Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Римский первосвященник. Канонические обоснования его первенства




 

Иерархическая конструкция Римско-католической Церкви достаточно громоздка. "Кодекс канонического права" подробно расписывает канонические основания действий каждой из ступеней, начиная с Римского Первосвященника.

Нынешний "Кодекс", включая в себя предшествующие нормативы, различает два субъекта верховной власти Церкви: Римского Понтифика и коллегию епископов. Составители "Кодекса" особо подчеркивают, что двойственность эта не означает разделения: из канона 336 явствует, "как по установлению Господню святой Петр и прочие Апостолы составляют одну коллегию, равным образом связаны между собою Римский Понтифик, преемник Петра, и епископы, преемники Апостолов".

Это же единство должен подчеркивать канон 336: "Коллегия епископов, главой которой является Верховный Понтифик, а членами - епископы в силу таинственного посвящения и иерархического общения с главой и членами коллегии, и в которой постоянно пребывает собор Апостолов, тоже является (вместе со своим главой - папой, но никогда - без своего главы) субъектом верховной и полной власти по отношению ко Вселенской Церкви".

Итак, первым и главным субъектом верховной власти в римско-католической Церкви является Римский Понтифик (Romanus Pontifiex), называемый также Верховным Понтификом (Pontifiex Maxsimus) или папой Римским (Papa Romanus). Канон 331 гласит: "Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на земле. Поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может осуществлять".

Как следует из канона, единая власть папы имеет следующие разновидности:

ординарная (ordinaria): власть папы является ординарной, поскольку по Божественному праву она связана с самой его должностью и потому неприкосновенна;

верховная (suprema): то есть, согласно экклезиологической католической доктрине, "нет ее выше, нет ей равной, всякая [другая] ей подчинена";

полная (plena): папская власть является полной, поскольку в ней есть все, что необходимо папе в его трудах по спасению душ. Кроме того, она называется полной, потому что относится не только к вопросам веры и обычаев, но и к дисциплине и управлению Церкви;

непосредственная (immediate): папская власть является непосредственной по двум причинам: во-первых, поскольку папа не нуждается ни в каком посредничестве для ее осуществления и, во-вторых, потому что она распространяется на все отдельные Церкви и на всех по отдельности. Кроме того, в некоторых случаях за верными сохраняется право обращаться непосредственно к папе, минуя своего епископа;

вселенская (universalis): власть папы является универсальной, поскольку она не ограничена не только пределами Римской церковной провинции, но и границами всей латинской Церкви. Она распространяется на всю общность Католической Церкви, на все Церкви "своего права", принадлежащие к различным обрядам, так как папа осуществляет служение ради единства всей Церкви.

Римский Понтифик лично является субъектом полной и верховной власти учительства и управления в Церкви, и по Божественному праву получает ее от Самого Христа с момента принятия факта своего избрания.

По иерархической линии Понтифик, несомненно, стоит выше прочих епископов, так как:

"если бы он обретал свою власть при посвящении в епископы, то не располагал бы подлинной независимостью от епископов, и неясно было бы, в чем заключается коренное различие между статусом епископа и статусом Верховного Понтифика, поскольку последний является той осью, вокруг которой по воле Христа составляется вся католическая иерархия";

"…только Римский Понтифик может совершать те акты, которые никоим образом не входят в полномочия епископов - ни поодиночке, ни в составе коллегии".

После таких пассажей несколько странными кажутся заявления римских канонистов о том, что власть Верховного Понтифика отнюдь не стремится заменить собой власть епископов. Указания на это они находят в § 1 канона 333, который гласит, что первенством папы укрепляется и утверждается та собственная, ординарная и непосредственная власть, которой наделены епископы в отдельных Церквах, порученных их попечению. Этот параграф "Кодекса" вызывает по меньшей мере недоумение.

