Краткий терминологический словарь
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Адаптация - взаимное приспособление педагогического работника и образовательной организации на основе постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда, постижение новым работником норм, требований, правил поведения в образовательной организации и конкретном педагогическом коллективе. Аттестация - определение квалификации, уровня знаний педагогического работника. Должность - служебное место, связанное с исполнением определенных служебных обязанностей и с определенной ответственностью. Должностная инструкция - краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в образовательной организации. Инновации в школе - эффективное использование новых образовательных технологий, а также организационно-методических и научно-методических решений. Кадры - основной (штатный) состав педагогических работников конкретной образовательной организации. Кадровая политика - целостное генеральное направление работы с педагогическими работниками, объединяющее различные формы кадровой работы и имеющее целью создание сплоченного, ответственного и высокопроизводительного педагогического коллектива, способного адекватно реализовать требования образовательных стандартов с учетом горизонта прогнозирования. Кадровое планирование - метод управления, часть общей системы планирования в образовательной организации, цель которого заключается в предоставлении работающим педагогам учебной и внеучебной нагрузки в нужное время и в необходимом количестве в соответствии как с их способностями и склонностями, так и с требованиями к организации учебно-воспитательного процесса.
Карьера деловая - индивидуально-осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Проявляется в фактической последовательности занимаемых должностей, рабочих мест, положений в коллективе. Квалификация - степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда. Контроль – деятельность по регулированию и координации отношений в образовательной организации, ориентированная на создание благоприятных условиях для подготовки и реализации управленческих решений. Лидерство – основанная на свойстве неоднородности социальной структуры социальная роль, наделенная определенными полномочиями (как формальными, так и неформальными) по выражению общественного мнения. Методы управления - способы воздействия на педагогические коллективы и определенных педагогических работников с целью осуществления координации их деятельности в учебно-воспитательном процессе. Методы управления делятся на три группы: административные, экономические, социально-психологические. Мотивация - 1) долговременное воздействие на педагогического работника в целях изменения его ценностных ориентиров и интересов, формирование мотивационного ядра и развитие на этой основе трудового потенциала для достижения целей образовательной организации; 2) процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. Оплата труда - система оценки трудового вклада в денежной и неденежной формах, учитывающие количество и качество труда. Планирование – деятельность по разработке целей и задач, увязанных по срокам и имеющимся ресурсам. Профессия - род трудовой деятельности человека, обладающего особой подготовкой и опытом работы.
Профессиональное обучение - процесс развития у педагогических работников специфических профессиональных компетенций посредством специальных методов обучения. Режим управленческого труда – характер полномочий, переданных управляющему в соответствии с его местом в управленческой вертикали и типом деятельности, которую он осуществляет. Система управления - система, в которой реализуются функции управления. Основными элементами системы управления являются: функции управления, организационная структура управления, технология процесса управления, управленческие решения, кадровое, методическое, информационное, техническое обеспечение. Системный подход – методология научного анализа объекта в соотношении «система – среда», позволяющая рассматривать его во взаимосвязи с факторами окружения. Стратегия управления - генеральный план действий по достижению долгосрочных целей образовательной организации за счет реализации и развития ее кадрового потенциала с учетом изменений состояния внешней среды. Теория управления – научная дисциплина, изучающая принципы и методы достижения сложных целей, предполагающих совместную исполнительскую деятельность на основе реализации управленческих функций. Управление в образовательной организации – целенаправленная деятельность субъекта учебно-воспитательного процесса, направленная на комплексное воспроизводство организационных связей, обеспечивающих выполнение педагогическим работником необходимых функций.
Вопросы для самоконтроля 1. Может ли школа организовать внеурочную деятельность только по одному направлению? 2. Возможно ли обучение разновозрастных детских групп? 3. Возможно ли составление плана внеурочной деятельности для отдельного класса или параллели? 4. Можно ли включать в план внеурочной деятельности программы, реализация которых предполагается только в каникулярное время? 5. Могут ли во внеурочной деятельности использоваться программы дополнительного образования, реализуемые в УДОД? 6. Могут ли во внеурочной деятельности использоваться авторские программы, разработанные коллегами (областной конкурс программ по внеурочной деятельности и др.)?
7. Является ли обязательным условием реализации внеурочной деятельности наличие программы? 8. Необходима ли рецензия на программы внеурочной деятельности? Кто должен утверждать программы и их рецензировать Анкета 1. Как бы вы оценили качество образования, которое получаете сегодня: 1) качество отличное 2) качество хорошее 3) удовлетворительное 4) скорее неудовлетворительное 5) затрудняюсь ответить.
