Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Развитие психологического стресса




32_


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 1. Учение о психологическом стрессе


 


ные оценки внешних событий определяют степень их стрессор-ного значения для конкретного субъекта. Во-вторых, одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае восприни­мать как стрессорное, а в другом — как обычное, нормальное. Эти различия могут быть связаны с изменениями в физиологи­ческом состоянии или в психическом статусе субъекта.

Таким образом, когнитивная теория стресса основана на положениях о ведущей роли в его развитии:

—психического отражения явлений действительности и
их субъективной оценке;

—познавательных процессов преобразования информа­
ции с учетом значимости, интенсивности, неопределенности
событий;

—индивидуальных различий реализации этих процессов и
в оценке субъективной опасности, вредности (степени угрозы)
стимулов.

Когнитивная теория стресса отражает представление о том, что, во-первых, взаимодействие человека и среды в определенных адаптационных условиях постоянно подвер­гается изменению. Во-вторых, для того чтобы взаимосвязь между этими переменными была стрессовой, должна быть заинтересованность, высокая мотивация в достижении ре­зультатов. Иначе говоря, человек должен представлять, что его взаимодействие (трансакция) с рабочей средой является релевантным к личным целям, имеющим важное значение. В-третьих, психологический стресс возникает только тогда, когда человек оценил, что внешнее и внутреннее требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят его ресурсы.

Поскольку человек обычно стремится изменить то, что яв­ляется нежелательным или недосягаемым, то стресс означает скорее динамический процесс, чем статическое состояние. Психическое состояние изменяется на протяжении време­ни и в зависимости от разных условий среды. Взаимосвязь между человеком и средой не бывает постоянной в течение определенного времени или в период от выполнения одной задачи к другой. Этот принцип становится понятным, если в исследованиях используется изучение внутрииндивидуальных связей в дополнение межиндивидуальным или нормативным с


 


тем, чтобы наблюдать степень стабильности или изменчивости реакций на протяжении времени и в зависимости от адапта­ционных условий.

Обобщая материалы исследований по разработке ког­нитивной теории психологического стресса, выполненные Р. Лазарусом, его сотрудниками и другими исследователями, следует отметить, что изучение этой проблемы характеризу­ется теоретическим и экспериментальным многообразием, а также противоречивостью результатов исследований. Однако при всех различиях в подходах к изучения психологического стресса между ними имеется принципиальное сходство. Оно состоит в стремлении определить психологическую сущность стресса через регистрируемые параметры. Однако, как писал С. Л. Рубинштейн: «... для того чтобы по внешнему протеканию поведения можно было определить его внутреннюю психоло­гическую природу, психика, сознание должны существовать в подлинном смысле слова, то есть не быть бездейственным эпифеноменом» [187, с. 306]. Другими словами, надо выяс­нить роль психического в детерминации поведения человека в сложных условиях.

Когнитивная теория психологического стресса получила свое дальнейшее развитие в работах ряда зарубежных иссле­дователей. Прежде всего следует назвать теорию «пессимисти­ческого объяснительного стиля». С. Peterson и M. E. F. Selig-man [427] и модель «убеждений о здоровье» J. M. Rosenstock, V. J. Strech, M. H. Becker [444].

Несмотря на то, что когнитивная теория стресса про­должает развиваться и совершенствоваться, она постоянно подвергается критике. S. Hobfoll [344] утверждает, что модель тавтологична, очень сложна и не предусматривает возможных вариантов, отклонений. Чрезмерным, по его мнению, является внимание к процессам восприятия и осознания ситуаций, что ограничивает понимание роли потребностей в их избегании, построение стратегий предупреждения стресса не отражает значение ресурсов человека в этом процессе.

S. Hobfoll считает, что человеческие ресурсы включают предметную сферу (поведенческая активность), ресурсы со­стояния, личностные характеристики и энергетические по­казатели. Психологический стресс развивается при реальной

2 В. Бодров


34_


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 1. Учение о психологическом стрессе


_35


 


или воображаемой потере части ресурса или задержке с вос­становлением потраченного ресурса. В этой теории расход ресурса играет центральную роль. Стрессогенным является не само по себе жизненное событие (смена работы, обмен жилья, прекращение знакомства и т. п. ), а связанная с этим утрата какой-либо жизненной позиции — потеря статуса, за­работка или власти, смена привычных средств труда, утрата самоуважения и т. д.

Он считает также, что люди используют различные спосо­бы компенсации потерь: это может быть прямое их возмеще­ние либо компенсация, переоценка ситуации и переключение внимания на выигрышные моменты новой ситуации.

В этой теории привлекательной является принципиальная возможность оценить стресс через категорию потери какого-либо ресурса, однако, остаются неясными методологические подходы к измерению этого показателя.

Каждая из приведенных выше теорий и моделей стресса внесла заметный вклад в развитие и понимание этого явления, но каждая из них имеет и свои ограничения. Большинство из этих ограничений проявляется при переключении с анализа стресса на каком-то одном уровне функционирования че­ловека на более широкий, интегративный уровень анализа и представления о сущности стресса.

Прямое перенесение положений о физиологических осо­бенностях развития и проявления стресса в область психоло­гии оказалось мало продуктивным. По мнению Р. Лазаруса [368], физиологический и психологический стресс существен­но различаются между собой по особенностям воздействую­щих стимулов, по механизму его развития и характеру ответ­ных реакций. Если при физиологическом стрессе происходит нарушение гомеостаза при непосредственном воздействии стимула на организм, а его восстановление осуществляется висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обусловливают стереотипичный характер реакций, то психо­логический стресс развивается в результате оценки значимо­сти ситуации для субъекта, его интеллектуальных процессов и личностных особенностей.