Еще менее убедительна ссылка на второй параграф того же канона, подчеркивающий связь верховного пастыря Римской Церкви в исполнении своего служения с другими епископами узами общения, хотя первому и принадлежит "право определять образ этого служения, и против его решений или декретов невозможна апелляция или жалоба".

В области веры и морали папа является учителем, и когда он лично или на соборе определяет официально и окончательно, ex cathedra, высшие истины веры и морали, он обладает безошибочностью - это следует из Догматической Конституции I Ватиканского собора Pastor Aeternus от 1870 года.

Учение о священном первенстве папы Римского было подтверждено и на II Ватиканском соборе: "Сей Святейший Собор, следуя стопами I Вселенского Собора, вместе с ним учит и провозглашает, что Иисус Христос, вечный Пастырь, создал Святую Церковь, послав Апостолов, как и Сам Он был послан Отцом (ср. Ин. 20, 21), и пожелал, чтобы их преемники, то есть епископы, были в Его Церкви пастырями до скончания века. А для того, чтобы этот епископат был един и неделим, Он поставил во главе других Апостолов блаженного Петра, и в нем заложил постоянно и зримое начало и основание единства веры и общения".

В отношении полного осуществления церковной власти папа, согласно "Кодекса", является:

верховным законодателем для всей Церкви, и поэтому он подчиняется не церковным канонам, а лишь Божественному праву;

верховным наставником, обладающим безошибочностью в силу своей должности, когда он в качестве верховного Пастыря и Наставника официально и окончательным образом (ex cathedra) провозглашает учение о вере или о нравах;

верховным судией (sic!), исполняющим это служение либо лично, либо посредством церковных судов и судей. Он может привлекать к своему рассмотрению любое судебное дело "на любой степени судебного разбирательства и на любой стадии тяжбы";

верховным управляющим: он обладает исконным правом приобретать имущество, необходимое для нужд Церкви, а также владеть и распоряжаться им;

представителем всей Церкви: как таковой он принимает послов и направляет нунциев и легатов.

Особа папы пользуется специальной защитой канонического законодательства. Канон 1370, например, гласит: "Кто прибегает к физическому насилию против Римского Первосвященника, тот подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом; если же речь идет о клирике, то, в зависимости от тяжести правонарушения, к отлучению может быть добавлено и другое наказание, не исключая лишения статуса клирика". И более того, согласно канону 1372, "того, кто обжалует любой акт Римского Первосвященника, обращаясь ко Вселенскому Собору или коллегии епископов, следует наказать цензурой".

Естественно, что ни одной из большинства вышеперечисленных прерогатив Римского Понтифика "первый из епископов всякого народа, признаваемый ими яко глава", на протяжении всей истории Восточных Церквей не обладал. В том же 34 Апостольском правиле ясно сказано, что "… и первый, также да не предпринимает ничего, не посовещавшись с остальными… Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог [Отец] о Господе во Святом Духе…".

Естественно, первенство в таком понимании не предполагает всего того, что предписывает епископу Рима "Кодекс канонического права": назначать епископов по всему миру, восседать на престоле, находящемся на суверенной территории и быть главой государства подобно прочим правителям, иметь свои дипломатические представительства и т.д. Как справедливо заметил Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) в слове при своем наречении во епископа, "само епископское служение в его сущности …. всегда и всюду остается одним и тем же апостольским служением, совершается ли оно в великом Царьграде или ничтожном Сасиме".

Православное догматическое и каноническое сознание не может не обеспокоить некий легко улавливаемый сквозь нагромождения глав и параграфов этого раздела "Кодекса" намек на еще одно таинство Церкви - таинство папства, стоящее особняком, выше таинства священства.

Сегодня выборы Верховного Понтифика проводятся согласно Конституции папы Павла VI об избрании епископа Римского (Romano Pontifici eligendo) от 1 октября 1975 года. В нарушение древних канонов, с 1059 года участвовать в выборах Папы могут исключительно кардиналы. Выборы открываются на шестнадцатый или, самое позднее, на двадцать первый день после начала вакансии Апостольской кафедры. Не смотря на то, что на должность Верховного Понтифика может быть избран любой католик мужского пола, с 1378 года папами избирались только кардиналы.

