Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.4.3. Объединенные модели преодоления и защиты




6. 4. 3. Объединенные модели преодоления и защиты

Если раньше преодоление и защита рассматривались как отдельные структуры, то в настоящее время защитные меха­низмы понимают в большинстве случаев как предпосылку для более общих процессов и/или же для адаптации, направ­ленной на взаимодействие со средой. Как считает R. White [499], адаптация к трудным обстоятельствам включает защиту, управление и преодоление. Преодоление выполняет три важ­ные функции: 1) обеспечение достоверной информацией об окружающих условиях; 2) поддержание удовлетворительного внутреннего состояния для процессов деятельности и обра­ботки информации; 3) сохранение гомеостаза, целостности организма и независимости поведения, свободы гибкого ис­пользования имеющихся средств.

R. White внес серьезный вклад в изучение важности полу­чения информации об окружающих условиях. Он понимал под защитными процессами необходимые требования для сбора информации и действий в данных условиях. Люди, находящи­еся во власти собственных эмоций, неспособны к адекватному


I


 


160_

Раздел II. Преодоление психологического стресса

решению проблем, и защитные процессы, очевидно лежат в основе предпосылок к деятельности по решению проблем. Эта деятельность в свою очередь не является конечной целью, но осуществляется для сохранения целостности личности и ее независимости, а также для самоутверждения и самоуважения. Защитные процессы кажутся скорее необходимостью, чем па­тологическим компонентом адаптации, и процессы адаптации, таким образом, способствуют развитию, если они направлены на высокие цели целостности и независимости.

L. Murphy изучал адаптационные процессы на выборке детей переходного возраста (от детства к взрослости). Его технология основывалась преимущественно на наблюдении за взаимоотношениями детей с их родителями и сверстниками и на беседе о том, как они справляются с незначительными проблемами и с крупными жизненными кризисами. Он вы­делил в адаптации четыре компонента: «1) рефлексы (врож­денные механизмы) и инстинкты (расширение врожденных паттернов); 2) усилия по преодолению (решение ситуации неадекватным способом с помощью рефлексов); 3) анализ результатов действия и успешных усилий по преодолению; 4) подготовленность как усвоение навыков, полученных при общении в результате анализа» [413, с. 77].

В преодолении, которое L. Murphy понимает как попытку «справиться с давлением среды, с направленностью на цель» [413, с. 71 ], он выделил два компонента: активность, направленную на управление окружающими условиями и защитные механизмы.

К. Menninger [399] рассматривает преодоление как редук­цию напряжения и решение проблем. Он ориентируется на со­знательные попытки справиться с проблемой и на способность человека формировать и мобилизовать большой репертуар способов преодоления.

Сталкиваясь с возрастающей потребностью в регуляции и пониманием возросшего напряжения, личность кажется способной к перенапряжению. Она предпринимает специ­альные действия и имеет в своем распоряжении различные приемы решения проблем и ослабления напряжения. Можно запрещать, можно подавлять, можно допустить удовлетво­рение некоторых потребностей или осуществить их субли­мацию. Можно направить поведение на изменение внешних


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса__________________ 161

обстоятельств, можно направить энергию против угрозы или опасности, можно отойти или можно обеспечить какое-либо противодействие. Человек может уйти из опасной ситуации или может попросить о помощи со стороны.

К. Menninger дал первоначальное и привлекательное опи­сание преодоления трудностей в повседневной жизни. Одним из онтогенетически ранних способов снятия дистресса является прикосновение — возврат к материнским объятиям и покачи­ванию. Затем главным становится вербальное самоубеждение. Еда и употребление алкоголя снимают напряжение, разрядка аффекта обеспечивается также через плач, ругань или через шут­ки. Фантазирование может уменьшать напряжение, равно как отдаление от проблемы с помощью сна или мечтания. Можно заниматься также самоконтролем, беседовать с другими людьми или не думать о проблеме. Люди могут всю энергию направить на работу, игру или физические упражнения, включиться в ак­тивное решение проблемы и пытаться изменить окружающие условия, или могут развивать бесцельную, бессмысленную сверх­активность. Гибкость придает ключевое значение этой системе.

В то время как эти стратегии рассматриваются как способы регуляции или снятия напряжения и восстановления гомео-стаза, К. Menninger обосновывает новое положение о том, что могут существовать и долговременные последствия решения ежедневных проблем. С одной стороны, адаптация при пре­одолении стресса может «уменьшать гибкость, находчивость личности в большей степени, чем нам хочется, из-за снижения способности адаптироваться к изменениям и новым стрес­сорам» [399, с. 147]. С другой стороны, могут существовать и положительные последствия процессов адаптации: «Степень гибкости и силы может порождаться успешным преодолением множества таких кризисов» [там же]. Здоровыми последстви­ями стрессогенной ситуации являются такие изменения в подвижности, находчивости и активности личности, которые допускают удовлетворение, сублимацию, выходы контролиру­емой и нейтрализованной энергии.

Итак, R. White, L. Murphy и К. Menninger описывали преодоление как процессы, развивающиеся во времени и на­правленные как на окружающие условия, так и действующие в виде защитных механизмов, сфокусированных на личность.

6 В. Бодров


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...