Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кодификация канонического права




 

В течение многих веков право Западной Церкви было не кодифицированным, несмотря на разнообразные попытки его координации.

В Средневековье основу кодификации римско-католического церковного права составил труд болонского монаха Грациана, завершенный в 1140 году - " Concordantia discordantum canonum ". Этот труд, названный впоследствии "Декретом Грациана", лег в основу школьной программы канонического права и в церковно-правовой практике рассматривался как общий универсальный источник права Римско-католической Церкви.

Следующий свод, получивший название " Corpus iuris canonici ", был подготовлен к 1500 году. Официально одобренный папой Григорием XIII в 1580 году, "Корпус" базировался на основе классических средневековых канонических сборников и содержал много фальсификатов, занесенных в него через "Декрет Грациана" из печально известного Лже-Исидорова сборника. Однако, вплоть до 1917 года "Корпус" оставался важнейшим собранием источников действующего права Римско-католической Церкви, даже не смотря на то, что целый ряд законов не мог применяться в новое время ввиду того, что светское право в католических и тем более некатолических государствах уже исключало правовые принципы, лежащие в основе средневекового "Корпуса".

Вопрос об осуществлении кодификации канонического права был вновь поднят папой Пием Х в 1904 году, и уже при нем началась работа над составлением "Кодекса". В этой работе участвовали епископы и кафедры канонического права богословских юридических школ. Руководство осуществлял кардинал П. Гаспари.

В 1914 году работа над новым сборником под названием " Codex juris canonici " была завершена. Провозглашенный преемником Пия Х папой Бенедиктом XV, он вступил в силу 19 мая 1918 года. Этот "Кодекс" впервые представлял собой не механическое собрание или компиляцию законов, а единый общий закон, универсальный и систематизированный. Он включал 2414 канонов, разделенных на пять книг: общие принципы, соответственно которым применяются церковные юридические нормы; категории лиц в каноническом праве; средства, которые Церковь использует для выполнения своей миссии; процедуры и правила рассмотрения дел в церковных трибуналах; правонарушения и наказания.

В употреблении этот "Кодекс" был чрезвычайно удобен благодаря своей систематизации, а также потому, что включал в себя основной массив правовых норм, действующих в Католической Церкви. Однако, систематика "Кодекса" 1917 года по-прежнему была связана с классическим трехчастным делением римского права: лица - вещи - действия. Такое деление представляется малопригодным для выражения связи между канонической нормой и церковным таинством. Например, тот факт, что юридические нормы касательно таинств отнесены к разделу "О вещах", воспринимался как недопустимый.

С изданием этого "Кодекса" Пия-Бенедикта законодательная деятельность в Католической Церкви, естественно, не прекратилась, к тому же, он не затрагивал право униатских Церквей. В связи с этим, спустя всего лишь сорок лет после издания этого "Кодекса", в Ватикане серьезно задумались над его модернизацией.

ноября 1965 года в рамках II Ватиканского собора состоялось заседание Комиссии по пересмотру "Кодекса канонического права" (Pontificia comissio Codici juris canonici recognescendo), знаменовавшее официальное начало почти 20-летнего процесса новой кодификации. Возглавлял Комиссию генеральный секретарь Второго Ватиканского собора кардинал П. Феличе. О масштабе проделанной работы красноречиво свидетельствуют следующие цифры: к членству в Комиссии в разное время привлекались 105 кардиналов, 77 преосвященных архиепископов и епископов, 73 секулярных пресвитера, 43 пресвитера из монашествующих, 3 монашествующих и 12 мирян с пяти континентов и из 31 государства.

Основными источниками для новой кодификации послужили "Кодекс" 1917 года, документы II Ватиканского собора и послесоборные акты папского законодательства. Работа комиссии была завершена уже после собора, в 1983 году, при папе Иоанне-Павле II, изданием нового "Кодекса".

Новый "Кодекс" отличался от предыдущего с формальной стороны более современной и логически обоснованной систематизацией. В содержательном отношении он отличается тем, что отразил основные экклезилогические идеи II Ватиканского собора. "Кодекс" 1917 года исходил из того, что право Церкви представляет собой юридическую систему, подобную юридической системе государства. Данный взгляд основывался на понимании Церкви как некоего совершенного общества (societas perfecta), во многих отношениях похожего на государство и отличающегося от него только своей сверхъестественной задачей. Правовая система Церкви рассматривалась в связи с этим как принципиально сравнимая со светскими правовыми системами. Соответственно, юридическая система Церкви в "Кодексе" 1917 года структурировалась подобно светским юридическим системам.

"Кодекс" папы Иоанна-Павла II занимает в этом вопросе принципиально иную позицию - Церковь представляет собой уникальное сообщество, поэтому ее правовая система также должна быть уникальной. В апостольской конституции " Sacrae disciplinae leges ", провозгласившей новый "Кодекс", папа напомнил о необходимости перевести на язык канонистики новый образ Церкви, изложенный в учениях Ватиканского собора.

Как пишет современный католический канонист Либеро Джероза, "в материальном аспекте Кодекс 1983 года… представляет, в сравнении с Кодексом 1917 года, два важнейших новшества…

Первое новшество заключается в том факте, что новую кодификацию церковных законов направляет, в первую очередь, уже не стремление к рациональной формулировке и систематизации канонических норм, а скорее стремление развить эти нормы в их связи с содержанием веры. Таким образом, принцип теологической точности превалирует над принципом точности юридической.

Второе новшество - изменение идентичности основного субъекта всей церковно-правовой структуры. Отныне уже не духовное лицо, но верующий становится главной фигурой, стоящей за фигурами мирянина, священника и монашествующего".

Ниже мы подробно рассмотрим структуру действующего "Кодекса канонического права" Римско-католической Церкви.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...