С момента принятия факта своего избрания новый Верховный Понтифик обретает, согласно Божественному праву, полную власть верховной юрисдикции. Канон 332 (§ 1) гласит: "Полную и верховную власть в Церкви Римский Понтифик обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Понтифика, уже облеченное саном епископа, обретает эту власть с момента принятия им своего избрания".

Действительно, подобно тому, как на решения папы нет апелляции, нет и инстанции, которая могла бы утвердить выборы папы. Избрание папы получает юридическую силу с принятием избранным кандидатом такого избрания. Равным образом отречение папы от первосвятительского служения не нуждается в каком-либо одобрении: единственное требование, которое "Кодекс" устанавливает для действительного отречения - свобода воли папы и объявление об отречении, совершенное надлежащим образом. Вскользь заметим, что пока папский престол остается вакантным, "Кодекс" не допускает канонического правотворчества.

Суммируя вышеизложенное, следует сказать, что экклезилогическое сознание Церкви Запада, выразителем которого является "Кодекс канонического права Римско-католической Церкви", вводит в церковную управленческую структуру еще одну, неизвестную на Востоке иерархическую ступень - единовластного главу Церкви, стоящего над епископами не только административно, но и сакраментально, обосновывая ее введение идеей первенства Римского епископа. В латинской экклезиологии авторитет Церкви, ее непогрешимость персонифицируются в лице Римского епископа, именуемого верховным первосвященником и даже наместником, викарием Христа. Хотя, в действительности, сегодня ни один серьезный экзегет или догматист не придерживается мнения о том, что Апостол Петр получил от Божественного Учредителя Церкви повеление "править" другими Апостолами: если он "первый", то "первый среди равных". И отдельного таинства папства, конечно же, не существует. Миссия, возложенная Спасителем на Петра, есть миссия каждого из епископов и всех епископов вместе как преемников Двенадцати, а не одного епископа Рима.

Первенство чести Римской кафедры - никем не оспариваемый исторический факт, который, однако, лишен исторического значения, а каноническое его значение ограничивается, вернее, ограничивалось именно первенством в диптихе, не имеющим никакого отношения к вселенской юрисдикции.

Из восточного канонического свода известно, что в эпоху единства Церкви права римских епископов были далеко не безграничны. Ссылаясь на правила I Никейского Собора, авторы послания Африканского Собора к Келестину, папе Римскому, которое во всех авторитетных изданиях прилагается к правилам Поместного Карфагенского Собора, изрекают глубокое экклезиологическое основания для непризнания за епископом Рима права на юрисдикцию в иных Поместных Церквах: "Ибо отцы судили, что ни в единыя области да не оскудевает благодать Святого Духа, через которую правда иереями Христовыми зрится разумно, и содержится твердо, и наипаче, когда каждому, аще настоит сомнение о справедливости решения ближайших судей, позволено приступати к соборам своея области, и даже ко Вселенскому Собору. Разве есть кто-либо, который бы поверил, что Бог наш может единому токмо некоему вдохнути правоту суда, а безчисленным иереям, сошедшемся на Собор, откажет в оном…".

Далее отцы пишут Святейшему Келестину: "О том, чтобы некие, аки бы от ребра твоея святыни были посылаемы, мы не обретаем определения ни единого Собора отцев". В заключение послания содержится пророческое предостережение, которым пренебрегли в Риме: "Итак, не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылати сюда ваших клириков исследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты в день смиренномудрия".

Итак, единственное и внутренне единое Тело Кафолической Церкви имеет и единую Главу - Иисуса Христа (Еф.5, 23; Кол.1, 18). Лишь Христос, распятый и воскресший, победивший смертию смерть, является основанием всякого первенства в Церкви. Христос есть единственный Первосвященник Нового Завета, и к Нему восходит любая власть на небе и на земле.

