Действующий кодекс Католической Церкви и кодекс канонов Восточных Церквей
Действующий "Кодекс канонического права" (Codex iuris canonici) - корпус юридических норм общего и универсального характера, управляющий Католической Церковью латинского обряда. Он состоит из 1752 канонов, объединенных в семь книг: об общих нормах (De normis generalibus), о народе Божием (De populo Dei), об учительском служении Церкви (De Ecclesiae munere docendi), о служении освящения в Церкви (De Ecclesiae munere sanctificandy), о временных благах Церкви (De bonis Ecclesiae temporalibus), о санкциях в Церкви (De sanctionibus in Ecclesia), о процессах (De processibus). Первая книга - Общие нормы, состоящая из 11 глав (титулов), рассматривает юридические принципы, общие для всех канонов, вошедших в кодекс. В ней даются определения таких понятий, как церковный закон, обычай, декрет и инструкция, устав, предписание, правило исчисления сроков в каноническом праве, перечисляются общие положения о субъектах канонического права. Вторая книга - О народе Божием, состоит из трех частей. 1-я часть - О верующих во Христа, посвящена роли всех христиан в Церкви. В ней содержится определение верных Христу, указание на права и обязанности всех членов Церкви, описание специфики призвания мирян. Первая часть завершается нормами, относящимися к правовому статусу духовенства. 2-я часть - О иерархическом строении Церкви, состоит из двух разделов: Верховная власть в Церкви и Отдельные Церкви и их объединения. В 1-м разделе содержатся положения о римском Понтифике и коллегии епископов, отражающие преимущественно позицию в данных вопросах II Ватиканского собора, а также положения, относящиеся к кардиналам, курии, папским легатам. -й раздел посвящен отдельным диоцезам и епископату, а также вопросам, относящимся к епархиям, приходам и органам их управления.
-я часть второй книги - Об институтах посвященной Богу жизни и об обществах апостольской жизни - содержит каноны, касающиеся монашествующих и секулярных внутрицерковных институтов. -я книга - Об учительском служении Церкви, состоит из пяти глав (титулов), посвященных проповеди и катехизации, миссионерской деятельности, католическому образованию (как в церковных, так и в светских учебных заведениях), вопросам использования средств массовой информации. -я книга - О служении освящения в Церкви, состоит из трех частей, посвященных таинствам и другим богослужебным действиям. 1-я часть разбита на семь глав (титулов), содержащих канонические нормы, относящиеся к таинствам. -я часть содержит нормы, относящиеся к литургии часов, обрядам погребения, почитанию святых, монашеским обетам. Наконец, 3-я часть состоит из норм, касающихся священных мест (храмы, алтари, кладбища и т.д.), праздников и дней поста. -я книга - О временных благах Церкви, содержит нормы, касающиеся приобретения мирских благ (средства, служащие для обеспечения богослужения, содержания и поддержки духовенства, организации социального служения), управления ими и отчуждения. Здесь же содержатся общие нормы договорного права, а также нормы, относящиеся к завещаниям в пользу Церкви. Этот раздел кодекса затрагивает вопросы, которые в современных условиях регулируются гражданским правом, поэтому его практическое применение зависит от особенностей правовых систем в конкретных государствах. -я книга - О санкциях в Церкви, состоит из двух титулов: первая глава посвящена общим нормам наказаний, вторая устанавливает применение наказаний за конкретные правонарушения. -я книга - О процессах, состоит из пяти частей, посвященных общим вопросам канонического процессуального права, состязательному процессу, особым видам производства в церковных судах, каноническому уголовному процессуальному праву, административным процедурам.
Следует заметить, что помимо Кодекса канонического права Римской Церкви, распространяющего свое действие только на Церковь латинского обряда, существует еще принятый в 1990 году так называемый Кодекс канонов восточных (униатских) Церквей, базирующийся отчасти на древней церковно-правовой базе - тех канонических нормах, действующих в период единства Церквей и составляющих кодекс Православной Церкви. Более того, "Кодекс канонов восточных Церквей" не основывается на латинском Кодексе канонического права, и в некоторых его титулах ясно выражаются особенности богословия и канонического учения Восточных Церквей. Краткая история его создания такова. После провозглашения "Кодекса канонического права" Римско-католической Церкви в 1917 году папа Бенедикт XV формулирует задачу упорядочить собрание разных по происхождению восточных канонических норм по аналогии с "Кодексом". В том же году для этой цели из состава Конгрегации по распространению веры в качестве отдельного учреждения выделяется конгрегация Восточных Церквей. В 1929 году папа Пий IX учредил Комиссию кардиналов по подготовке "Восточного кодекса канонического права". В 1939 году ее сменила Папская комиссия по редактированию "Восточного кодекса канонического права". В 1934 году был опубликован проект "Кодекса", новая редакция проекта вышла в 1945 году, далее последовала новая редакционная работа над проектом; с 1948 по 1957 годы публиковались его отдельные разделы. Дальнейшая работа по утверждению и провозглашению правил восточного канонического права была прервана в связи с необходимостью пересмотра всего канонического права Западной Церкви, заявленного папой Иоанном XXIII в качестве одной из генеральных целей грядущего II Ватиканского собора. Папская комиссия по пересмотру кодекса восточного канонического права была учреждена папой Павлом VI 10 июня 1972 года. В 1976 году были утверждены основные принципы будущего "Кодекса канонов восточных Церквей" как документа, "единого для всех восточных Церквей, подлинно восточного, подлинно экуменического, основанного на догме и имеющего пастырский характер". Окончательный текст "Кодекса канонов восточных Церквей" (Codex canonum ecclesiarum orientalium) был провозглашен папой Иоанном Павлом II в апостольской конституции Sacri Canones от 18 октября 1990 года и вступил в силу 1 октября 1991 года.II Ватиканский собор подчеркнул ранее чуждую латинской экклезиологии мысль о равном достоинстве восточных (униатских) Церквей с Церковью латинского обряда. Отныне право униатских Церквей официально признается в Риме равноправным с правом Церкви латинского обряда. "Отсюда, - пишет уже цитировавшийся выше Либеро Джероза, - берет начало образное употребление двух систем права двум легким, использованное… папой Иоанном Павлом II при обнародовании "Кодекса канонов восточных Церквей". И хотя единым законодателем этих актов ("Кодекс канонов восточных Церквей", "Кодекс канонического права" и апостольская конституция " Pastor Bonus " о Римской Курии) является Римский понтифик в силу своего первенства, то обстоятельство, что абсолютная власть в Католической Церкви принадлежит епископу Рима - епископу Церкви латинского обряда, устраняет и на юридическом уровне саму возможность равноправия латинского и восточных обрядов в Католической Церкви.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|