Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Учение о психологическом стрессе




Т I

I


 

_25

Глава 1. Учение о психологическом стрессе

характеристиками адаптивного поведения и эмоциональным состоянием в разные периоды воздействия стресс-стимулов. Тем более не учитывается влияние психосоциальных факторов критических значений в развитии стресса у человека, роль когнитивных процессов в регуляции стрессовых реакций и преодолении стресса.

Эта теория не отражает те стрессовые эффекты, которые происходят в ответ на влияние среды «средней степени небла­гоприятности» или такие, которые являются вредными только для некоторых людей, но безвредны для других. Поэтому у многих исследователей возникает неудовлетворенность при попытке изолированного рассмотрения стресс-реакции как комплекса биохимических (энергетических) процессов или исследования отдельных нейрофизиологических, вегетатив­ных коррелятов психологического стресса [46, 202, 213, 438].

Известно, что концепция Г. Селье об общем адаптацион­ном синдроме не включает нервное звено регуляции ответной реакции организма на стресс-воздействия. Такой подход был подвергнут в свое время справедливой критике [46, 101, 188]. Многочисленными последующими исследованиями отчетли­во показано, что механизм неспецифической резистентности организма не может быть сведен к изменению уровня «адап­тивных гормонов» в крови, а имеет гораздо более сложную природу. Нервной системе в регуляции явлений реактивности и адаптации организма принадлежит ведущая и решающая роль. Эмоциональное напряжение всегда сопровождает так называемый физический стресс. К. Лишшак и Э. Эндреци [131] подчеркивают, что уровень секреции адренокортико-тропного гормона определяется аффективным компонентом, «эмоциональным зарядом» активности. Эмоциональное воз­буждение является единственным фактором, стимулирующим гормональную адаптационную реакцию. Гомеостатические реакции в свою очередь определяются поведенческой реакци­ей организма, выражающейся в подготовке к борьбе, бегству. Но при таком подходе, как указывает П. Д. Горизонтов [65], концепция стресса должна была бы первично рассматриваться не как физиологическая, а как поведенческая концепция.

Однако критические замечания в адрес теории Г. Селье не столько опровергали или ставили под сомнение основные


т



Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 1. Учение о психологическом стрессе



 


ее положения, сколько раздвигали рамки, подтверждали принципиальную универсальность концепции и определяли перспективы ее развития.

Концепции стресса довольно быстро стали предметом психологических исследований, особенно после выступления Г. Селье перед Американской ассоциацией психологов в 1955 году. Почему эта концепция оказалась так популярна в психо­логическом мире? М. Applay и R. Trumbull [241] утверждают, что это произошло по причине содержательной полноты этой концепции, — она по сути вобрала в себя все то, что определя­ется понятиями «тревога», «конфликт», «эмоциональный дис­тресс», «угроза собственного " Я" », «фрустрация», «напряжен­ное состояние» и т. п. Кроме того, вследствие широкого при­менения этого понятия в биологии, оно открывало реальную возможность установления связи между физиологическими и психологическими явлениями.

Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых концепций, теорий и моделей, от­ражающих общебиологические, физиологические, психоло­гические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления [455].

Основные этапные теории и модели стресса были подроб­но описаны нами ранее [28, 29]:

1. Генетически-конституциональная теория, суть которой
сводится к положению, что способность организма сопро­
тивляться стрессу зависит от предопределенных защитных
стратегий функционирования вне зависимости от текущих
обстоятельств. Исследования в данной области являются
попыткой установить связь между генетическим складом
(генотипом) и некоторыми физическими характеристиками,
которые могут снизить общую индивидуальную способность
сопротивляться стрессу.

2. Модель предрасположенности (diathesis) к стрессу осно­
вана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних
факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрас­
полагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий
на развитие реакций напряжения.

3. Психодинамическая модель, основанная на положениях


теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнали­зирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога раз­вивается под воздействием бессознательного, внутреннего ис­точника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных по­буждений и агрессивных инстинктов. Для описания резуль­тирующих симптомов этого состояния Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни».

4. Модель Н. G. Wolff, согласно которой автор рассматривал
стресс как физиологическую реакцию на социально-психоло­
гические стимулы и установил зависимость этих реакций от
природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведе­
ния индивида, определенности ситуации и отношения к ней.

5. Междисциплинарная модель стресса — стресс возникает
под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у боль­
шинства индивидов или отдельных их представителей и при­
водит к ряду физиологических, психологических и поведенче­
ских реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и
приводящих к высшим уровням функционирования и новым
возможностям регулирования.

6. Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отража­
ют взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния
напряжения в отношениях, сопровождающих групповые
процессы. Основные причины напряжения связаны с необ­
ходимостью членов общества подчиняться его социальным
нормативам. Одна из теорий конфликта полагает, что пред­
упреждение стресса должно основываться на предоставлении
членам общества благоприятных условий для развития и
большей степени свободы в выборе жизненных установок и
позиций. Теории конфликтов рассматривают также в качестве
причин стресса факторы устойчивости социальных отноше­
ний, распределения экономических благ и услуг в обществе,
межличностное взаимодействие во властных структурах.
Социальные аспекты лежат в основе и таких теорий стресса,
как эволюционная теория социального развития общества,
экологическая теория (роль социальных явлений в обществе),
теория жизненных изменений (в семье, на работе и т. д. ).


Раздал I. Развитие психологического стресса

7. Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой
модели является понятие и механизмы адаптации. Адаптация
определена автором как способ, которым индивид борется с
ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией,
он имеет два проявления: 1) преодоление (coping) — борьба
с ситуацией; 2) защита (defense) — борьба с чувствами, вы­
званными ситуацией. Преодоление, «овладение» ситуацией
определяется целенаправленным поведением и способностя­
ми в принятии индивидами адекватных решений при встрече
с жизненными задачами и требованиями.

8. Стресс как поведенческие реакции на социально-психоло­
гические стимулы.
Модель физиологического стресса Н. Selye
модифицировал В. P. Dohrenwend. Он рассматривает стресс
как состояние организма, в основе которого лежат как адап­
тивные, так и неадаптивные реакции. Под стрессорными воз­
действиями он понимает прежде всего социальные по своей
природе факторы, такие, например, как экономические или
семейные неудачи, то есть объективные события — они на­
рушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь
индивида. Эти события не обязательно негативны и не всегда
ведут к объективному кризису.

9. Системная модель стресса отражает понимание про­
цессов управления (поведения, адаптации и т. п. ) на уровне
системной саморегуляции и осуществляется путем сопо­
ставления текущего состояния системы с его относительно
стабильными нормативными значениями.

10. Интегративная модель стресса. Центральное место в
модели занимает проблема, требующая от человека принятия
решения и понятие которой определяется как проявление,
воздействие на человека стимулов или условий, требующих
от него превышения либо ограничения обычного уровня
деятельности. Возникновение проблемы (трудностей с ее
решением) сопровождается напряжением функций организ­
ма — если проблема не решается, напряжение сохраняется или
даже нарастает — развивается стресс. Способности человека
в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда
факторов: 1) ресурсов человека — его общих возможностей по
разрешению различных проблем; 2) личного энергетического
потенциала, необходимого для решения конкретной пробле-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...