Однако, земная власть в Церкви, осуществляемая человеческой инстанцией, доступной каноническим характеристикам, все же существует, и носителем ее является никак не один епископ, пусть даже наделенный экстраординарными полномочиями, но весь вселенский епископат - преемник апостольского сонма, находящийся в каноническом общении между собой, осуществляя, тем самым, общение между Поместными Церквами, хранящими единство православной веры и жизни по вере.

Коллегия епископов

 

Вторым субъектом верховной власти во "Вселенской Католической Церкви" является коллегия епископов (Collegium Episcoporum) - весь епископат, - главой которой является Верховный Понтифик, а членами - епископы, причем не только в силу их таинственного посвящения, но и иерархического общения с главой коллегии.

Границы власти коллегии ограничены: в то время, как папа обладает в Церкви "верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять", коллегия епископов располагает своими полномочиями лишь вместе с Римским Понтификом, поскольку "если нет налицо действия главы, епископы не могут действовать как коллегия, что явствует уже из самого понятия "коллегия"".

Коллегия епископов может осуществлять верховную власть в Католической Церкви двумя способами:

посредством Вселенского Собора: в этом случае коллегия епископов действует в прямом смысле коллегиально, хотя папа неизменно сохраняет свое особое положение в этой коллегии;

посредством совместной деятельности епископов, рассредоточенных по всему миру, с тем условием, что "она должна всегда сохранять коллегиальный дух сотрудничества с Римским Понтификом".

Здесь следует сказать несколько слов о том месте, которое современное канонической право Римско-католической Церкви отводит Вселенскому Собору. Как следует из § 3, Собор, хотя и обладает по природе своей верховной властью по отношению ко всей Церкви, тем не менее, представляет собой орган, руководимый Римским Понтификом. Причем апелляция к Собору, обжалующая решение папы, невозможна.

Согласно канону 338, исключительно Римскому Понтифику принадлежит право созыва Собора, председательства на нем, устанавливать порядок дня и расписание работы Собора (даже темы для обсуждения члены Собора могут добавлять лишь с одобрения Римского Понтифика), одобрять и утверждать постановления Собора, переносить, приостанавливать или даже распускать Собор.

Декреты Вселенского Собора вступают в силу только в том случае, если они одобрены Римским Понтификом, утверждены им и обнародованы по его распоряжению.

Такому же утверждению и обнародованию подлежат и декреты, издаваемые коллегий епископов, когда она осуществляет коллегиальную деятельность в собственном смысле слова по способу, установленному епископом Рима.

Римский Понтифик также всегда имеет право выбирать и поддерживать те методы, которые он сочтет необходимыми для того, чтобы коллегия епископов могла "коллегиально осуществлять свои обязанности по отношению к Вселенской Церкви".

Несмотря на утверждение "Кодекса" о двух субъектах верховной власти в Церкви, подспудно вырисовывается еще один - кардиналы Святой Римской Церкви (Cardinales S. R. E.). Эти высшие духовные лица, принадлежащие ко всем трем степеням священства и занимающие в католической иерархии место непосредственно за папой, стоят выше всех архиепископов и епископов. В средние века римские кардиналы (папские клирики), даже не имея епископского рукоположения (пресвитеры, диаконы, иподиаконы), по определению пап занимали места выше епископов и патриархов. С 1962 года все кардиналы имеют епископский сан.

Кардиналы

 

Кардиналы, согласно "Кодекса" - самые высокопоставленные сотрудники Римского Понтифика, в совокупности своей образующие "Священную Коллегию" (Sacrum Collegium), которая действует практически как "сенат" Понтифика и обладает правами юридического лица.

