Перечень проблем, выносимых на государственный экзамен по направлению «44.04.02– Психолого-педагогическое образование»
1. Философия образования как учебная дисциплина Философия образования, ее предмет, проблематика, состояние разработки в нашей стране. Соотношение философии образования и педагогики. Взаимосвязь философских, общенаучных категорий и понятий педагогики. Образование как социокультурный феномен: сущность, структура и функции. Онтологические, гносеологические, антропологические и аксиологические основания педагогики и образования.
2. Образование: Понятие, основные теоретические подходы и парадигмы Образование как социальный феномен. Образование как система. Образование как социальная организация. Виды образования. Социальные общности, основные социально-профессиональные группы в сфере образования. образования в РФ. Субъекты образования, субъекты образовательной политики. Подходы и парадигмы.
Культурно-историческая теория в образовании Значение культурно-исторической теории в образовании. Теория высших психических функций Л. С. Выготского и её значение для образования. Проблема индивидуализации в теории Л.С.Выготского и её значение для понимания закономерностей и специфики обучения человека. Понятие «зоны ближайшего развития». Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Деятельностный подход И проблема деятельности в психологии Становление деятельностного подхода. Деятельность как психологическая проблема. Понятие деятельности как предмета психологического исследования. Соотношение психики и деятельности. Деятельность как предмет и как метод исследования по А.Н.Леонтьеву.Различные подходы к проблеме сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). Деятельностный подход в современной отече-ственной психологии.
Содержание высшего педагогического образования Образовательный стандарт высшей школы. Учебная программа и учебный план. Организация образовательного процесса в высшей школе. Методы и формы обучения студентов в вузе. Педагог вуза как организатор образовательного процесса. Студент как субъект учебной деятельности и самообразования. Основные характеристики категории «образование». Профессиональное образование как социальный институт.
Педагогика и психология в непрерывном образовании Задачи педагогики и психологии в непрерывном образовании. Принципы построения содержания профильного обучения. Формы организации образовательного процесса. Система оценки учебных достижений. Проектирование индивидуального образовательного маршрута. Категориально-понятийный аппарат Современной педагогики Человек, личность, индивид, индивидуальность. Воспитание и обучение. Образование. Развитие и формирование. Педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая система. Социализация.
Экспертиза образовательных систем и качества образования Продуктивность и результативность управления качеством образования. Эффект и эффективность самоорганизации на уровне образовательного сообщества, на уровне образовательного учреждения, на индивидуальном уровне (уровне педагога и учащегося). Подходы к оценке эффективности управления качеством образования.
Проектирование Системы и системности образовательного учреждения Понятия «проект», «проектная деятельность», «проектирование». Проектирование подсистемы обеспечения, целевой и функциональной подсистем, подсистемы субъектов руководства реализации проекта образовательных систем. Проектирование взаимосвязи этих элементов между собой и с внешней средой с учетом принципов природосообразности, культуросообразности, гуманизма, слабого звена, сильного звена.
Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления И его особенности Сущность педагогики и психологии как областей научного знания. Их взаимосвязь с другими науками: философией, социологией, и др. Особенности предмета и объекта исследования. Междисциплинарный характер исследовательских проектов. Этические проблемы проведения научных исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Основные этапы и методы научного исследования Этапы научного исследования. Понятийный аппарат научного исследования: противоречие, тема, проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования, программа исследования. Теоретические и эмпирические методы научного исследования. Понятие о педагогическом эксперименте как методе исследования. Специфика проведения педагогического эксперимента. Требования к организации педагогического эксперимента. Надежность и валидность. Обработка и интерпретация научных данных. Характеристика эмпирических методов исследования Метод наблюдения: понятие, исследовательские возможности, виды, принципы, возможные способы минимизации влияния исследователя на результаты. Опрос и его виды. Метод анализа продуктов деятельности: понятие, исследовательские возможности, виды, принципы проведения. Метод экспертной оценки: понятие, виды, принципы проведения. Проективный метод. Понятие проекции. Классификация проективных методик. Понятие о тесте. Виды (классификация) тестов. Нормы и интерпретация результатов теста. Экспериментальный метод в психологии и педагогике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|