Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бабынина Т.Ф. Организация самостоятельной работы студентов по курсу «Дошкольная педагогика»: Пособие для студ. и преп. фак. дошк. воспитания - Наб. Челны: НГПИ, 2008.- 33с.




Педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении

(по дисциплине специализации)

 

(программа для студентовIII курса, 6 семестр)

 

 

Набережные Челны–2012

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ: формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном процессе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду

ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:

1. Способствовать формированию профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения, созданию у студентов установки на формирование профессиональной позиции.

2. Познакомить со спецификой труда воспитателя (функции и профессиональные обязанности педагога дошкольного учреждения).

3. Стимулировать потребности студентов в формировании культуры педагогической деятельности.

4. Формировать умения наблюдать, анализировать и оценивать учебно-воспитательный процесс детского сада и умение вести за ним наблюдение, обрабатывать и обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.

5. Формировать умения общаться с детьми разного дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ:

Предполагаемые задания направлены на ознакомление студентов со следующими проблемами дошкольного воспитания:

q Построение развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

q Воспитатель - главный субъект воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

q Воспитатель в системе педагогического взаимодействия.

q Психолого-педагогическая среда, окружающая ребенка.

Методические рекомендации к проведению практики:

Практика по дисциплине специализации проводится на 3 курсе в 6 семестре, в течение 1,5 месяцев. Предусматривается по одному выходу в неделю. Всего 6 выходов. Рабочий день студента при прохождении практики составляет не менее 6-ти часов в день. Дни, пропущенные студентом по уважительной причине, должны быть подтверждены документально и отработаны в другое время.

Студент, руководствуясь задачами и содержанием практики, ведет педагогический дневник, в котором фиксирует результаты выполнения заданий, анализирует работу воспитателей и свою собственную. Основное содержание работы студентов составляет выполнение заданий. Однако при проведении режимных процессов и прогулки студенты должны активно включаться в деятельность и помогать воспитателю.

ВЫХОД I

(Вторая половина дня)

ТЕМА: Детский сад - первое звено системы образования. Задачи детского сада и общее содержание работы.

ЦЕЛЬ: Показать роль детского сада в реализации задач воспитания и обучения детей, специфику воспитательно-образовательной работы детского сада как первого звена системы образования. Формировать представления о том, что воспитатель – главный субъект воспитательного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Встреча и беседа с заведующей и методистом учреждения. Студенты знакомятся:

q с принципами функционирования дошкольного учреждения;

q с принципами планирования;

q с особенностями организации административно-хозяйственной работы;

q с особенностями организации учебно-воспитательной работы.

2. Экскурсия по учреждению. Во время экскурсии студенты знакомятся со своей возрастной группой, обращают внимание на создание развивающей среды:

q Здание (тип, архитектурный облик, соответствие эстетическим требованиям).

q Группы их оборудование, оформление.

q Методический кабинет, его оснащение.

q Кабинет психолога.

q Физкультурный и музыкальный зал, бассейн, их оснащение.

q Вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кабинет физиопроцедур, прачечная, кухня).

q Участок, его планировка.

q Какие условия созданы для экологического воспитания дошкольников: уголок леса, поля, луга, сады, экологическая тропа, экологическая комната.

Анализируя предметно-пространственную среду в ДОУ, студенты должны сделать вывод о том, насколько учитываются интересы ребенка и его психологическое здоровье, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

3. Воспитатель детского сада – главный субъект воспитательного процесса:

q Знакомство с функциями воспитателя.

q Знакомство с содержанием работы воспитателя в течение дня.

q Проанализировать, как осуществляется сотрудничество воспитателя и помощника воспитателя.

q Дать заключение, какая из функций реализуется воспитателем более успешно.

q Изучить личность воспитателя в «зеркале детского восприятия». С этой целью провести беседу с пятью детьми по вопросам:

-хотел бы ты перейти в другой детский сад?

-если бы детский сад закрывался на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?

-кого бы из воспитателей ты бы взял с собой? Почему?

-хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?

Запись беседы вести по схеме:

Имя ребенка Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 Вопрос №4 Вопрос №5
           

Домашнее задание: повторить тему «Профессиональная деятельность воспитателя».

 

ВЫХОД II

(Первая половина дня)

ТЕМА: Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста по направлениям: физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание, воспитание в труде, в игре.

ЦЕЛЬ: Изучение организации учебно-воспитательной работы в детском саду, реализация задач всестороннего воспитания и развития детей в зависимости от возраста на занятиях и в повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Наблюдение игровой деятельности детей.

2. Наблюдение трудовой деятельности детей.

3. Наблюдение режимных процессов (прием детей в группу, умывание, кормление, одевание на прогулку).

4. Наблюдение индивидуальной работы педагога с детьми.

5. Наблюдение за детьми в группе: выявление гиперактивных детей.