Основной задачей коллегии кардиналов является избрание Римского Понтифика. Согласно канону 349, кардиналы сотрудничают с Римским Понтификом - как коллегиально, так и поодиночке - в различных службах, возглавляя и координируя их деятельность, касающуюся прежде всего "повседневных забот о Вселенской Церкви".

Как правило, кардиналы возглавляют ведомства и другие постоянные службы Римской курии и государства Ватикан. Возведение в кардинальское достоинство, согласно канону 351, является исключительным полномочием Верховного Понтифика. Кардиналы назначаются декретом, оглашаемым в коллегии кардиналов. С момента оглашения они должны исполнять обязанности и могут пользоваться правами, установленными законом. "Кодекс канонического права" воздерживается от перечисления привилегий и обязанностей кардиналов; в каноническом законодательстве отмечено лишь полномочие принимать исповедь по всему миру без каких-либо ограничений и освобождение кардиналов от административной власти местных епископов в делах, касающихся их, т.е. кардиналов, личности.

Канонические утверждения

 

Согласно Догматической конституции II Ватиканского собора о Церкви (§ 18), в которой о епископах говорится как о "пастырях до скончания века" и которые, "имея предшественником святого Петра, управляют домом Бога Живого", "Кодекс канонического права" Римско-католической Церкви дает епископам следующее определение: "Епископы, по Божественному установлению преемствующие Апостолам через данного им Святого Духа, поставлены в Церкви пастырями, чтобы и они были наставниками в вероучении, священниками священного богопочитания и служителями управления.

В силу самого епископского посвящения епископы вместе со служением освящения принимают также служение учительства и управления, которые, однако же, по самой своей природе могут осуществляться епископами только в иерархическом общении с главой [Церкви - Верховным Понтификом] и членами коллегии".

Этот канон подтверждает Божественное установление епископата и устанавливает три вида пастырского служения епископа: вероучительное, священническое и административное. Однако, не смотря на то, что полномочия епископов, согласно этому канону, проистекают из таинства посвящение и основаны на харизме, сообщаемой им в этом таинстве, действуют они все же как "наместники" Папы в том или ином диоцезе католического мира.

Являясь "де-юре" лицом автономным, епископ, согласно канонам, должен координировать свои действия с членами коллегии епископов и, конечно же, с епископом Рима. Назначение епископов, равно как и утверждение законно избранных кандидатов, является исключительным полномочием Верховного Понтифика.

Согласно "Кодексу канонического права", сегодня существуют два способа назначения епископов:

по меньшей мере, раз в три года епископы церковной провинции должны составлять список священников (а также членов институтов посвященной жизни - братств, монашеских орденов и т.д.), сочтенных достойными епископского сана, и посылать этот список Апостольскому престолу через папского представителя. При этом остается в силе право каждого епископа по собственному разумению указывать имена тех священников, которых он сочтет достойными сана епископа и пригодными к нему. Апостольский престол избирает кандидата и, после утверждения его кандидатуры Верховным Понтификом, совершается хиротония;

законное избрание, производимое в соответствии с универсальным правом и уставами избирательной коллегии. Это избрание также должно непременно утверждаться Понтификом. Посредством такого утверждения совершается так называемая "каноническая миссия" (missio canonica) избранного, то есть вручение архипастырскому попечению епископа определенной части народа Божия. В Церкви латинского обряда только некоторые кафедральные капитулы (например, в Германии, Австрии, Швейцарии) еще могут выбирать епископа таким способом.

Вопреки ясному указанию древних канонов (3 правило VII Вселенского Собора: "всякое избрание во епископа, делаемое мирскими начальниками, не действительно"; 30 правило святых Апостол: "и кто употребит мирских начальников, чтобы через них получит епископскую власть в церкви, тот должен быть извержен и отлучен, и все, сообщающиеся с ним") в Церкви латинского обряда светские власти могли пользоваться особыми привилегиями в процессе назначения епископов. Эти привилегии заключались в некоторых специфических формах избрания епископов: участие в выборах, прямое назначение и презентация.

