История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: учеб. Пособие / Под ред. С.Ф. Егорова- М.: Академия, 2000.- 400с.
9. Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении / Сост.И.А. Кутузова. – СПб, 1996. – С. 65-82. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие.- 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2002.- 416с. 11. Михайленко, Н.Я. Модель организации образовательного процесса в старшей группе детского сада / Н.Я. Михайленко Н. // Дошкольное воспитание – 1995. - №9. - С. 59. 12. Нечаева, В.Г.К проблеме нетрадиционных методик при проведении комплексных занятий в детском саду / В.Г.Нечаева // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11. – С. 50. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Межвузовский сборник научных трудов – Набережные Челны, 2004.- 121с. 14. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Под ред. Н.Н.Кожуховой. – М.: 2002. 15. Фондовые лекции кафедры дошкольной и социальной педагогики: учеб. пособие/ Под. ред. Т.Ф. Бабыниной - НабережныеЧелны: НГПИ, 2007.- 198с. 16. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей / Ю.Хямяляйнен. - М., 1993. – С. 13 – 25. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОБРАЗЕЦ ведения дневника Титульный лист НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ДНЕВНИК Педагогическая практика в ДОУ (ПО ДИСЦИПЛИНЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ) в ДОУ №…. «название»
Студентки (студента) факультета дошкольного воспитания 3 курса, группы №______ (Ф.И.О. студента) Групповой руководитель__________
1 лист: План работы на семестр 2 лист: Список детей группы (с указанием № группы, возраста, Ф.И.О. воспитателя) 3 лист: Режим дня 4 лист: Сетка занятий 5 лист: Схема размещения детей за столами во время принятия пищи 6 лист: Схема размещения детей за столами во время НОД
7 лист и далее:
ЛЕВАЯ СТОРОНА (тетради) ПРАВАЯ СТОРОНА (тетради)
Приложение 2.
ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Среда, окружающая дошкольников в детских садах и детских домах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению их здоровья и закаливанию организма. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности, взрослый должен обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, его доверие к миру, формирование начал личности (базис личностной культуры), развитие индивидуальности ребенка. Способы общения - понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция взрослого - интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т. д.), создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для проявления и развития творческих, художественных способностей дошкольника. Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни, организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. В то же время ребенок должен иметь возможность реализовать склонность открывать для себя новое, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади.
Назовем принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: 1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 2) принцип активности, самостоятельности творчества; 3) принцип стабильности - динамичности: 4) принцип комплексирования и гибкого зонирования; 5)принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; 6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; 7) принцип открытости и закрытости; 8} принцип учета половых и возрастных различий детей. Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее. 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта не позволяет решить образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установлению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции «сверху», а ребенок - «снизу». Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый диктует свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок, протестует ли, контакт между ними вряд ли возможен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Одно из условий среды, которое делает такое общение более осуществимым, - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы, и соответствующие стулья, которые позволят взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавят его от необходимости все время нагибаться. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.
Принцип активности. В проекте дошкольного учреждения должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах на доступной для детей высоте желательно развешать рамки, что даст ребенку возможность менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов. Одну из стен - рисовальную «стену творчества» - советуем предоставить в полное распоряжение детей. Им разрешается писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников. Электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цветовой фон, интенсивность освещения - «цветосветовой дизайн». В дошкольном учреждении желательно иметь записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.
В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка. В ванной комнате, например, можно и мыться, и мыть кукол, и стирать; в мастерских с наборами простых инструментов учить детей элементарным трудовым действиям; инструменты для уборки помещений, улицы, обработки огорода, клумб помогут приобщить дошкольников к хозяйственно-бытовому труду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|