Студенты ведут фотозапись игровой деятельности, трудовой деятельности, режимных моментов, индивидуальной работы с детьми, занятия; затем анализируют работу воспитателя группы по вопросам:

q Какие игры наблюдали в течение дня? Какие игры дети предпочитают? Место воспитателя в игровой деятельности.

q Участие воспитателя в трудовой деятельности. Место воспитателя в трудовой деятельности.

q Какие режимные процессы организовывались в течение дня? Каким образом воспитатель распределяет свое внимание при проведении режимных процессов.

q Организовывалась ли индивидуальная работа с детьми? С кем конкретно? В чем заключалась индивидуальная работа?

q Непосредственная образовательная деятельность (НОД). Содержание НОД. Роль воспитателя.

Студенты анализируют содержание работы воспитателя в первой половине дня, делают хронометраж его деятельности. Записи в дневнике можно вести по следующей схеме:

Время Режимный процесс Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей    
         

Домашнее задание: выписать режим группы, содержание культурно-гигиенических навыков (по программе). Подготовиться к проведению режимных процессов, прогулки, повторить тему «Средства физического воспитания».

ВЫХОД III

(Первая половина дня)

ТЕМА: Физическое воспитание детей дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: Изучить особенности организации и методики проведения прогулки в разных возрастных группах, выявить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей, определить соответствие их требованиям «программы».

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Знакомство с режимом дня группы.

2. Участие в проведении режимных процессов. Дать оценку сформированности культурно-гигиенических навыков детей своей группы, используя таблицу.

    Культурно-гигиенические навыки Объем культурно-гигиенических навыков, предусмотренных «Программой» Объем и уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей группы
Умывание Прием пищи Одевание Пользование носовым платком Поддержание порядка в костюме и прическе Поддержание порядка на своем рабочем месте    

3. Участие в проведении прогулки. Дать оценку условий, созданных для прогулки:

q оборудование участка,

q наличие выносного материала,

q хранение инвентаря,

q соответствие инвентаря климатическим условиям и возрастным особенностям детей,

q профилактика травматизма на прогулке,

q соответствие одежды детей по сезону.

4. Изучение организации и проведения прогулки.

q особенности организации детей при подготовке к прогулке: постановка цели, отбор игрушек и оборудования,

q длительность сборов на прогулку,

q структура прогулки, основные виды деятельности и их чередование, соблюдение двигательного режима,

q организованность деятельности, умение найти себе занятие, рационально организовать материальную обстановку, довести начатое дело до конца,

q приемы руководства активной деятельностью детей.

5.Беседа с медсестрой о средствах физического воспитания в детском саду:

q контроль за соблюдением режима дня (кормление сон, прогулка),

q организация питания в дошкольном образовательном учреждении,

q контроль за соблюдением двигательного режима детей,

q организация закаливания в дошкольном образовательном учреждении (виды, методика проведения, приемы изучения детей),

q профилактика заболеваний.

Студенты изучают медицинскую документацию.

Домашнее задание: Повторить темы: «Обучение дошкольников» и «Умственное воспитание».

ВЫХОД IV

(Первая половина дня)

ТЕМА: Обучение дошкольников.

ЦЕЛЬ: Учить студентов анализировать и оценивать содержание непосредственной образовательной деятельности, его соответствие требованиям «Программы» и развитию детей, вычленять и анализировать методы и формы организации детей с точки зрения их соответствия принципам дидактики.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Наблюдение и анализ НОД

Схема анализа:

1) Соответствие программного содержания возрасту детей.

2) Наличие элементов нового, требующих усилия и напряжения мысли ребенка.

3) Воспитательное значение программного материала, интеграция образовательных областей.

4) Выполнение гигиенических требований.

5) Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий.

6) Этапы НОД и их связь.

7) Длительность этапов.

8) Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязь, обоснованность.

9) Приемы привлечения детей и сосредоточения внимания детей.

10) Приемы поддержания интереса детей.

11) Приемы активизации мышления детей.

12) Приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания.

13) Доступность, логичность, эмоциональность, красочность речи воспитателя.

14) Индивидуальная работа с детьми.

15) Форма педагогической оценки деятельности детей в процессе НОД.

Схема анализа НОД:

1) Умение слышать и принимать учебное задание.

2) Умение слушать объявление воспитателя.

3) Умение выполнять задание по плану воспитателя или по собственному плану.

4) Реакция на оценку воспитателя по ходу выполнения задания или в конце его.

5) Умение слушать ответы товарищей.

6) Умение излагать свои мысли понятно для окружающих.

7) Умение адекватно оценить собственную деятельность и ее результат.

8) Степень осознания ребенком учебной задачи. Что должен был сделать? Чему научился?

9) В чем проявилось развитие познавательной активности детей?

Домашнее задание: Подготовиться к проведению дидактической игры, изготовить дидактическую игру. Повторить тему: «Умственное воспитание».

Схема написания конспекта игры:

Конспект игры в (старшей группе) группе №._______ДОУ №_____.

студента(ки) группы №___факультета дошкольного воспитания НИСПТР Ф.И.О,

1) Название игры.

2) Задачи игры.

3) Индивидуальная работа.

4) Оборудование.

5) Ход игры (в прямой речи).

 

ВЫХОД V

(Первая половина дня)

ТЕМА: Умственное воспитание детей в повседневной жизни.

