Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор стратегии развития предприятия




 

Первым этапом при выборе стратегии предприятия является определение миссии организации.

Вырабатываемая руководством организации миссия в широком значении понимается как философия, предназначение организации, а в узком смысле раскрывает смысл ее существования, который определяет принципы ее деятельности и типичные отличия от других фирм. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.

Для ОАО «ALKA» основную миссию предприятия можно определить как производство и обеспечение потребителей различными видами оборудования и инструментов.

Теперь сформулируем функциональные цели, на которые должна быть направлена деятельность ОАО «ALKA».

Цель создания предприятия формулируется в уставе следующим образом:

. Целью создания предприятия является деятельность по удовлетворению общественных потребностей народного хозяйства в продукции строительной отрасли, работах и услугах предприятия с высокими потребительскими свойствами и качеством и реализация на основе прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности, социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и государства.

Надо отметить, что в действительности предприятие не занимается некоторыми видами деятельности, в частности, не ведет торгово-закупочную деятельность и не развивает подсобные хозяйства.

Следующим этапом при выборе стратегии бизнеса является определение целей предприятия.

Цели, перечисленные в таблице, являются самыми важными и должны быть реализованы в первую очередь.

 

Таблица 9. Цели предприятия

Область установления цели Цель
Внешняя среда Формирование благоприятного имиджа Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия
Удовлетворение потребностей Качество оказания услуг Полное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей
Функционирование предприятия Формирование положительного психологического климата в организации Повышение тарифной сетки оплаты труда Обеспечение ответственности и личная заинтересованности каждого работника Снижение убытков, получение прибыли и повышение рентабельности производимой продукции

Оценка стратегии, на разработку которой организация потратила много времени и других ресурсов, является тем своеобразным моментом, который позволяет на основе конкретных результатов делать выводы о ее управленческом потенциале и способностях остального персонала.

Оценка стратегии способствует выполнению следующих задач:

определение приоритетных административных задач, таких, как распределение ресурсов среди подразделений и отдельных исполнителей, установление организационных отношений субординации и координации по вертикали и горизонтали, создание вспомогательных систем с уточнением их задач;

установление соответствия между стратегией и внутриорганизационными изменениями, чтобы сориентировать деятельность на построение необходимой организационной структуры в ее взаимосвязи с системой мотивации и квалификацией работников и менеджеров;

выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и управления.

 

    2.4.1 Качественная оценка состояния и развития предприятия

Оценим различные стороны деятельности фирмы (табл. 10).

 

Таблица 10. Качественная оценка состояния и развития предприятия

Сфера окружения

Характеристика сфер окружения

Оценка вектора изменения
  Текущий период Будущий период  
1. Производство Увеличение объемов продаж, расширение ассортимента Увеличение объемов продаж, расширение ассортимента +
2. Финансы Увеличение прибыли, финансовой устойчивости Стабилизация получения прибыли, улучшение финансового состояния +
3. Кадры Улучшение эффективности использования кадров Рациональная организация труда, увеличение мотивации труда, увеличение надбавок +
4. Руководство Обеспечение стабильной работы Обеспечение стабильной работы +
5. Ноу-хау Идет развитие технологий производства продукции Внедрение новых видов продукции +
6. Маркетинг Не развит Развитие службы маркетинга +

 

Хотя отдел продаж осуществляет сбор и анализ данных, характеризующих потребительские рынки, проводит исследования потребностей клиентов и анализ выпускаемой продукции, определение степени ее соответствия запросам и возможностям клиентов, однако анализ продукции конкурентов, отбор в них лучшего и внедрение в собственные разработки, проведение маркетинговых исследований и организация практики маркетинга, экономическое обоснование тарифов ведется мало.

Фирме требуется планировать свои действия на случай реализации этих угроз, для усиления своих слабых позиций.

