Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные технико-экономические показатели предприятия

Введение

 

Перестройка хозяйственного механизма в условиях перехода на рыночные отношения объективно связано с перенесением центра внимания на уровень хозяйствующих субъектов.

В условиях рынка основной целью производственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности является получение максимальной величины прибыли, так как развитие каждого хозяйствующего субъекта осуществляется за счет собственных и привлеченных средств. Принцип самоокупаемости самофинансирования является основной экономического существования хозяйствующего субъекта. Реализация цепи возможна только при условии создания конкретных видов продукции, работ, услуг, удовлетворяющих постоянно растущие потребности общества. В этих условиях подготовка специалистов экономического профиля (экономист, менеджер, бухгалтер, аудитор) имеет особое значение, так как обеспечивает предприятия специалистами, владеющими новейшими методами экономического анализа.

"Анализ финансово-хозяйственной деятельности" является одной из основных дисциплин в системе экономического образования, в которой концентрируется теоретические и практические значения всех экономических дисциплин в сочетании с практическим анализом деятельности предприятия приближенных к производству условиях. Значение данной дисциплины возрастает по мере развития рыночных отношений, так как каждого собственника волнуют проблемы качества и конкурентоспособности продукции, величины затраты прибыли, финансовой устойчивости и платежеспособности.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности является логическим продолжением таких учебных дисциплин как "Бухгалтерский учет", "Микроэкономика", "Статистика", "Экономическая теория".

Выполнение курсовой работы осуществляется на заключительном этапе учебной дисциплины входе которого осуществляется обучении применению полученных профессиональной деятельности специалистов.


Краткая характеристика предприятия

 

Открытое Акционерное общество "Шубрюглес" создано путем приватизации, выкупа арендного имущества Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров. В промежутках между собраниями акционеров руководства деятельностью общества осуществляет совет директоров. Исполнительным органом общества является директор Марии. Совета Директоров никаких привилегий не имеют. Учредителями являются физические лица-210 человек. Установленный капитал на 1января 2000г. составил 1223000 тыс. руб.

Основной деятельностью ОАО "Шубрюглес" является заготовка, вывозка и переработка древесины. В структуре денежной выручки на долю основного вида деятельности приходиться 96,9%

Перечень основных видов продукции, работ, услуг:

круглые лесоматериалы - 52,2 т. м. куб.

в т. ч. баланс х в - 11,3 т. м. куб.

баланс березовый - 19 т. м. куб.

пиломатериалы - 8,7 т. м. куб.

В 1996г. были выпущены обыкновенные акции номиналом 200 руб., количестве 6116. Доля в УК составляет 100 руб.

ПО предполагалось держателям крупных пакетов акций - вторичная эмиссия акций. Трудовой коллектив не заинтересован в осуществлении дополнительных эмиссий из-за опасения потерять контроль над предприятием.


Основные технико-экономические показатели предприятия

 

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели предприятия

Показатели

Ед. изм.

За прошлый год

За отчетный год

Процент выпол нения плана

Процент роста к прош лому году

план факт
1 2 3 4 5 6 7
1. Объем товарной продукции тыс. руб. 46530 50130 48600 96,94 104,45
2. Объем реализованной продукции тыс. руб. 51100 55700 55800 100,18 109, 19
3. Объем продукции в натуральном выражении тыс. м3 380 395 396 100,25 104,21
4. в т. ч. пиломатериалы тыс. м3 3 4 3 75 100
5. щепа технологич. тыс. м3 6 7 6 85,71 100
6. колотые балансы ящечн. компл. тыс м3 тыс м3 1   1,2   1,5   125   150  
7. Балансовая прибыль тыс. руб. - 1035 778 - -
8. Рентабельность предприятия, общая % - 27,78 28,74 - -
9. Среднесписочная численность П.П. П. чел. 839 855 893 104,44 106,44
10. Фонд зарплаты П.П. П. тыс. руб. 17650 18270 19490 106,68 110,42
11. Среднегодовая выработка на 1-го работающего руб. - 65506,49 68197,53 104,11 -
12. Среднемесячная зарплата 1-го работника руб. - 19315,07 19772,93 102,37 -
13. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в т. ч. промышленно-производственных тыс. руб. -   83220 46400 90400 49700 108,63 107,11 -  
14. Фондоотдача руб. 0,96 0,90 0,89 93,75 92,71
15. Себестоимость продукции, работ, услуг руб. - 41860 43460 103,82 -
16. Рентабельность объема продаж %    26,61 28,34 - -
17. Рентабельность продукции %   36,3 39,6 - -
18. Рентабельность капитала %   1,83 1,82 - -

 

На предприятии наблюдается увеличение среднесписочной численности ППП на 10 человек. Увеличение могло произойти из-за увеличения объема товарной продукции. Поэтому увеличился фонд заработной платы ППП на 1220 тыс. руб. Именно увеличение численности заработной платы промышленно-производственного персонала повлекло за собой увеличение среднегодовой заработной платы 1-го работающего, и вследствие увеличение среднегодовой выработки на 1-го работающего. Увеличение фонда заработной платы промышленно-производственного персонала среднегодовой зарплаты 1-го работающего могло произойти за счет введением руководством предприятия надбавок (сверхурочное время, праздничные дни и др.), премии (за перевыполнение плана).