Несмотря на то, что согласно последней редакции "Кодекса канонического права Римско-католической Церкви", во избежание возможного влияния гражданской власти на дела Церкви, подобные привилегии больше не предоставляются, в некоторых странах они все еще остаются в силе.

В каноне 378 "Кодекса" перечисляются требования, предъявляемые к кандидату на возведение в епископское достоинство: "твердая вера, добрые нравы, благочестие, ревность о душах, мудрость, благоразумие и выдающиеся человеческие добродетели, необходимые для исполнения этой должности" (§ 1, пункт 1); "обладание хорошей репутацией" (§ 1, пункт 2); 35-летний возраст (§ 1, пункт 3); кандидат должен провести в священном сане не менее пяти лет (§ 1, пункт 4) и иметь степень доктора (лиценциата) - либо, во всяком случае, быть подлинным знатоком Священного Писания, теологии и канонического права (§ 1, пункт 5).

Духу древнего благочестия, которым проникнуты эти требования, никак не соответствует содержание следующего параграфа того же канона: "Окончательное суждение о пригодности кандидата [во епископы] (с соответствующим полномочием на предоставление диспенсации в случае отсутствия одного из требуемых качеств) принадлежит Апостольскому престолу (Римскому Понтифику)".

Лицо, избранное епископом, обязано до вступления в должность в течение трех месяцев со дня своего назначение принять посвящение во епископы, дать присягу верности (iusiurandum fidelitatis) Апостольскому престолу и произнести торжественное исповедание веры (profession fidei) в согласии с формулировкой того же Апостольского престола. Трехмесячный срок зафиксирован и в каноническом своде Православной Церкви: "Чтобы поставления епископов совершаемы были в продолжение трех месяцев, разве неизбежная нужда заставит продлити время отлагательства".

Рукоположение в епископскую степень, согласно 1-му Апостольскому правилу, совершается собором архиереев: "Епископа да поставляют два или три епископа". Как писал профессор А.С. Павлов, "основание этого правила заключается в том, что так как все епископы по правам духовной власти равны между собой, то один епископ, конечно, не может рукоположить другого, равный (сакраментально) - равного, а так как рукоположение есть акт высшей власти, то оно и может быть действительным образом совершено только собором, составляющим по отношению к отдельному епископу высший церковно-правительственный орган".

Вопреки четкому указанию этого Апостольского правила, в Католической Церкви папа усвояет себе право единолично поставлять епископов. Это еще раз подтверждает мысль о том, что, с точки зрения католической экклезиологии, папство - иная, высшая степень иерархического служения, благодатнее епископской.

Епископ - жених Церкви, в которую поставлен. Таинству епископской хиротонии в Восточной Церкви неизменно сопутствует чин наречения во епископа, его назначение на определенную кафедру. Так называемое абсолютное рукоположение, дающее сан епископский сан без определенного места служения, не допускается даже в случае с викарными архиереями.

В католическом мире, однако, абсолютные поставления епископов существуют - это рукоположение в епископы in patribus infidelium, иными словами, в епархии, которых нет, и которые лишь предстоит образовывать в нехристианских странах.

Согласно "Кодекса канонического права" Римско-католической Церкви, новый епископ обязан вступить в каноническое владение (professio canonica) своим диоцезом не позднее чем через четыре месяца после своего назначения.

Канон 401 рекомендует епископам, достигшим 75-летнего возраста, подавать прошение об отставке Верховному Понтифику, который волен принять или не принять это прошение. Епископ, чье прошение об отставке было принято, сохраняет за собой титул почетного епископа (episcopus emeritus) своего диоцеза, в пределах которого он может и далее проживать. Епархия в таком случае должна позаботиться о достойном содержании епископа, вышедшего в отставку.

Согласно каноническому праву Римско-католической Церкви, законодательная и административная власть в пределах епархий принадлежит епископам, а в статуарных корпорациях: капитулах, монашеских орденах и конгрегациях, расположенных на территории этих диоцезов - также и стоящим во главе их прелатам, не имеющим епископской степени.

