Упрощенная система налогообложения как один из видов специальных налоговых режимов
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Теоретическая часть
Последнее десятилетие отмечено для России различной степени успешности продвижением по пути создания и развития рыночной экономики. Как показывает история и мировой опыт, такое развитие невозможно без соответствующего развития малого бизнеса в стране. Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он достаточно гибок, обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды предприятий, выпускает специальные товары и услуги, обладает экономической свободой, деятельность носит инновационный характер. Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных законом условиях. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес является базовой составляющей рыночного хозяйства.[29, с.8] Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям. Основным критерием выделения малого предприятия в нашей стране является численность работников в отраслевом разрезе, т.е. от 30 до 100 человек. В России сегодня насчитывается около миллиона малых предприятий. 40% малых предприятий работает в сфере общественного питания и розничной торговли, 16% - в строительстве, 15% - в промышленности. Создана правовая основа малого бизнеса - ряд законов, указов, статей кодексов, документов министерств. С 1996г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России по упрощенной системе налогообложения. Популярность данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в легальный, не теневой бизнес. Для этого Законом Российской Федерации № 2118-1 от 27.12.1991г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрена возможность установления федеральными законами особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени – специального налогового режима, не являющегося отдельным видом налога.[5, с.3] Таким налоговым режимом может быть предусмотрена замена совокупности налогов и сборов одним налогом. В процессе продвижения широкомасштабной налоговой реформы, осуществляемой в России в последние годы, законодательством о налогах и сборах в Российской Федерации было установлено несколько разных режимов налогообложения, а также внесены изменения в традиционные налоги и сборы и введены новые виды налогов и сборов как федеральных, так и региональных, местных. Так, в соответствии со статьей 18 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации могут быть установлены следующие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.[2, с.15]
В 2003 году Федеральным законом № 104-ФЗ от 24.07.2002г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"[4] введена в действие новая глава Налогового кодекса Российской Федерации – глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения". Предполагается, что реализация положений данной главы помимо легализации доходов субъектов малого предпринимательства будет способствовать также сокращению объема и облегчению ведения отчетной документации для представителей малого бизнеса. Принцип, положенный в основу данной системы, сам по себе не является новеллой налогового законодательства России, так как уже неоднократно использовался законодателем как до принятия Налогового кодекса Российской Федерации, так и непосредственно в некоторых его главах. Так, например, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 88-ФЗ от 14.06.1995г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в 1995 году был создан особый режим налогообложения малого бизнеса, регулируемый прежде всего Федеральным законом № 222-ФЗ от 29.12.1995г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (принят Государственной Думой Российской Федерации 08.12.1995г.).[6] Со дня вступления в силу Федерального закона № 148-ФЗ от 31.07.1998г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и введения единого налога законодательство об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства стало действовать в части, не противоречащей данному федеральному закону. [7] С начала 2002 года Федеральным законом № 187-ФЗ от 29.12.2001г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" введены раздел VIII.1. "Специальные налоговые режимы" и глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса РФ.
В основе всех этих указанных режимов налогообложения лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период. Главное отличие действующей в настоящее время упрощенной системы налогообложения, регламентируемой главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, от остальных упрощенных систем – единого сельскохозяйственного налога (глава 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации) и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации) – состоит в предоставлении налогоплательщику возможности вести упрощенный учет и отчетность по всем видам осуществляемой им деятельности, за исключением специально оговоренных законодателем случаев. Организациям и предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности [28] Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|