   

    2.4.2 SWOT-анализ

После того, как собраны достаточные данные о внешней и внутренней среде организации, целесообразно применить метод SWOT (аббревиатура из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы), с помощью которого можно установить взаимосвязи между данными элементами внутренней среды организации и ее внешним окружением.

Это позволяет в дальнейшем более четко сформулировать стратегию на основе анализа поля возможностей и угроз, что способно уменьшить риск деятельности предприятия.

Для нашего предприятия составим матрицу SWOT (табл.11).

 

Таблица 11. Матрица SWOT-анализа

  Сильные стороны - S 1. Отсутствие текучести кадров 2. Высокая квалификация работников 3. Расширение производственных мощностей 4. Качество продукции 5. Четкое разделение труда Слабые стороны -W 1. Невысокий уровень маркетинговых исследований 2. Несовершенная система управления 3. Износ большей части ОФ 4. Большая энергоемкость и материалоемкость производства
Возможности - O 1. Низкая вероятность появления новых конкурентов в связи с большими объемами капиталовложений; 2. Есть возможность расширения рынка сбыта. 3. Увеличение загруженности производственных мощностей 4. Государственные инвестиции SO - стратегии увеличения объемов выпуска (S1-5; О3,О4); снижение себестоимости (S1-5;О4); интеграция вперед, расширение рынка сбыта (S2,4, О1,2); WO - стратегии интеграция вперед, расширение рынка сбыта(W1,2; O2,4) увеличение объемов выпуска (W3,4; O4)
Угрозы - T 1. Трудность при возможном уходе с рынка в связи с большими объемами капиталовложений; 2. Высокий уровень конкуренции 3. Угроза давления поставщиков 4. Угроза давления покупателей ST - стратегии снижение давления со стороны поставщиков (S3; Т3); увеличения объемов выпуска (S1-5; T4) WT - стратегии существенное сокращение производства; увеличение себестоимости и цен снижение качества продукции; сокращение объемов производства; ликвидация;

 

С помощью таблицы представляется возможным выявить проблемы, стоящие перед предприятием. К их числу можно отнести: невысокий уровень маркетинговых исследований, несовершенную систему управления, проблемы с производственным оборудованием, большую энергоемкость и материалоемкость производства.

Составим перечень альтернатив:

 

Эталонные стратегии Перечень альтернатив
1. Стратегия концентрического роста увеличение объема выпуска продукции снижение себестоимости
2. Стратегия интегрированного роста прямая интеграция, расширение рынка сбыта; обратная интеграция, снижение давления со стороны поставщиков;
3. Стратегия диверсифицированного роста  
4. Стратегия сокращения сокращение объемов производства а; увеличение себестоимости и цен; существенное сокращение производства; снижение качества продукции; ликвидация;

 

Предприятию требуется принять срочные меры по усилению слабых позиций, что также скажется на результатах сбыта продукции, а, следовательно, и на результатах деятельности предприятия.

Применяя стратегии концентрического и интегрированного роста, мы увидем, как доступный для предприятия рынок, высокое качество продукции, сервис, позиция предприятия на рынке среди конкурентов будут способствовать успешному сбыту продукции.

   

    2.4.3 Матрица БКГ

Для выбора стратегии по методу Бостонской консалтинговой группы (БКГ) применяется разработанная ею матрица БКГ. Важнейшими классификационными признаками рыночной позиции фирмы, по определению Бостонской консалтинговой группы, являются темпы роста рыночного спроса и отношение доли на рынке товара данной фирмы к соответствующей доле основного конкурента.