2. Как вы считаете, соответствует ли содержание и уровень преподаваемых дисциплин требованиям времени? 1) полностью соответствует 2) в основном соответствует 3) частично соответствует 4) в целом не соответствует 5) другое мнение 6) затрудняюсь ответить.
3. Считаете ли вы, что обучающиеся смогут продолжить свое дальнейшее образование с полученным уровнем знаний: 1) да, конечно 2) скорее да 3) скорее нет 4) нет 5) затрудняюсь ответить.
4. Считаете ли вы, что слушатели получают достаточно знаний, чтобы свободно ориентироваться в педагогическом сообществе: а) да б) нет в) затрудняюсь ответить.
5. Как бы вы в целом оцениваете уровень профессионализма преподавателей: 1) очень высокий 2) довольно высокий 3) на среднем уровне 4) довольно низкий 5) очень низкий 6) затрудняюсь ответить.
6. Если обучающиеся испытывают трудности в процессе обучения, то какие (можно выбрать несколько вариантов ответа): 1) высокая учебная нагрузка 2) отсутствие интереса к обучению 3) ухудшение состояния здоровья 4) трудности в общении с преподавателями 5) трудности в общении с коллегами 6) другое 7) не испытывают трудностей 8) затрудняюсь сказать.
8. Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения обучающихся с преподавателями: 1) хорошие отношения только с некоторыми преподавателями 2) взаимоотношения ограничиваются только учебными вопросами 3) отношения носят теплый, неформализованный характер 4) преподаватели их не интересуют, а обучающиеся не интересуют преподавателей 5) чаще всего отношения носят конфликтный характер
6) хорошие отношения со всеми преподавателями 7) затрудняюсь сказать.
9. Каковы на ваш взгляд условия обучения (обеспеченность учебно-методической литературой, наглядными пособиями, применение современных образовательных технологий): 1) отличные 2) хорошие 3) удовлетворительные 4) неудовлетворительные 5) затрудняюсь ответить.
10. Каковы санитарно-гигиенические условия (освещение, тепло, чистота) обучения: 1) отличные 2) хорошие 3) удовлетворительные 4) неудовлетворительные 5) затрудняюсь ответить.
11. Можете ли вы сказать, что занятия проводятся в хорошо оборудованных аудиториях (учебная мебель, технические средства обучения): 1) да, конечно 2) скорее да, чем нет 3) скорее нет, чем да 4) нет 5) затрудняюсь ответить.
12. Какова на ваш взгляд учебная нагрузка: а) невыполнимая; б) очень высокая; в) высокая, но выполнимая г) нормальная, средняя д) низкая.
13. Ваш пол: 1) мужской; 2) женский.
14. Ваш возраст: 1) менее 25 лет 2) 25-35 лет 3) 36-45 лет 4) 46-55 лет 5) более 55 лет.
15. Ваше образование: 1) среднее; 2) среднее специальное; 3) неполное высшее; 4) высшее.
16. Вы работаете: 1) в школе 2) в гимназии, лицее 3) в другом учебном заведении (каком именно?).
17. Что вам нравится и что не нравится в проведении учебных занятий? Выберите в каждой колонке таблицы по 5 наиболее значимых ответов и отметьте их любым значком:
Анкета качества лекции Отметить кружком номера тех проявлений, которые имели место при проведении лекции по ___________________________________________ (вписать тему модуля) преподавателем______________________________ (вписать фамилию, имя, отчество преподавателя)
1. Устно или письменно (для эксперимента) ставит цели развития личностных и профессиональных качеств слушателей на занятии (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое воспитание и др.) и реализует их средствами учебного курса, модуля. 2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом. 3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную речь. 4. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения). 5. Устанавливает и использует связи с другими предметными областями. 6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин). 7. Применяет современные образовательные технологии (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.). 8. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания. 9. Поощряет инициативу и самостоятельность обучающихся. 10. Поощряет индивидуальные учебные достижения. 11. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоциально-чувственное восприятие. 12. На занятиях использует приемы (методы) педагогических технологий: · Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности темперамента, психосоматического типа, каналов восприятия, уровня понимания, типа мышления и т.д.) · Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук). · Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии). · Коллективной мыслительной деятельности. · Исключающие утомляемость, перегрузки обучающихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|