Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

-  Таблица 6. Характеристика действий по преодолению, защите и избеганию. Раздел И. Преодоление психологического стресса




-                                                     Таблица 6

Характеристика действий по преодолению, защите и избеганию

 

Преодоление Защита Избегание
Включает возможность выбора, поэтому харак­теризуется гибким, целеустремленным поведением Направлено на будущее и учитывает требования настоящего Ориентировано на требо­вания реальности, конкретной ситуации Различение сознатель­ных процессов мышле­ния и подсознательных Поведение с учетом потребностей организма и сдерживания аффекта Признание разных форм удовлетворения потреб­ности. Ее диагностика, уп­равление и сдерживание Отказ от выбора — поэтому проявляется ригидность, канонизи-рованность Отказ от прошлого Искажение требований реальности Недифференцирован-ность сознания и побочных процессов Поведение на основе веры в возможности устранения нарушений Удовлетворенность от отсрочки Автоматизмы, стереотипия Действия основаны на предположении об ущербности Отсутствуют реакции на настоящее (закрытая система) Основная и един­ственная причина и цель — потребности Поглощение аффектом Частичное удовлет­ворение некоторых побуждений

156_


Раздел И. Преодоление психологического стресса


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса


J5Z


 


Десять основных личностных процессов в дальнейшем дифференцируются по четырем функциям [по 339]: мыш­ление, рефлексия, сосредоточение внимания и регуляция аффекта (таблица 7). Эти процессы не только направлены на уменьшение тревоги (последняя функция), но и осуществляют регуляцию процессов мышления, обеспечивают способность к саморефлексии и сосредоточению внимания.

Отдельные процессы, считает N. Наап, могут проявлять­ся по-разному и с разной степенью «патологичное™». Как показано в таблице, третья функция мышления — смысло-образование — может стать проблемно-ориентированной стратегией (способом) преодоления. Как способ преодоления, она заключается в логическом анализе проблемы — процессе, предшествующем большинству решений. Как способ защиты, функция смыслообразования превращается в рационализацию или оценивание своих действий. В качестве же способа из­бегания смыслообразование превращается в конфабуляцию (ложные воспоминания о вымышленных или реальных со­бытиях и фактах) — когда человек просто говорит о попытке защититься, но не действует.

N. Наап заключает, что люди используют преодоление, ког­да могут действовать, и защиты — когда должны действовать.

Можно предположить, что преодоление используется, когда процессы ассимиляции (усвоения, уподобления) и аккомода­ции (приспособления) вполне согласованы или их дисбаланс не влияет на переживания человека, — например, он получает удовлетворение от фантазирования или хочет таким путем при­обрести новые навыки. Защита необходима в случае дисбаланса этих процессов. Избегание как уход от всех типов ассимиляции осуществляется как приспособление к стрессу или разрешение ситуации и напоминает процессы развития, когда потребности ассимиляции превосходят возможности человека и нарушают структуру личности, — человек уходит в свой внутренний мир.

Другими словами, если ситуация не особо стрессогенная и человек может справиться с ней, то стратегии преодоления характеризуются как целенаправленные, гибкие, опирающиеся на внутренние принципы и допускающие аффективные про­явления. Но в стрессовых обстоятельствах личность сохраняет целостность за счет большего или меньшего искажения реаль-


с: «о го


 

 

 

 

 

                          Л   о:
                          У-    
                            со ф
                          X   X
                          i   со
    избегание   а. g весная окраска, логизмы фабуляция   смысленность юзии омпенсация   : сация, отчаяние 1 ш о ш ск со X ш ■ & стойчивость юрсонализация,
            X о   со с; с;       •е- >. ф ф
        о О х       S ч;   в   X  
            ф S                  
            со           ф      
  s         ш           X      
со ейств л     ЦИЯ о   ЮСТИ       трица      
о ; е ct S     го со □:   X ш   о х   о      
to л                 т   а>      
  VS о и о     со IBE   со       X ф S ф
ых Mexai Спос   I золяция Ф ационали ексии еинежин роекция егрессия ф Ъ. 0) а. 0! амещени го о 1- X Ф со со g
z           о.   о с: о.   CZ со   с
 

