Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.




Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (физкультурой, музыкой, рисованием, конструирова­нием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.).

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны - необходимость пространства для проявления свободной активности детей, с другой стороны - ограниченность помещения детского сада. Преодолению этого противоречия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкуль­турные, музыкальные, театральные, лаборатории; «кабине­ты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; кухни; прачечные; «производственные» мастерские и др. Эти помещения следует устроить так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственными», «страшными», «магическими», «смешными», «сказочными», «волшебными», «загадочными», «фантастичными» и т.д.

Трансформация помещений может быть обеспечена лег­кими раздвижными перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции, планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия.

Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов.

В групповой ячейке, особенно в ее «семейной» части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей.

В составе этой или других зон групповой комнаты (на­пример, в «спальной зоне», в раздевалке) целесообразно предусмотреть место для икебаны или букета цветов, для домашних растений. Это может быть специальная тумба, вазон, декоративная подставка, арка, гипсовые или пластмассовые модульные ящики, в которые устанавливаются горшки с растениями.

Желательно, чтобы в помещении детского сада была и «гостиная для взрослых», куда имеют доступ и дети. Они здесь хотя и желанные, но все же гости. В интерьере гостиной -торшеры, бра, ковры, письменный стол, книги, круглый стол, мягкие диваны и кресла - ничто даже отдаленно не напоминает административный кабинет. Взрослому здесь так же хорошо и комфортно, как и ребенку. Ребенок, находясь вместе со взрослыми, либо просто проводит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из них, либо наблюдает за их поведением, учится у них культуре общения, либо сам участвует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям.

В такой гостиной хорошо проводить праздники.

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа Я. Этому способствует наличие в помещении зеркал. Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал.

Стимулирующим «материалом» является и определенная цветовая среда, смена конкретного цветового решения. «Вялая», без контрастных акцентов цветовая гамма не стимулирует активность детей.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных эле­ментов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие репродукции классических произведений живописи, а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные и полу реальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах -восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано.

Желательно оборудовать помещение для художественного творчества детей. Например, в удобном для детей и взрослых месте разместить колокольчики, тарелки различного тембра звучания. Ребенок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном. Или же устроить комнату «Волшебные краски» с оптическим смешением цветового освещения при смене фотофильмов. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений.

7. Принцип открытости-закрытости.

Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах.

Первый аспект - открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организация «зеленых комнат» в помещениях - маленьких, остекленных по периметру, внутренних двориков с растущими в них растениями -деревьями, кустарниками, травой. Это включение во внутреннюю среду здания атриумов - остекленных сверху пассажей, оранжерей, открытых веранд, террас.

В целях гуманизации жилой среды желательно предусмотреть проживание с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

Второй аспект принципа открытости-закрытости - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементыi культуры - настоящей взрослой живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновения лучших образцов общечеловеческой культуры - образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества: с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это последнее, несомненно, будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о Малой родине и чувства любви к ней.

Третий аспект принципа открытости-закрытости - это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом».

Четвертый аспект этого принципа - открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа Я. В предыдущих разделах предлагались проекты с использованием равновеликих зеркал - отдельных и целых комплексов, желательна также и система подвижных.

В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...