Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурно-логические схемы.




1. Структура процесса взаимодействия

 
 
Восприятие

 

 


 

Взаимная Совместное

оценка действие

 

 

Структура взаимодействия

 

2. Основные признаки взаимодействия

 
 

 

 


Предметность Ситуативность

 

 

 
 


Эксплицирование Рефлексивная

многозначность

 

3. Социальный механизм взаимодействия

 

    Индивиды, группы
     
  Изменения во внешнем мире
Социальный механизм взаимодействия    
    Изменения во внутреннем мире
     
    Влияние изменений на других индивидов
     
    Обратная реакция на влияние

 

4. Сорокинская модель обменов в процессе взаимодействия

 

 

Идеями  
     
Обмен  
Волевыми импульсами   чувствами
     

5. Единение личности и социальной системы в процессе взаимодействия (по Дж. Хомансу)

 

  Нормы    
       
Социальная система   Чувства   Личность
         
  Деятельность    
         
    Взаимодействие    

 

6. Основные тенденции взаимодействия

 

Чем чаще вознаграждение, тем чаще действие   Если действие вознаграждено, индивиды стремятся его повторить
     
Чем больше вознаграждение, тем больше стремление повторить действие   Когда потребности удовлетворены, стремление к действию снижается

 

7. Структура неопределенностей, возникающих в процессе взаимодействия

 

    Коммуникативные проблемы    
       
Проблемы упорядоченности действий     Неопределенности   Экономическое развитие
       
Проблемы смыслов       Политические проблемы
         
  Нормативные проблемы   Мотивационные проблемы  
             

 

8. Основные типы социальных взаимодействий

 

Межличностные   Типы взаимодействий   Межгрупповые
       
Внутригрупповые       Внутрисистемные
         
    Межсистемные    
             

9. Структура межличностных взаимодействий

       
   
 
 

 


восприятие ожидания

 

 

роли обещания

 

взаимооценки действия

           
   
   
 

 


ответные совместные

реакции действия

 

 

10. Структура внутригруппового взаимодействия

Внутригрупповое взаимодействие

 

Взаимодействия, общие с межличностными   Специфически групповые взаимодействия
   
Роль   Статусно-позиционные
     
Восприятие    
    Ценностно-нормативные
Ожидания    
     
Обещания   Сплоченности
   
Действия    
    Дезинтеграции
Взаимная оценка    
     
Ответная реакция   Лидерства
     
Совместные действия    
         

 


 

11. Структура межгрупповых взаимодействий

 

 

    Межгрупповые взаимодействия      
           
Взаимодействия, общие с межличностными   Взаимодействия специфически межгрупповые   Взаимодействия, общие с внутригрупповыми
         
Ролевые   Кооперация   Статусно-позиционные  
         
Восприятия   Ассимиляция      
        Ценностно-нормативные  
Ожидания   Приспособление      
      Сплоченности
Обещания   Нейтралитет      
         
Действия   Соперничество   Дезинтеграции
         
Взаимная оценка   Конфликт   Лидерства  
         
Ответная реакция   Подавление      
           
Совместные действия          
                               

 

12. Структура внутрисистемных взаимодействий

 

Внутрисистемные

взаимодействия

людей

 

 

  Взаимодействия, общие с межличностными   Взаимодействия, общие с межгрупповыми   Взаимодействия, специфически внутрисистемные   Взаимодействия, общие с внутригрупповыми  
               
Ролевые   Кооперация   Эмерджентность   Статусно-позиционные  
             
Восприятия   Ассимиляция   Замкнутость      
          Ценностно-нормативные  
Ожидания   Приспособление   Саморефлексивность    
             
Обещания   Нейтралитет   Интеграция   Сплоченности  
             
Действия   Соперничество   Дифференциация   Дезинтеграции
             
Взаимная оценка   Конфликт   Дезорганизация   Лидерства  
             
Ответная реакция   Подавление   Хаотизация      
             
Совместные действия       Упорядочение      
                                             

 

 


ГЛАВА 26. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Всякое взаимодействие представляет собой действие одного субъекта (личности, группы, команды и т.п.), выполненное в отношении к другому субъекту, следовательно неизбежно включает в себя определенное отношение к нему – дружественное, нейтральное, враждебное и т.п. Поэтому феномен отношения привлекает пристальное внимание психологов и социологов, поскольку содержит в себе индивидуальные и социальные аспекты.

Совокупность связей между индивидами, возникающих в процессе их взаимодействия, называют индивидуальными (или межличностными) отношениями. Но такие связи приобретают устойчивый и длительный характер в тех случаях, когда они обусловлены коренными интересами не только отдельных личностей, но целых социальных групп (экономическими, политическими, культурными и т.д.) и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, которые выполняют данные индивиды и группы в обществе. Совокупность таких связей выступает как наличествующие в данном обществе на определенной ступени его исторического развития социальные отношения.