ЦЕЛЬ: Учить студентов наблюдать, выявлять влияние организуемой педагогом деятельности детей на их умственное развитие, анализировать эффективные приемы руководства.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Наблюдение за двумя детьми (каждый студент), выполняющими поручения взрослых, за обучением этих детей новым трудовым действиям.

Примерные поручения:

- помощь младшим сверстникам в самообслуживании;

- дежурство;

- уборка в уголке игрушек;

Вопросы для анализа:

1) Форма изложения воспитателем и степень ориентировки в нем ребенка (правильно ли понятно задание, были ли вопросы)?

2) Выбор ребенком выполнения задания, его соответствующие условия, рациональность.

3) Последовательность действий (обследовательских умений, практических) и их результативность.

4) Инструменты и материалы, используемые в ходе выполнения поручения, наличие навыков их использование.

5) Затруднения и ошибки детей.

6) Приемы руководства воспитателя.

2. Проведение одним студентом дидактической игры. Другой студент фиксирует ее содержание и анализирует.

Вопросы для анализа:

1) Приемы привлечения детей к игре.

2) Способ объяснения взрослым содержания и правил игры.

3) Вопросы детей по поводу содержания и правил игры.

4) Выполнение их детьми в ходе игры.

5) Ошибки и затруднения детей и их причины.

6) Как и кем осуществляется контроль за выполнением правил?

7) Каких знаний потребовало от детей участие в игре? Нарушался ли ход игры от недостатка занятий?

8) Какие качества умственной деятельности проявлялись в ходе игры наиболее ярко (наблюдательность, быстрота запоминания и т.д.)?

3. Участие в проведении режимных процессов

Домашнее задание: Подготовиться к беседе с ребенком, подобрать художественные произведения на этическую тему, продумать вопросы к детям. Повторить тему: «Нравственное воспитание».

 

ВЫХОД VI

(Вторая половина дня)

ТЕМА: Нравственное воспитание дошкольников.

ЦЕЛЬ: Выявить особенности проявления коллективизма у детей, умение принимать участие в коллективной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Наблюдение студентами труда, игр, НОД с детьми.

Вопросы для анализа:

1) Какие виды деятельности организовывались воспитателем как совместные?

2) Какие виды деятельности протекали как совместные по инициативе детей? В чем проявлялась самостоятельность?

3) Каковы особенности взаимодействия и взаимоотношений в совместных видах деятельности (характер общения), распределение обязанностей, совместное планирование деятельности, проявление взаимопомощи, проявление взаимных интересов.

4) Роль воспитателя как организатора деятельности детей, содержание его деятельности, приемы влияния на детей.

5) Отношение детей к совместной деятельности, к воздействию воспитателя.

2. Проведение беседы с двумя детьми своей возрастной группы (каждый студент).

В качестве материала беседы следует использовать стихи или незаконченные рассказы-ситуации, описывающие нравственные различные проблемы (например, стихотворение А.Кузнецовой «Мы поссорились»). После чтения стихотворения задать детям вопросы:

q Почему поссорились девочки?

q Кто из них был виноват?

q Почему подружки решили помириться?

q Есть ли у тебя друзья? Назови их.

q Ссоришься ли ты с ними? Почему?

q Если вдруг поссорился с другом, то как можно помириться с ним?

Схема анализа данных:

1) Какой способ поведения предлагает ребенок, соответствует ли он социально одобряемому образцу?

2) Как мотивирует ребенок предлагаемый поступок? (можно ли говорить о формировании сознательной, а не стихийной нравственности, т.к. если ребенок выполняет общественную норму, потому что иначе поступить не может, значит он исходит из своей внутренней потребности.

3) Называет ли дошкольник в речи нормы поведения, называет ли нравственные качества? Какие? (Определение в речи норм и качеств свидетельствует об их осознании.)

4) Насколько развернуто, логично последовательно ребенок объясняет ситуацию? (Чем более обстоятелен и точен ответ, тем полнее осознание нормы)

 

 

Основная литература

1. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для вузов - М.: Владос, 2007.- 301с.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: 2007

3. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 80 с.

 

Дополнительная литература

1. Арушанова, А. Задачи и формы организационного обучения / А.Арушанова // Дошкольное воспитание – 1993. - №1. - С. 41 - 43.

Бабынина Т.Ф. Организация самостоятельной работы студентов по курсу «Дошкольная педагогика»: Пособие для студ. и преп. фак. дошк. воспитания - Наб. Челны: НГПИ, 2008.- 33с.

3. Голдаева, Г. Воспитатель-инструктор педагогической деятельности / Г.Голдаева // Дошкольное воспитание – 1996. - №8. – С. 61.

4. Доман, Г. Дошкольное обучение ребенка / Г.Доман. – М., 1995. – С. 66-85.

5. Дуброва, В.П., Милашевич, Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич - М.,1995. – С. 86-93.

6. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб.пособие / Л.Г.Нисканен, О.А.Шаграева и др. /Под ред. Л.Г. Нисканен. – М.: 2002

7. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.,1997.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...