготовки и повышения квалификации управленческого персонала. Данная игра-тренинг направлена на тренировку умений в сфере делового общения. Она рассчитана на руководителей разных уровней, будет полезна и для специалистов в плане повышения их психологической компетентности в сфере делового общения. Новизна предложенного активного метода обучения заключается в синтезе деловой игры и социально-психологического тренинга. Она может быть использована как фрагмент в процессе социально-психологического тренинга, а также как отдельное занятие по курсу «Социально-психологические аспекты управления».

Тренинг управления персоналом

Классификация игры-тренинга. ДИ-Т «Контауд» классифицируется:

□ по сфере применения: учебная, производственная;

□ по динамике моделируемых ситуаций: детерминированная по последовательности событий, импровизированная по содержанию;

□ по способу передачи и обработки информации: с использованием видеотехники;

□ по типу коммуникации: с использованием письменной и устной коммуникации:

П по конечному продукту в игре: банк актуальных проблем предприятия или организации, их решение.

Объект моделирования. Объектом моделирования в ДИ-Т «Контауд» являются собственные проблемы и выявленные каждым игроком «болевые точки» или «узкие места» в своей профессиональной деятельности; актуальные проблемы трудового коллектива и производства, также попытка определить пути их решения в процессе группового обсуждения, организованного по принципам, освоенным при изучении курса.

Цели игры-тренинга можно разбить на две группы.

Учебные цели:

□ тренировка умения вести групповую дискуссию; П тренировка публичного выступления;

О развитие умений ориентироваться в проблеме, анализировать ее;

□ тренировка умений ясно, четко и доходчиво излагать суть проблемы и способы ее решения;

□ тренировка умения аргументировать свои высказывания, убедительно излагать свои доводы;

□ развитие установки на понимание другого человека, его проблем, интересов, позиций и т. п.;

□ тренировка умений коллегиального решения проблем;

□ активизация творческого мышления;

П развитие умений устанавливать контакт с аудиторией; О тренировка умений использовать невербальные средства общения, освоенных при изучении курса;

□ коррекция индивидуальных Неконструктивных приемов пуб -личного выступления, поведения в процессе группового обсуждения проблем;

□ закрепление лекционного материала.

Приложения

Игровые цели:

□ актуализация опыта видения реальных проблем производства и трудового коллектива;

П создание банка актуальных проблем предприятия, трудового коллектива;

□ демонстрация различного поведения людей в процессе совместной деятельности.

Предметом игры-тренинга являются:

П подготовка к публичному выступлению с докладом: освоение методики публичного выступления;

□ выявление, анализ и разработка путей решения существующей проблемы;

□ публичное выступление с видеозаписью на магнитофон;

□ оценка устного выступления с докладом, с сообщением;

□ выявление рациональных и неконструктивных моментов в выступлении по содержанию и по форме.

Общая структура игры-тренинга

В зависимости от количества участников игра-тренинг может проводиться в двух вариантах (А и В), рассмотрим их в отдельности.

Вариант А

Количество участников не более 14 человек (минимальное количество 6 человек). Продолжительность — 8—10 часов аудиторного времени. Техническое оснащение: видеомагнитофон с камерой для видеозаписи, в крайнем случае — аудиомагнитофон с микрофоном для звукозаписи (менее эффективный вариант). Количество преподавателей, занятых в проведении игры-тренинга и являющихся специалистами в области психологии общения, управления, социально-психологического тренинга, — не менее двух (в крайнем случае: один преподаватель и один оператор для осуществления видеозаписи).

ДИ-Т «Контауд» проводится в 8 этапов.

I часть

Подготовительный (первый) этап. Подготовка устного выступления, доклада.

Второй этап. Публичное выступление участников.

Тренинг управления персоналом

Третий этап. Просмотр видеозаписи публичного выступления.

Четвертый этап. Оценка выступлений по определенным критериям.

Пятый этап. Подведение итогов: подсчет баллов, определение наилучшего выступления; обсуждение самих выступлений.

II часть

Шестой этап. Ознакомление с принципами проведения группового обсуждения.

Седьмой этап. Групповое обсуждение выбранной проблемы из числа предложенных.

Восьмой этап. Обсуждение процесса групповой дискуссии, проведения руководителя дискуссии.

