Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 25. Социальные взаимодействия




В своей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Личность любого человека представляет совокупность тех социальных качеств, которые сформировались и развились в определенных сетях межличностных взаимодействий. Общаясь со сверстниками, родственниками, знакомыми, со случайными попутчиками, каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия. В процессе взаимодействия производится: 1) восприятие людьми друг друга; 2) взаимная оценка друг друга; 3) совместное действие – сотрудничество, соперничество, конфликт и т. п.

Определение рассматриваемого феномена таково: социальное взаимодействие – это система социально обусловленных индивидуальных и/ или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Выделяются четыре основных признака взаимодействия:

1. Предметность – наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, причины, предмета и т.п., которые побуждают их взаимодействовать.

2. Ситуативность – достаточно жесткая регламентация взаимодействия конкретными условиями той ситуации, в которой этот процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе, на загородном пикнике существенно отличается.

3. Эксплицирование – доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это работа на заводе, игра или танцы.

4. Рефлективная многозначность – возможность для взаимодействия быть проявлением как основных субъективных намерений, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятельности (например, совместная работа).

Процесс взаимодействия имеет две стороны. Объективная его сторона – это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона – это сознательное, нередко эмоционально окрашенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты: 1) индивиды (или их группы), совершающие определенные действия по отношению друг к другу; 2) изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями; 3) изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оценках, стремлениях и т.д.); 4) влияние этих изменений на других индивидов; 5) обратная реакция последних на такое влияние.

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальными группами определяется усвоением и преломлением социальных ценностей, норм и стандартов поведения в сознании и чувствах взаимодействующих людей, в их реальных действиях.

В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. Но в этом многообразии выделяются два основных типа взаимодействия:

1) сотрудничество, существующее в тех случаях, когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, по крайней мере не препятствует реализации целей остальных партнеров;

2) соперничество, при котором достижение цели одним индивидом затрудняет или исключает осуществление целей другими участниками взаимодействия.

Проблемы социального взаимодействия активно исследовались Г. Зиммелем, П. Сорокиным, Дж. Хомансом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном и другими социологами. П. Сорокин, в частности, считал, что в обществе все его члены находятся между собой в процессе взаимодействия, т.е. оказывают друг на друга определенное влияние. При этом происходят три процесса взаимного обмена:

1) Обмен между взаимодействующими индивидами различными идеями – религиозными, научными, художественными и т.п.

2) Обмен волевыми импульсами, когда люди объединяют свою волю, действия и т.п. для достижения определенных целей – коммерческих, хозяйственных, научных, благотворительных и т.д.

3) Обмен чувствами, возникающими на почве любви, сострадания, ненависти, в процессе созерцания драмы, при религиозном обряде и т.п.

Дж. Хоманс рассматривал процесс взаимодействия как единый поток, в котором неразрывными узами соединены личность и социальная система. Эта связь включает в себя четыре основных элемента: 1) деятельность; 2) чувства; 3) взаимодействия; 4) нормы. Системообразующим фактором интеграции этих элементов выступает взаимодействие, образующее реальный фундамент общественной жизни.

В процессе взаимодействия, согласно Дж. Хомансу, реализуются четыре принципа: 1) чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется; 2) если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию; 3) чем больше вознаграждение, тем больше люди готовы затрачивать усилий для его получения; 4) когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится приложить усилия для их удовлетворения.

Т. Парсонс исходил из того, что действия индивидов не бывают единичными и дискретными, они организованы в системе. В процессе взаимодействия складывается определенная структура потребностных диспозиций участвующих в нем партнеров. Чем больше участников взаимодействия, тем больше в их взаимоотношениях возникает неопределенностей. Из них семь являются наиболее типичными:

1. У взаимодействующих индивидов могут существовать различные представления объектов действия – людей, предметов, процессов и.т.п., отсюда возникает проблема коммуникативного или символического порядка («общего языка»).

2. Когда во взаимодействии участвует множество индивидов, может возникнуть проблема временной упорядоченности их действий.

