Интеллектуальное развитие по Пиаже.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Психология личности Системно-структурный подход в психологии личности. Ломов - автор системного подхода, провозгласил единство теории, эксперимента и практики. Базовая категория - взаимодействие. Психика - системная категория, которая отличается саморегуляцией, психологическое не должно быть выделено в самостоятельную группу, оно должно пронизывать социальное и биологическое. Человек - это социальная система, представленная социальными качествами, выражает его родовую сущность, которая выступает специфическим образом в психофизиологических и психических особенностях индивида и группы. Психика - целостное, интегральное образование, и психическое существо -множество внешних и внутренних отношений, как целостная система. Принципы: 1. Деятельностью каждой системы д.б. свои составляющие и способ их организации; 2. Система имеет многоуровневый характер, строится иерархически по принципу соподчинения и трансформации; 3. На человека, как с-та психического развития, действует великое множество детерминант, которое м.б. иерархичны. 4. каждое явление необходимо рассматривать в развитии. Выделить ведущие противоречия - главная задача системного исследования. 5. Развитие включает как линию прогресса, так и линию регресса. Петровский - понять личность можно только увидев её в сети межиндивидуальных связей, образующих сложную многоуровневую структуру. Т.о. структура личности стала интерпретироваться как совокупность биологических и социальных особенностей. К концу 70-ых годов понятие структура и система сближаются. Структурный подход поставил вопрос - как относится целостная структура личности к различным её подструктурам, и наоборот. А появление системного подхода потребовало анализа существующих концепций личности.
В отечественной психологии сложилось несколько концепций личности, отмеченных признаками системности: Узнадзе, Ядов, Леонтьев (личность - системное качество, а системообразующий принцип - принцип деятельностного опосредования). Садовский: система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях др. с др., которые образуют определённую целостность единства. Она имеет общие характеристики: • Целостность (несводимость к сумме частей в единое целое); • Структурность (связи и отношения системы упорядочиваются в структуру, которая определяет поведение всей системы); • Взаимосвязь системы со средой; • Иерархичность; • Множественность (каждая система является сложным об-ом, не может быть связака только с одной картиной). Представители системного подхода: Вертхаймер, Выготский, Рубинштейн. Основные теоретические подходы к генезису личности в психологии. Психоаналитическая теория Фрейда - развитие по Фрейду - развитие сексуальности, которая влечет за собой все остальное развитие. Этапы развития жестко детерменированы. 1) Оральный периуд - эрогенная зона - рот, 0-1 год. 2) анальный периуд - анус, 1 -3 года 3) фаллическая, 3-5лет 4) латентный - активное развитие морали, 5-12 лет 5) генитальный, 12-18 лет. ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭРИКСОНА Понятие нормативного кризиса - конфликт двух противоположных тенденций. В случае преобладания позитивной тенденции, происходит благополучное расширение кризиса. Кризисы идентичности: Первый год жизни - младенчество +-доверие к окружаещему миру; - недоверие Ранний возраст (второй кризис) - опыт преобщения к чистоте (+ - автономия, - стыд, сомнения) Дошкольный период (3 кризис) - самоутверждение ребенка (+ - инициатива; -покорность и вина) Младший школьный возраст (4 кризис) (+ - трудолюбие; - чувство неполноценности)
Подростковый возраст (+ - идентичность; - диффузия идентичности) Молодость (+ - интимность; - изоляция) Зрелость(+ - творчество; - застой) Старость (+ - интеграция; - разочарование) Эгоидентичность - у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». (целостность) «Модус органа» - зона концентрации сексуальной энергии, втягивания, вторжения, удержания, влечения. «Модальность поведения» - отчуждение обществом значения модуса, отрыв от органа и превращение в модальность поведения. Периодизация развития личности. Младенчество(о-1) (область социальных отношений)мать, (полярные качества личности)доверие-недоверие к миру -(результат развития) энергияи жизн...... Ранний возраст(1-3) родители, самостоятельность-стыд; независимость Дошкольник(3-6) родители, братья, сестры, инициатива- пассивность, вина; целеустремленность. Предпубертат(6-12) школа, соседи, компетентность-неполноценность; овладение знаниями, умениями. Юность(13-18) группы сверстников, идентичность-непризнание; самоопределение, преданность, верность. Эриксон считает, что развитие личности связаны с ожиданиями общества. Ценности и нормы передаются во время воспитания. В одинаковом обществе различия черт личности появляются из-за разных культур, иных традиций, связанных с основным видом занятий и принятым стилем воспитания. Созревая ребенок проходит ряд стадий, преобретая определенные качества. Они фиксируются в системе личности и сохраняются в последующих годах жизни. ЖАН ПИАЖЕ Изучение психологических механизмов логических операций. Развитие - это развитие мышления, а все остальное надстраивается. Стадии развития интеллекта. Мышление осуществляется через действие ассимиляции (уподобление окружающего моим структурам) и аккомодации (уподобление себя окружающим структурам) Ребенок имеет определенную схему действий. Центральное понятие – структура умственного развития. Используется 2 механизма: ассимиляция и аккомодация, их объеденяет адаптация, завершение адаптации - равновесие со средой. Интеллектуальное развитие по Пиаже. Стадии - это уровни развития сменяющие друг друга.
1) Сенсомоторная (до 2л.) репрезентативный интеллект.... 2) дооперациональная (2-7л.) 3) Конкретных операций (7-12л.) 4) Формальных операций (12-17л.) Интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. Леонтьев опустил понятие кризис, ввел понятие ведущей деятельности, смена ведущей деятельности и есть периоды. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО ЭЛЬКОНИНУ - ребенок формируется внутри системы Р -О.П. и Р - О.В. поочередно. Деятельности внутри которых усвоения норм и действий с предметами, позволяют ориентироваться ребенку в предметном мире. Деятельность, внутри которой происходит ориентирование в основных смыслах человеческой деятельности, во взаимоотношении норм между людьми. 1) Младенческий возраст до года. Ведущая деятельность - общение с матерью, новообразование - формирование потребности в общении, деятельность направлена на отношения, потребностно-мотивационная сфера личности. 2) Раннее детство 1-3 года - в.д. предметно-манипулятивная на познание предмета, сфера - развивается познавательный процесс. Новообразования: речь и наглядно-действенное мышление. 3) Дошкольный возраст 3-7 лет - в.д. ролевая игра на познание отношений, сфера -потребностно-мотивационная, новообразование - стремление к общению, значимой деятельности. 4) Младший школьный возраст 7-11 лет - в.д. учебная деятельность на познание начал наук, сфера - интеллектуально-познавательная психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль. 5) Подростковый возраст 11-15 лет - в.д. общение на познание системы отношений в разных ситуациях, сфера - потребностно-мотивационная, новообразование - стремление к взрослости, самооценка. 6) Старший школьный возраст 15-17 лет- в.д. учебно-профессиональная на познание профессий, сфера - познавательная, новообразование - мировоззрение, самосознание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|