Комплект ролей и инструкции участникам игры-тренинга (Вариант А)

Роль «Ведущий игры-тренинга»

Ведущие игры должны быть психологами, специалистами по проведению социально-психологического тренинга, в их обязанности входит:

□ создавать благоприятную психологическую атмосферу на всем протяжении игры;

□ ознакомить участников с принципами, правилами и регламентом проведения деловой игры-тренинга;

□ формировать деловой настрой;

П консультировать участников на всех этапах проведения игры-тренинга;

□ следить за регламентом, предоставлять слово участникам;

□ управлять всем ходом игры: последовательностью выступлений, просмотром видеозаписи и оценки;

О вести протокол оценок;

□ суммировать баллы, набранные каждым участником по критериям;

□ подготовить участников к проведению группового обсуждения;

□ провести обсуждение хода дискуссии;

□ подвести итоги игры-тренинга.

Приложения

Права ведущих игры-тренинга:

П прекращать дискуссию, если она нерезультативна;

□ в случае необходимости включаться в полемику;

□ повторять при необходимости видеозапись выполнения задания или проведения дискуссии.

Роль «Докладчик»

Выступающий в этой роли участник, а им становится каждый по очереди, должен быть компетентным в своей сфере деятельности специалистом. Он должен быть теоретически подготовлен в области психологии общения: знать о средствах невербального общения, о принципах аргументации, о приемах убеждения, о способах передачи информации и т. п. Он должен уметь выступать перед видеокамерой, перед аудиторией или быть готовым к этому.

Обязанности:

В подготовить выступление. Для этого должен уметь вычленить актуальную проблему, проанализировать причины ее возникновения, наметить пути решения;

□ сделать публичное выступление по регламенту перед видеокамерой.

Права:

П определять очередность выступлений;

□ просить дополнительное время у участников;

□ отвечать на возникающие у слушателей после выступления вопросы.

Роль «Слушатель-арбитр»

Это все, кроме докладчика, члены группы. Роль слушателей — понять проблему, ее причины, способы решения. Слушатели должны быть доброжелательны, готовы к конструктивной критике и анализу выступления.

Обязанности:

□ внимательно слушать докладчиков;

П внимательно просматривать видеозаписи выступлений;

□ анализировать выступления, выделять позитивные и негативные моменты;

Тренинг управления персоналом

О оценивать каждое выступление по определенным критериям (описаны ниже).

Права:

О прекращать выступление, если докладчик превысил регламент;

П давать дополнительное время, если проблема заинтересовала;

□ задавать вопросы докладчику (только после выступления).

Роль «Руководитель дискуссии»

Эта роль выполняется одним участником на 6-м и 7-м этапах игры либо по собственному желанию, либо по назначению ведущим игры. Эта роль может быть выполнена участником, обладающим организаторскими способностями или, наоборот, желающим усовершенствоваться в этом плане членом группы.

Обязанности:

П освоить функции руководителя дискуссии с помощью ведущих;

□ попробовать применить полученные знания на практике;

□ вести групповое обсуждение проблемы, выбранной всеми членами группы как наиболее актуальной, интересующей многих;

□ закончить групповую дискуссию принятием определенных решений.

Права:

О привлекать к обсуждению проблемы всех членов группы;

□ просить у ведущего дополнительного времени для завершения дискуссии;

□ принимать участие в последующем обсуждении того, как руководитель дискуссии справился с заданием;

□ просматривать видеозаписи ведения дискуссии.

Роль «Участник групповой дискуссии»

Эта роль выполняется всеми остальными членами группы на 6-м и 7-м этапах игры. Для этого желательно, чтобы выбранная проблема затрагивала всех участников дискуссии, была для них важна при решении собственных аналогичных производственных проблем на местах.

Приложения

Обязанности:

П освоить принципы ведения групповой дискуссии с помощью преподавателя;

□ принимать участие в обсуждении проблемы;

□ корректировать поведение руководителя дискуссии, если оно расходится с представлением рядового участника о том, каким оно должно быть;

□ внимательно просматривать видеозаписи своего участия в дискуссии;

□ анализировать поведение каждого члена группы в ходе дискуссии;

□ давать обратную связь всем участникам и руководителю дискуссии относительно их поведения: конструктивные и неконструктивные моменты.

Права:

О взять на себя некоторые функции руководителя дискуссии, если он с ними не справляется;

□ вносить предложения организационно-процедурного плана по проведению дискуссии;

□ не участвовать в дискуссии, если не устраивает атмосфера, ход дискуссии и собственные попытки изменить их не привели к успеху.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...