Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития психологического




Глава 2

Особенности развития психологического

стресса

2. 1. Причины возникновения психологического стресса и его классификация

Возникновение стресса определяется воздействием на ин­дивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. Для развития ин­формационного стресса важным фактором является состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обуслов­ливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодоле­нию, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т. д.

J. E. McGrath [395] указывает, что стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается инди­видом как предъявление требования, угрожающего превысить его способности и ресурсы. При этом он должен ожидать боль­ших различий между затратами на удовлетворение требований и последствиями их удовлетворения или неудовлетворения. Этот подход иллюстрирует сложность стрессового процесса с психологической точки зрения и настоятельную потреб­ность в системном подходе к изучению влияния стресса на индивида.

Экстремальные ситуации делятся на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда «наготове», и на длительные, которые тре­буют адаптационной перестройки функциональных систем



Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 2. Особенности развития психологического стресса


_42


 


человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья [ 106, 147 и др. ].

При кратковременных сильны* экстремальных воз­действиях ярко проявляются различные симптомы стресса. Кратковременный стресс — бурное расходование «поверх­ностных» адаптационных резервов и наряду с этим начало мо­билизации «глубоких» [308]. Если «поверхностных» резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации «глубоких» недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то индивид может погибнуть при совершенно неизрасходованных «глубоких» адаптационных резервах. Длительный стресс характеризуется постепенной мобилизацией и расходованием и «поверхност­ных», и «глубоких» адаптационных резервов [403].

Психологический стресс возникает при выполнении че­ловеком продуктивной деятельности и является своеобразной формой отражения субъектом сложной ситуации, в которой он находится. Эта ситуация в целом или ее отдельные элементы в силу внутренних причин становятся значимыми для человека, что и является самой общей предпосылкой для возникновения у него напряженности. В сложных условиях цель деятель­ности, внешние условия и способы осуществления действий выступают перед субъектом не только в своих объективных свойствах, но и в своем значении или смысле для него. Объ­ективное содержание может не совпадать с тем значением, которое они имеют для данного субъекта. Этим в значительной мере и объясняются факты вариативности поведения разных лиц в одной и той же сложной ситуации. С этой точки зрения психологическая напряженность (стресс) возникает в ситуа­циях, которые должны относиться к значительным событиям в жизни человека, что определяется его мотивами [159]. Пси­хологическая специфика состояний напряженности (стресса), следовательно, зависит не только от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, но и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуа­ции, в которой он находится.

Многообразие экстремальных факторов определило потребность в их классификации, варианты которой про­анализированы в работе Т. А. Немчина [163]. Он считает, что


наиболее полной и адекватной современному этапу развития учения о стрессе представляется классификация экстре­мальных факторов, проводимая В. Д. Небылицыным [161], в ней достаточно полно представлены внешние факторы («стрессоры»), которые можно рассматривать как первичные источники напряжения и перенапряжения, а также внутрен­ние личные факторы, которые опосредуют влияние первых и определяют особенности психологического отражения и оценки ситуации.

По определению В. Д. Небылицына, экстремальные раз­дражители представляют собой крайние (предельные) значе­ния тех элементов ситуации, которые создают оптимальный фон для деятельности или во всяком случае не вызывают ощу­щения дискомфорта. Однако оценка (ощущение) того предела, при котором эти элементы при их сдвигах в крайние значения становятся «предельными», является сугубо субъективной, индивидуальной величиной. В зависимости от индивидуаль­ного типа психологической реактивности, характера эмоцио­нально-поведенческого реагирования различных индивидов одно и то же объективно экстремальное воздействие вызывает существенно различные реакции.

В профессиональной деятельности причины возник­новения стресса связаны с экстремальными воздействиями прежде всего факторов рабочего процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей трудовой деятельности. Например, информаци­онный стресс человека-оператора по механизму его развития следует отнести к категории психологического стресса, в осно­ве которого лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности [29, 401]. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником информационного стресса или оказывать влияние на его развитие в операторской дея­тельности.

Следовательно, развитие информационного стресса у человека-оператора связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными событиями в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения,


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...