Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Учение о психологическом стрессе






 


или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще упо­требляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоле­ния (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствова­нию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физиче­ской реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и У. Кеннон, и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодо­лению этого состояния.

В связи с отсутствием общей теории стресса нет и обще­принятого его определения. Рассматривая различные их вари­анты, N. H. Rizvi отметил следующие:

«1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от не­приятных состояний, таких, как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.

2. Стресс также рассматривается как психологические и
поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего
беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса
реакции или индикаторы наблюдались в различных функцио­
нальных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные
и поведенческие.

3. Стресс определяется как событие или условие в физиче­
ском или социальном окружении, которое ведет к принятию
мер по избеганию или к агрессии, принятию решения об
устранении или ослаблении угрожающих условий. Такое по­
нятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза,
давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация.

Таким образом, отсутствует точное определение стресса,


а различные попытки исследователей в этом вопросе все еще фрагментарны и неопределенны» [440, с. 105].

Р. Лазарус [368] также отмечал, что различные представ­ления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. В этой области не существует уста­новившейся терминологии. Даже определения стресса часто очень существенно различаются. Правда, такое положение характерно и для целого ряда других кардинальных проблем, таких как адаптация, утомление, способности, личность и многих других.

Для прояснения понятия стресса Р. Лазарус сформулиро­вал два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессо­вые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрес­сом, психологические процессы — например, процесс оценки угрозы. Во-вторых, стрессовая реакция может быть понята только с учетом защитных процессов, порождаемых угро­зой, — физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней психологической структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с этой угрозой. Характер стрессовой реакции причинно связан с этой угрозой, с психологической структурой личности, взаи­модействующей с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты. Он отмечает, что «только связывая характер стрессовой реакции с... психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структу­рами, мы можем надеяться объяснить происхождение явления и получить возможность их предсказывать» [368, с. 179].

Психологический стресс как особое психическое состо­яние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается про­цессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д. ) в значительной степени определяются выбранными или приня­тыми целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...