Общим для всех моделей психологического стресса явля­ется то, что в них определялась его сущность главным образом


через регистрируемые параметры. С этой точки зрения можно выделить два подхода при их изучении. Первый подход — пря­мое сопоставление психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности. В этом случае физиологические показатели и изменения в поведении используются в качестве индикаторов психологического стресса. Характерно что Н. Wolff [503] в своей модели рассматривает стресс через призму физиологи­ческих реакций на социально-психологические стимулы, а в модели В. Dohrenwend [301] стрессовая реакция на подобные стимулы выражается в поведенческой форме. Основной не­достаток этих моделей заключается в отсутствии объяснений в различии реакций на угрожающий стимул.

Второй подход основывается на стремлении изучить психо­логическую природу стресса, раскрыть психологические пред­посылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы пси­хических процессов. Сторонники этого подхода в своих моделях в качестве ведущих признаков стресса определяют различные психологические переменные: Н. Basowits, H. Persky, Sh. Ko-rchin, R. Grinker [249] — реакцию тревоги, вызванную угрозой неудовлетворения основных нужд, F. Alexander [237] — эмо­циональные факторы, R. Lazarus [374] — оценку человеком угрозы, D. Mechanic [397] — адаптацию к условиям ситуации и к своим чувствам и т. д. Они, хотя и в разной степени, полагают, что физиологические реакции человека при стрессе связаны с психологическими переменными и взаимно обусловлены.

Трудность анализа рассмотренных моделей связана с различиями в определениях и толкованиях понятия «стресс» авторами моделей, что препятствует концептуальной инте­грации знаний о стрессе. Так, D. Mechanic определяет стресс в понятиях реакций индивидов на ситуацию, Н. Basowitz и его коллеги — как качество ситуации, которое не зависит от отно­шения индивида к ней, Н. Selye, В. Dohrenwend и некоторые сторонники механической модели определяют стресс как соз­дающее помехи состояние, являющееся внутренней реакцией на стрессоры. F. Alexander стресс рассматривает и как качество стимула, и как реакция индивида на него, R. Scott и A. Howard это состояние определяют через категорию напряжения.

2*



Некоторые модели содержат спорные допущения. Со­мнительно, что стрессовое событие для одного человека обя­зательно будет таковым и для другого, как полагает Н. Basowitz. F. Alexander и Н. Wolff в своих моделях допускают, что любые стимулы, воспринимаемые индивидом как стрессовые, обяза­тельно будут вызывать физиологические и психологические по­следствия вредного характера. Теория объяснительных стилей (С. Peterson и М. Seligman [427]) достаточно хорошо отражает состояния, связанные с некоторыми несчастными случаями и болезнями, но не очень подходит для объяснения депрессии, возникающей после стресса. В теории «самоэффективности» A. Bandura [246] недостаточно четко определил истоки и меха­низмы формирования у субъекта убеждений в своих возмож­ностях заблаговременно почувствовать надвигающуюся угрозу и приспособить свое поведение для ее предотвращения.

Сопоставление теорий и концепций психологического стресса показывает, что они отражают два ракурса содержа­тельной характеристики стресса: с одной стороны, процес­суальную и регулятивную, с другой стороны — предметную и коррелятивную (причинно-следственную). Эти два аспекта одной проблемы тесно между собой связаны — любая профес­сиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздей­ствия факторов физической и социальной среды, также как любой психологический стресс внутриличностной и межлич­ностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей активности человека.

Анализ современных концептуальных подходов к изучению процессов зарождения и проявления психологического (про­фессионального) стресса проведен А. Б. Леоновой. Она выделила три основных направления, объединяющих различные теории, модели, концепции развития стресса, а именно: экологическое, трансактное и регуляторное. «В первом из них стресс понимается как результат взаимодействия индивида и окружающей среды; во втором — как индивидуально-приспособительная реакция человека на осложнение ситуации; в третьих — как особый класс состояний, отражающий механизм регуляции деятельности в затруднительных условиях» [121, с. 7].


Краткий обзор различных теорий и моделей стресса свиде­тельствует о том, что каждая из них рассматривает, учитывает преимущественно какую-либо одну сторону многогранной проблемы. Продвижение вперед в понимании этого явления требует дальнейшего развития как отдельных теоретиче­ских положений, так и их сопоставления, совмещения для получения более цельной картины. Те трудности, которые стоят на пути дальнейшего изучения стресса и, в частности, его психологических аспектов, связаны также с отсутствием общепринятого его определения, узкой концептуализацией, отсутствием обобщающей, системной модели, которая могла бы содержательно отразить особенности функционирования организма и психической детерминации этого процесса на всех уровнях и этапах развития стресса.

Кроме того, есть серьезные методологические проблемы, связанные с измерением стресса. Является ли стресс незави­симой переменной? Если да, то что можно сказать о внешней неочевидности факторов, которые могут иногда вызывать его? Как следует рассматривать различия между индивидами и у конкретного индивида, но в разных ситуациях, в возмож­ностях (ресурсах) купирования стресса? В чем заключаются особенности и различия действия на человеческий организм разных стрессовых ситуаций: навязанных, приписанных, вы­думанных, выбранных и т. п.? Каково соотношение генетиче­ских и социокультурных факторов в происхождении стресса? Эти и многие другие вопросы пока остаются без ответа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...