Такое положение не соответствует еще одному древнему каноническому узаконению: "Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их". Этому правилу вторит 57 правило Лаодикийского Собора: "…Такожде ничего не творити без воли епископа".

Настоящее уточнение позволяет сделать вывод о том, что права диоцезальных епископов несколько ограничены по сравнению с правами членов коллегии кардиналов и других представителей понтификальных институтов, зачастую даже не имеющих епископского посвящения. Таким образом, даже светское лицо, обладающее серьезными внутрицерковными должностными полномочиями, в католическом мире может возвыситься над клириками, стоящими на самой высокой из трех ступеней богоустановленной церковной иерархии.

В целом же права и обязанности епископов католической Церкви соотносятся с правами и обязанностями архиереев Церкви Православной, содержащимися в "Книге правил". Они проистекают из пастырского служения (munus pastorale) и разделяются на три вида: служение освящения, служение учительства и служение управления. Епископ обязан вести святую жизнь в христианской любви, скромности и простоте и содействовать святости верующих. Всеми средствами, особенно преподанием таинств, он должен помогать возрастанию святости в Церкви и среди своей паствы. Канон 388 гласит, что "епископ должен служить так называемую мессу pro populo (за народ) каждое воскресенье и по предписанным праздникам".

На епископа возлагается обязанность излагать и объяснять верным истины веры и нравственности и часто проповедовать лично. Епископ также обязан следить за исполнением канонических предписаний о проповеди и катехизической подготовке. Кроме того, он должен наблюдать за религиозным и богословским образованием в католических школах, семинариях и высших учебных заведениях. Ему следует также блюсти цельность и единство веры, всегда, однако же, уважая "подобающую свободу в теологических исследованиях".

Пастырскому попечению епископа полежат все верные, постоянно или временно проживающие в его диоцезе; отдельные категории лиц, нуждающиеся в особом пастырском попечении (молодежь, эмигранты, моряки, военнослужащие и т.д.); люди неверующие и далекие от Церкви, с которыми епископ обязан вести искренний диалог и помогать им в их нуждах, верующие других конфессий, к которым епископ должен обращаться, способствуя подлинному экуменизму в соответствии с духом учения Церкви.

Особую заботу епископ должен проявлять о своем клире, то есть поддерживать личные отношения со священниками, охранять их права, поощрять их в исполнении пастырских обязанностей, заботиться об их духовной и интеллектуальной жизни, следить за их достойным содержанием и социальным обеспечением, избегая при этом всякого злоупотребления властью, чтобы облегчить священству добровольное послушание.

Епископ обязан также защищать единство Церкви, поддерживая общую дисциплину, призывая соблюдать церковные законы и избегать злоупотреблений, прежде всего в церковной проповеди и преподании таинств.

Епископ обязан постоянно проживать на территории своей епархии, но эта обязанность должна согласовываться с его обязанностями по отношению ко всей Католической Церкви - например, с его участием в работе Соборов, в органах Римской курии, конференциях епископов и так далее.

Епископ обязан каждый год объезжать хотя бы часть своего диоцеза, чтобы в течение пяти лет совершать его полную визитацию. Ординарной визитации епископа подлежат лица, учреждения, священные предметы и места, находящиеся в пределах его диоцеза.

В соответствии с каноном 399 каждые пять лет епископ должен представлять Верховному Понтифику отчет о состоянии дел во вверенном ему диоцезе. В год представления отчета он обязан лично отправиться в Рим, чтобы почтить могилы Апостолов Петра и Павла и предстать пред главою Церкви.


Заключение

 

Итак, мы рассмотрели содержащиеся в "Кодексе канонического права" Церкви католической правовые нормы по основополагающим вопросам церковного устройства: ее иерархическая структура.