Так как численность ППП и фонд заработной платы увеличились, произошло увеличение уровня себестоимости продукции (работ, услуг). Для того чтобы снизить уровень себестоимости предприятии необходимо организовать работу механизмов в 1, 2, 3 смены, экономично расходовать сырье, материалы, топливо, использовать отходы, произвести механизацию и автоматизацию производственного процесса и др.

За счет роста среднегодовой выработки на 1-го работающего увеличился объем товарной продукции, а вследствие объем реализованной продукции. Это оказало влияние на увеличение балансовой прибыли. Увеличение прибыли повлекло за собой рост уровня общей рентабельности до 28,74%. Это означает, что 2,87 рубля балансовой прибыли приходится на 1 рубль стоимости ОПФ.

Увеличение среднегодовой стоимости ОПФ могло произойти за счет внедрения нового оборудования, техники, механизмов. Из-за роста этого показателя произошло повышение уровня фондоотдачи на 0,02 руб., это значит, что основные средства используются эффективно.

Рентабельность объема продаж увеличивается с 26,61% до 28,34%. Рентабельность продукции увеличивается с 36,3% до 39,6%. Рентабельность капитала увеличивается незначительно с 1,83% до 1,82%.


3. Анализ выполнения плана по выпуску продукции и ее реализации

 

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями.

Объем производства характеризуется валовой продукцией, объема выпуска - готовой и товарной продукцией, объем реализации - отгруженной и реализованной товарной продукцией.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит выявлении наиболее ее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшении ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятии являются:

Оценка динамики по основным показателям объема, структуры качества продукции;

Проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

Выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

Выявление внутрихозяйственных резервов, увеличения выпуска и реализации продукции;

Разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для выполнения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Объектами данного направления анализа являются:

Объем производства и реализации продукции;

Ассортимент и структура продукции;

Качество продукции;

Ритмичность продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

Недостатки в организации производства и труда;

Нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

Брак продукции.

Источниками формирования для анализа производства и реализации продукции являются: унифицированная статистическая форма отчетности № 1-п, форма № 1-п (квартальная)"Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация", бизнес-план оперативные планы-графики.

 

Таблица 2 - Анализ выполнения плана по ассортименту выпущенной продукции

Наименование продукции

Единицы измерения

Количество

Стоимость в оптовых ценах, (тыс. руб)

Средняя оптовая цена за единицу, (руб)

Влияние на отклонение от плана по стоим. в тыс. руб.

план

факт

процент выполнения плана

абс. отклонение от плана

план

факт

Зачтено в пределах плана

план

факт

отклонения от плана

всего

в т. ч. факторы

изменение количества изменение качества
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Вывозка древесины, всего тыс. м3 395 396 100,25 1 270180 245520 245520 684 620 -64 -24660 684 -25344
пилома териал тыс. м3 4 3 75 1 3344 2475 2475 836 825 -11 -869 825 -33
щепа технолог. тыс. м3 7 6 85,71 1 1281 1050 1050 183 175 -8 -231 183  - 48
колотые балансы тыс. м3 6 6,5 108,3 0,5 1968 2047,5 1968 328 315 -13 79,5 164 84,5
ящечные комл. тыс. м3 1,2 1,5 125 0,3 264 354 264 220 236 16 90 66 24

 

По данным аналитической таблицы необходимо: Определить возможный резерв увеличения выпуска и реализации продукции.

На анализируемом предприятии за отчетный период в целом по всему ассортименту продукции процент выполнения плана составляет 100,25%. На это оказало влияние следующее: фактически количество пиломатериалов и щепы технологической повысилось соответственно на 0,25тыс. м3, что в том же порядке на 85,71% и 75%.

Средний процент выполнения плана по ассортименту в целом равен:

 

 (3.1)

 

Общая сумма отклонений фактического выпуска продукции от выпуска продукции в пересчитанных плановых показателях составляет 24660 руб. (270180-245520).

Пиломатериалы:

 

± ТП = ТПфакт - ТПплан = 2475 - 3344 = - 869 тыс. руб. (3.2)

 

в том числе влияние факторов в:

Изменение по количеству выпущенной продукции:

 

± ТП = (±Q) * Цплан = (+ 1) * 836 = 836 тыс. руб. (3.3)

 

Изменение качества продукции:

 

± ТП = Qфакт * (± Ц) = 3 * (-11) = - 33 тыс. руб. (3.4)

 

Согласно результатам расчета таблицы видим, что план выпуска продукции по общему объему выполнен на 100,25%. В целом плана по структуре выполнен на 90,87% (245520/270180) * 100%.

Исходя из расчетов видно, количество выпущенных пиломатериалов уменьшилось на 1м3, что уменьшает объем выпущенной продукции на - 836 тыс. руб. Изменение качества пиломатериалов оказало отрицательное влияние на объем выпущенной продукции и понизилась на - 33 тыс. руб. Итак можно сделать вывод, что понижение объема реализации товарной продукции зависит от снижения количества выпускаемой товарной продукции. Если уменьшается объем более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении убывает.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...