 

       

■ ft

QJ

     

< 0

       
                       
      S       о.       0;        
цияза   о ункции     о ункции я X ш х            
■ е-   4H9IXO'   ф •с   о с; те"   2 о о       о:      
i   Ф а с   Целеполаган! Мышление Символизащ' анализ   Устойчивость Эмпатия Регрессия   Концентраци Сублимация Замещение Запрет
            вое-                  
  л         о                  
  о о         CL                  
  ф                           " о"
                              S
  ! ПРО         1ние     Л ому   |     адан
  41 X о о     познавание ссификация •юлообразовг значений»)   рочка ответа о ш i S D. С врат к прошл   СО 2 с CL О лечение нсформация здание(совл
        О СО D. СО -" 01 О х   Отс Вое Воз   1 Отб О Тра О

158


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса


159


 


ности. Защитные стратегии поведения по преодолению стресса внешне обусловлены, ригидны и направлены более на проявле­ние тревоги, чем на решение проблемы. Субъективное отражение реальности в большей степени искажается при использовании стратегии избегания. Она автоматизирована, ритуализирована, иррациональна, жестко придерживается шаблона и, вследствие этого, повышает чувствительность к воздействию.

Успешность процессов преодоления определяется не их содержанием или действиями, а тем, какие средства исполь­зуются для этой цели. Но эти средства и способы не являются жестко детерминированными: N. Наап признает, что обычно применяется сочетание нескольких стратегий преодоления и защиты, развитие заключается в усилении контроля над по­ведением, продвижении от защиты к преодолению.

Теория N. Наап обладает некоторыми позитивными осо­бенностями, — она, в частности, отошла от традиционной психоаналитической теории, проявляя скорее конструкти­вистские, нежели реактивистские взгляды на адаптацию, утверждая, что люди не столько пассивно реагируют на окру­жающие условия, сколько изменяют, оптимизируют их.

Тем не менее, эта теория несколько ограничена. Основная проблема состоит в выделении трех видов адаптационных и дез-адаптационных процессов и условий, в которых эти процессы развиваются. В частности, N. Наап уверена, что люди могут ис­пользовать рациональные способы преодоления и защиты лишь в условиях незначительного стресса. Когда же стресс значитель­ный, его преодоление она объясняет с позиций классических фрейдистских взглядов, то есть главным образом на основе подсознательных актов регуляции. Но, как свидетельствуют многочисленные современные данные, люди могут рациональ­но и эффективно действовать и в чрезвычайно экстремальной ситуации — например, в боевых условиях, при авариях, в усло­виях развития опасного для жизни заболевания.

Более того, некоторые исследователи утверждают, что процессы защиты нельзя рассматривать как патологические процессы. Например, R. Lazarus [371] показал, что в не­которых обстоятельствах механизм отрицания как одна из стратегий преодоления может быть даже полезным, так как дает человеку кратковременную отсрочку, позволяя ему со-


браться с силами. М. Horowitz [348] описала последствия крайне стрессовой ситуации по стадиям отрицания и оцепе­нения, чередующихся с воспоминаниями. Она полагала, что этот процесс неосознанный и возможно оборонительный, не является патологическим, так как имеет функциональный характер — обеспечивает информацией для дальнейших действий или приспособления к ситуации, что не оказывает деструктивного влияния на личность.

Основным недостатком теории N. Наап является то, что
она отражает доминирующую культурную тенденцию (в по­
ведении, труде, отношении и т. п. ) и, таким образом, ограни­
чивается рамками этой культуры. Критерии преодоления, по
N. Наап, — степень направленности на будущее, дифферен-
цированность мышления, сдерживание аффекта — жестко
ограничены особенностями культуры. В то же время в разных
культурах существуют, например, разные способы регуляции
аффекта: либо косвенное проявление аффекта, либо его ре­
шительное пресечение.                      . :. , ! •■ ••■ ■ ■ ■:. ■. -■:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...