3. Участники взаимодействия могут наделять символические представления об объектах различными субъективными или противоречащими одно другому значениями, что порождает проблему различных смыслов, вкладываемых разными участниками в те или иные объекты.

4. Существует опасность, что акторы (участники взаимодействия) станут претендовать на обладание одними и теми же объектами, в результате чего может возникнуть проблема дефицита ситуационных ресурсов, т.е. проблема экономического порядка.

5. Неопределенность в процессе взаимодействия может возникнуть и в том случае, когда появляется возможность для каждого актора помешать другому в достижении цели, поэтому существует проблема контроля над действиями других, или проблема политического порядка.

6. Во взаимодействии возможна неопределенность из-за частичной противоречивости в понимании нормативных стандартов или даже несовместимости таких стандартов, тогда возникает проблема нормативного порядка.

7. В процессе развертывания взаимодействия могут оказаться конфликтующими, несовместимыми или взаимоисключающими мотивационные нужды акторов, отсюда возникает проблема мотивационного характера.

Т. Парсонс считал, что система действия, складывающаяся в демократическом обществе, является действенным механизмом уменьшения неопределенностей, возникающих в процессе социального взаимодействия, однако полное устранение таких неопределенностей невозможно в принципе.

Дж.Мид и Г.Блумер рассматривали взаимодействие как процесс коммуникации, представляющий собой значимое взаимодействие. Но чтобы этот процесс осуществлялся с желаемой эффективностью, необходимо, по словам Дж. Мида, «поставить себя на место другого человека», т.е. «принять роль другого». Взаимодействие – это и есть процесс взаимного принятия ролей взаимодействующих партнеров.

Многообразие социальных взаимодействий с точки зрения субъектов этих процессов и масштабов последних подразделяются на пять основных типов:

1) Межличностные (межиндивидуальные);

2) Внутригрупповые;

3) Межгрупповые;

4) Внутрисистемные;

5) Межсистемные.

В межличностном взаимодействии осуществляются процессы восприятия, ожидания, выполнения слов, обещаний, действий, ролей и т. п. двух, трех, четырех взаимодействующих индивидов, их взаимная оценка, ответная реакция в виде соответствующих поступков.

Еще более сложными оказываются процессы внутригруппового взаимодействия. В них наряду с перечисленными элементами межличностных взаимодействий включаются еще пять видов взаимодействий:

1) статусно-позиционные

2) ценностно-нормативные;

3) сплоченности (интеграции);

4) дезинтеграции;

5) лидерства и принятия решений.

Межгрупповое взаимодействие еще более усложняется и включает в себя в полном объеме элементы межличностного и внутригруппового взаимодействия. Но все эти элементы усиливаются другими видами содействия или противодействия, характерными для взаимоотношений между различными социальными группами. Сюда входят такие виды взаимодействий:

1) кооперация;

2) ассимиляция;

3) приспособление;

4) нейтралитет (дружественный, холодно-враждебный);

5) соперничество (конкуренция);

6) конфликт;

7) подавление.

Внутрисистемные взаимодействия поднимаются на следующую, еще более усложненную ступень многогранности. Сюда входят компоненты и межличностных, и внутригрупповых, и межгрупповых взаимодействий. Но все они начинают группироваться вокруг нескольких видов взаимодействий, специфических именно для социальной системы. Они таковы:

1) Эмерджентность (несводимость целостности системы к сумме ее частей);

2) Операциональная замкнутость (определяемость функционирования системы ее внутренними состояниями);

3) Саморефлексивность (включение самой себя в предмет рассмотрения);

4) Интеграция;

5) Дифференциация;

6) Дезорганизация;

7) Хаотизация;

8) Упорядочение (становление порядка из хаоса).

Межсистемные взаимодействия становятся еще более многообразными и сложными. В них включаются компоненты всех ранее рассмотренных типов взаимодействий. Однако эти процессы дополняются и преобразуются новыми трансформационными процессами, характерными только для межсистемных объектов. Одним из наиболее существенных в этой совокупности взаимодействий становится процесс глобализации, который будет проанализирован дальше, в главе 33 данного учебного пособия.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...