Социальные отношения в большинстве случаев не симметричны. Во-первых, испытываемые одним индивидом симпатия, уважение, любовь по отношению к другому могут натолкнуться на противоположные чувства (антипатию, неуважение, ненависть). Во-вторых, определенный человек может определенным образом относиться к Наполеону, Чайковскому или Лучано Паворотти, но при этом не может рассчитывать на их взаимные отношения. В-третьих, относясь определенным образом к обществу, в котором он живет, индивид может рассчитывать на определенное отношение общества к нему только в том случае, когда он приобретает широкую известность в результате своей деятельности, как это произошло в случаях с Наполеоном, Чайковским или Пласидо Доминго. В-четвертых, социальные отношения связывают определенным образом индивидов и их группы, когда объектом этих отношений становятся их коренные потребности и интересы, а сами индивиды в процессе развития таких отношений выступают в качестве носителей определенных социальных статусов и ролей, в большинстве случаев не являющихся ни взаимно заменяемыми, ни симметричными.

Определение рассматриваемого феномена гласит: Социальные отношения – это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей.

М. Вебер считал основной особенностью социальных отношений их соотнесенность со смыслом (осмысленность) и выделил семь их признаков. Они таковы: 1) Степень отношения индивида к другому индивиду; 2) наличие эмпирического смысла; 3) наличие взаимной соотнесенности поведения сторон; 4) преходящий или длительный характер; 5) изменчивость; 6) возможность сформулировать смысловое содержание в принципах, нормах поведения; 7) возможность сформулировать содержание социального отношения участниками по их взаимному соглашению.

Важное значение имеет типологизация социальных отношений. Существует несколько оснований, по которым социальные отношения могут быть ранжированы по различным типам.

По субъекту (носителю) социальные отношения подразделяются на следующие типы: 1) индивидуальные; 2) межличностные; 3) внутригрупповые; 4) межгрупповые; 5) международные.

По объекту социальные отношения классифицируются как 1) экономические; 2) политические; 3) социокультурные; 4) религиозные; 5) внутристрановые; 6) этнонациональные; 7) семейно-бытовые.

По модальности, т.е. по характеру взаимосвязей между индивидами и их группами, социальные отношения дифференцируются на отношения: 1) сотрудничества; 2) взаимопомощи; 3) соперничества; 4) конфликта; 5) субординации (начальник – подчиненный).

В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации выделяются официальные и неофициальные отношения.

Существует четыре основных отличия официальных отношений от неофициальных: 1) наличие у первых и отсутствие у вторых определенной нормативности, т.е. их регулирование определенными нормами – правовыми, нравственными и т.п.; 2) в отличие от неофициальных, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. остаются теми же самыми (покупатель – продавец, например), независимо от того, кто является их носителем; 3) в отличие от неофициальных, официальные отношения требуют обучения; 4) в официальных отношениях между людьми выбор осуществляется редко, а в неофициальных отношениях именно личностный выбор играет решающую роль.

Т. Парсонс установил, что социальные отношения отличаются сложной структурой. Он выделил в их содержании три основных компонента: 1) катектическая ориентация, т.е. возможность поддержания баланса удовлетворения – неудовлетворения личности; 2) когнитивная (познавательная) ориентация, позволяющая индивиду на основе имеющихся у него знаний, законов логики и опыта избирательно вступать в отношения с другими индивидами; 3) ценностная ориентация, создающая определенный моральный стандарт в отношениях индивида с другими индивидами.

Ч. Кули обратил внимание на то обстоятельство, что отношение индивида к другим людям может быть отчетливым и детально определенным либо, наоборот, смутным и расплывчатым, реальным или воображаемым. Поэтому к перечисленным выше типам отношений можно добавить такие отношения: 1) воображаемые; 2) реальные; 3) мыслимые; 4) немыслимые; 5) осознанные; 6) неосознанные; 7) отчетливо выраженные; 8) смутные, расплывчатые; 9) простые; 10) сложные 11) сходства; 12) различия; 13) равенства; 14) неравенства.

Широко распространенным типом социальных отношений являются субординационные отношения между руководителями и подчиненными. Они реализуются в нескольких разновидностях. Основными типами таких отношений являются: 1) бюрократические (от франц. бюро – канцелярия и греч. кратос – власть) отношения, при которых начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве распоряжений; 2) патерналистские (от лат. патер – отец) отношения, при которых четко выражена иерархичность отношений, а права «хозяина», который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы; 3) фратерналистские (от лат. фратер – брат) отношения, при которых иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается, господствует стремление принимать решения коллегиально, после их коллективного обсуждения; 4) партнерские (от франц. партнер – участник) отношения, при которых решения принимаются на основе совместного обсуждения, руководитель не приказывает, а координирует общие действия.