 


Матрица БКГ (Boston Consulting Group)

- СЗХ1; - СЗХ4;

 

Относительная доля рынка

 

Высокая Низкая
Темп роста отрасли Высокий Звезды Трудные дети
  Низкий Дойные коровы Собаки

 

Проведя анализ по матрице БКГ, можем прийти к следующим выводам:

 

Анализ Стратегия
СЗХ1- темп роста данной отрасли является низкой, относительная доля рынка чуть выше среднего Концентрического роста - развитие продукта - усиление позиций на рынке - расширение рынка Интегрированного роста - вперед идущая интеграция
СЗХ4- темп роста данной отрасли низкий, а относительная доля рынка чуть ниже среднего Концентрического роста - развитие продукта - усиление позиций на рынке - расширение рынка Интегрированного роста - вперед идущая интеграция

 

Матрица Мак-Кинси

Далее проведем выбор стратегии предприятия с помощью матрицы Мак-Кинси. Для этого вначале оценим положение предприятия по каждому из факторов, приведенных на рис. 15, и определить его, исходя из 3-х возможных уровней: низкого (Н), среднего (С), высокого (В).


Таблица 12. Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса ОАО «ALKA»

Привлекательность рынка

Стратегическое положение

Факторы Оценка Факторы Оценка

Характеристика рынка (отрасли)

- Размер рынка - Размер ключевых сегментов - Чувствительность рынка к ценам, уровню обслуживания, изменениям внешних факторов - Воздействие поставщиков на характер заключаемых сделок В С С С - Доля рынка - Охват ключевых сегментов - Влияние на рынок - Отношения с поставщиками - Воздействие на позицию фирмы потребителей С В Н В В

Факторы конкуренции

- Типы конкурентов - Уровень конкуренции - Чувствительность к товарам-субститутам (заменителям) - Степень интеграции фирм в отрасли С В С Н - Приспособленность к конкуренции по выпускаемой продукции, возможностям обслуживания рынков, производительной силы, качества управления - Относительная доля рынка - Уязвимость со стороны новой технологии В С Н

Финансово-экономические факторы

- Степень использования производственных мощностей - Отраслевой уровень доходности - Отраслевой уровень ликвидности В С С - Уровень использования мощностей - Уровень доходности - Показатели платежеспособности В С С

Социально-психологические факторы

- Социальная среда - Юридические ограничения В С - Внешний образ - Внутрифирменная культура и этика С Н
ИТОГО (общая оценка) С   С

 

На основе этой оценки определим место предприятия в одном из квадратов матрицы «Мак-Кинси» (рис. 7).

 


Рис. 7. Оценка стратегии фирмы с помощью портфельной модели «Мак-Кинси»

 

Таким образом, положение нашей фирмы, оцененное с помощью матрицы Мак-Кинси, можно охарактеризовать как двойственное, имеющее ограниченные возможности для роста.

В целом можно сделать выводы, что задачи, стоящие перед предприятием, решаются посредством стратегических действий в рамках выбранной стратегии.

 


Заключение

 

В данной работе были рассмотрены теоретические вопросы разработки, оценки и выполнения стратегии развития фирмы, а также проведен анализ и выработка стратегии развития выбранного предприятия.

Теоретический анализ проблемы показал, что одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов: анализ среды; определение стратегических альтернатив; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии.

Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления.

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы.

Важной задачей управления является установление баланса интересов различных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в функционировании организации и оказывающих влияние на характер, содержание и направленность ее функционирования. Баланс интересов определяет то, куда будет двигаться организация, ее целевую ориентацию в виде миссии и целей.

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления.

Определение стратегии - это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке и т.п.

Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.

Сейчас большинство видов строительной продукции находится на этапе зрелости, поэтому фирме нужно стараться сохранить отличительное преимущество. Положение нашей фирмы, оцененное с помощью матрицы Мак-Кинси, можно охарактеризовать как двойственное, имеющее ограниченные возможности для роста. Наиболее привлекательной в настоящее время является стратегия, направленная на увеличение выпуска продукта, т. е. укрепление позиций фирмы.

Для основных видов деятельности ОАО «ALKA» наилучшей является стратегия низких издержек, основанная на более полном использовании основных фондов. Также руководству предприятия нужно налаживать контакты с новыми поставщиками сырья и материалов, на более выгодных для предприятия условиях.

Такой подход приведет к выработке эффективной стратегии развития, что поможет занять предприятию более прочное положение на рынке.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...