Главный вывод проделанной работы, на наш взгляд, заключается в следующем - мы увидели на примере истории и источниках формирования что каноническое право Римско-католической Церкви сформировано не сколько работой Святых Отцов и людей в полной мере стерегущих достоинство правил святых Апостолов, а людьми в цели которых непосредственно входили и личные амбиции и политические интересы.

Например, каноны разделов "Кодекса канонического права" Римско-католической Церкви, посвященные приходскому устройству, в частности, обязанностям настоятеля прихода, почти текстуально совпадают с текстом канонов из "Книги правил святых Апостол", а каноны, содержащиеся в разделах, посвященных иерархической структуре Церкви Запада, у православного исследователя могут вызвать лишь настороженное недоумение.

Так как подавляющее большинство разночтений в канонических сводах Православной и Римско-католической Церкви касаются иерархического устройства, можно с большой долей уверенности заключить - каноны подчеркивают и констатируют разность восприятия самое Церкви Западом и Востоком. Лики двух конфессий, начертанные двумя каноническими сводами, оказываются принципиально разными.

Как уже говорилось, в католичестве Церковь мистически обоснована и переживается верующими прежде всего как организация, а не как организм. Организация во главе с папой-монархом, обладающим, согласно канонам, абсолютной властью. Эта узурпирующая сила папской власти наносит непоправимый ущерб соборной природе Церкви, созидаемой внутренней свободой во Христе и святой любовью. Соборное начало не отрицает иерархической структуры Церкви, но дает этой структуре надлежащее, а не первенствующе место.

"Кодекс канонического права" формулирует идею особых преимуществ Римского престола, понимаемых в абсолютном смысле. Каноны фиксируют столь исключительное значение папы в жизни Церкви, что в отрыве от него, по мнению католиков, Церковь не может оставаться Церковью. Иначе говоря, отрыв от папы во всех случаях считается равнозначным отрыву от истинной Церкви.

Римская кафедра признается единственной кафедрой, которая не может быть причастная заблуждению. Церковь не может ни возражать папе, ни судить его. Каноны обязывают ее безусловным подчинением папе, по крайней мере, во всех тех случаях, когда сам папа объявляет такое требование безусловно обязательным. Причем последнее требование распространяется не только на дисциплинарно-организационную сферу церковной жизни, но и на догматическую область, область учения церковного.

Эта идея, рожденная в результате крайних преувеличений и крайностей в понимании преимуществ первенствующей кафедры некогда единой Церкви, резко противоречит духу православной экклезиологии, в основе которой лежит продекларированный еще правилами святых Апостолов дух соборности.

Измена каноническим основам, идея "аджорнаменто", "обновления церковной жизни", вызвавшая, по словам покойного понтифика Иоанна Павла II, необходимость создания нового "Кодеска канонического права" Римско-католической Церкви, некое приспособленчество к духу времени лишили католические каноны того экклезиологического универсализма, которым проникнуты каноны "Книги правил".

Следует помнить, что право, закрепленное этим каноническим сводом, право древней, первенствующей, единой Церкви, нельзя игнорировать ни одной конфессии, называющей себя христианской.

Милостию Божией, православному церковному сознанию, православной канонической науке удалось не повторить ошибок юридически мыслящего Рима и избежать соблазна подведения канонического базиса под современную практику и современные нестроения. Стоящая перед православной канонистикой задача по-прежнему заключается отнюдь не в создании новых канонов, а в уяснении смысла церковной жизни через историю канонов древних и освоения канонического наследия.

Для этого, на наш взгляд, необходимо, во-первых, и церковную практику, и церковные каноны подвергать серьезному историческому анализу. Во-вторых, изучать правовые традиции и церковное устройство Римско-католической Церкви, накопившей немалый правовой опыт, особенно в ходе кодификаций нового времени. Ибо даже отрицательный опыт здесь может быть полезен, так как его изучение дает возможность прояснить, что же в нем неприемлемо для православного канонического сознания.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...