Субординационные отношения входят в систему управленческих отношений. В этой системе в качестве приоритетных выделяются: 1) отношения власти; 2) отношения зависимости; 3) отношения господства и подчинения. В свою очередь, последние М. Вебер подразделял на три основных типа: 1) традиционное господство, при котором власть поддерживается традицией и передается по наследству: от царя к царевичу, от короля к королевичу и т.п.; 2) легальное господство – это господство права, а руководитель выдвигается на господствующее положение в силу легальных установлений, в частности, через механизм выборов; 3) харизматическое господство, при котором определенный человек становится вождем партии, движения, страны в силу необыкновенных качеств, дающих ему возможность оказывать личное влияние на других людей.

В процессе функционирования системы управления складываются шесть основных типов социальных отношений. Они таковы:

1. Служебные отношения характеризуются несимметричностью, поскольку существует односторонняя зависимость подчиненного от начальника.

2. Функциональные отношения отличаются от первых тем, что функционально обуславливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект (например, директор учреждения и его юрисконсульт или советник).

3. Информационные отношения связаны с односторонними или взаимными процессами информирования для осуществления должностных обязанностей.

4. Технические отношения заключаются в том, что каждый сотрудник должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться согласованной и эффективной деятельности.

5. Специализированные отношения складываются между управляющей подсистемой или ее отдельными звеньями со специализированными компонентами, звеньями, участками (например, секретный отдел, спец.службы).

6. Иерархические отношения – это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управляющей лестницы, при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.

В процессе осуществления управленческих отношений могут возникать многочисленные ошибки, допускаемые руководителями. Наиболее типичными из них являются: 1) ошибка излишней снисходительности; 2) ошибка излишней требовательности; 3) ошибка личной преданности; 4) ошибка нимба (эффект ореола), когда в отношении к подчиненному начальник руководствуется не результативностью служебной деятельности, а общим впечатлением (хорошим или плохим), производимым данным работником; 5) ошибка свежих впечатлений, когда руководитель оценивает подчиненного и его работу только по событиям последнего времени, а не за более длительный период его деятельности. Знание этих ошибок и способов их преодоления существенно повышает эффективность социальных отношений в системе управления.

 

Структурно-логические схемы/

1. Основные признаки осмысленности социальных отношений

    Степень отношения индивида к другому индивиду
     
  Наличие эмпирического смысла
     
Признаки осмысленности   Взаимная соотнесенность поведения сторон
   
  Преходящий или длительный характер
   
    Изменчивость
     
    Сформулированность смыслового содержания в нормах поведения
     
    Сформулированнось смыслового содержания по взаимному согласию

 

2. Типология социальных отношений по их субъекту (носителю)

Индивидуальные       Межличностные  
      Типы социальных отношений          
Внутригрупповые   Межгрупповые   Международные

 

 

3. Типология социальных отношений по их объекту

 

    Экономические   Политические    
           
           
  Социокультурные   Типы социальных отношений   Религиозные  
           
Этнонациональные   Семейно-бытовые   Внутристрановые
             
                     

 

4. Типология социальных отношений по их модальности

 

  Сотрудничества   Взаимопомощи  
       
  Типы социальных отношений    
         
Соперничества   Конфликта   Субординации
             

5. Отличительные признаки официальных и неофициальных отношений

  Официальные отношения   Неофициальные отношения    
  Не свойственны         Свойственны      
    Личностный выбор    
         
    Свойственны     Необходимость обучения       Не свойственны    
         
    Стандартизированность    
         
    Нормативность    
                 

 

6. Основные компоненты структуры социальных отношений (по Т. Парсонсу)

    Катектическая ориентация    
         
  Компоненты структуры отношений      
       
  Когнитивная ориентация   Ценностная ориентация  
                 

 

 

7. Многогранная модель социальных отношений, различающихся в зависимости от субъективной предрасположенности их носителей, степени и осознанности, равенства и т.п.

 

  Типы социальных отношений  
 
  Воображаемые  
  Реальные  
  Мыслимые  
  Немыслимые  
  Осознанные  
  Неосознанные  
  Отчетливо выраженные  
  Смутные, расплывчатые  
  Простые  
  Сложные  
  Сходства  
  Различия  
  Равенства  
  Неравенства  
         

 

 

8. Типы субординационных социальных отношений

       
   

 

    Бюрократические    
         
Фратернлистские   Субординационные отношения   Патерналистские
       
    Партнерские    

 

 

9. Типы управленческих отношений

  Типы отношений  
           
Власти       Зависимости
             
    Господства и подчинения    
           
Традиционное господство     Легальное господство     Харизматическое господство
                         

 

10. Типы социальных отношений, складывающихся в процессе управленческой деятельности.

 

  Служебные   Функциональные  
       
       
Информационные   Типы отношений   Технические
       
         
  Специализированные   Иерархические  
                     

 

11. Основные ошибки в отношениях, допускаемые руководителями в процессе управления.

Излишняя снисходительность       Излишняя требовательность
       
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...