Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).
V. Пубертатный кризис (затянувшийся кризис). Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме (гипофиз и щитовидная железа). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Изменение роста веса, пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Перепады самочувствия и настроения. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение. Формируется новый образ физического «Я». Появляется взрослая логика мышления (формальная логика), интеллектуализация всех остальных психических" функций (восприятие, память), развитие воображения (творческого). Основные изменения в личностном плане. - Личностная нестабильность. Противоположные черты стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка. -Эмоциональная лабильность (смена настроений). - Падает уровень самооценки (личностная рефлексия самоанализ), самооценка зависит от мнения окружающих (колебание самооценки). - Поведение зависит о мнения окружающих, от сверстников. - Делинквентное поведение (неправомерное). - Нет мировоззрения. Мотивация: потребность в общении со сверстниками гипертрофирована. А) группирование, Б) глубокие отношения «дружба» (интимно-личностное общение, исповедальное), В) подростковая влюбленность (редко возникает настоящее чувство). Потребность в самостоятельности и независимости. Эмансипация от родителей.
-Подростковое увлечения -Развитие самосознания.Чувство взрослости (11-13 лет) - отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком(но оно не обоснованно). Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает ещё один шаг в своём личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». 1)Я-реальное; 2)Я-идеальное, если между ними небольшой разрыв, то ребёнок начинает заниматься самовоспитанием. Я-реальное: 1. когнитивный (познавательный) - на сколько я умный и т.д. 2. оценочный компонент - что я ценю в себе. 3. поведенческий - как я себя ценю, так себя и веду. (Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17и лет)). VI. Кризис 17 лет. Кризис новорожденности: Процесс рождения - тяжёлый переломный момент в жизни ребёнка. Ребенок попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещённость, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. Действие яркого света - глаза закрываются; нажатие пальцем на ладонь ребёнка - пальцы сжимаются и разжимаются; нажатие пальцем на подошву ребёнка - пальцы ног сжимаются т.д. Биол.критерий выхода из кризиса – реб.набирает вес (5-6 дни). Физиолог.критерий – образование первых условных рефлексов (положение при кормлении – 2-3недели, появляется зрительное и слуховое сосредоточение). Примерно в 1 месяц ребёнок, увидев маму, останавливает взгляд на её лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издаёт громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная реакция была названа «комплексом оживления».Психологический критерий.
Младенчество (…-1год). Ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение (непосредственно – не опосредовано речью). Лисина: ситуативно-личностное общение (ребенок активен, когда мать рядом; любое обращение вызывает позитивную реакцию). После 6 месяцев дети различают положительные и отрицательные эмоции, формируется способность подражать взрослым (ситуативно-деловое общение). В первые 6мес. развитие сенсорных систем опережает двигательную систему. Поведение – под контролем сенсорики (сосредоточение, слежение, круговые движения). В 4мес-реакция на новизну (гудение, гуканье, лепет). Во втором полугодии: возникновение акта хватания. Развивается рука: противопоставление большого пальца. 4-7 мес: простое перемещение предмета, двиганье им, извлечение из него звуков. 7-10мес: манипуляция двумя предметами сразу. 11-14мес: функциональные действия (открывание, нанизывание). Указательный жест есть.8-9мес – действие в ответ на слово (вычленяет значение слов), 9мес- ходьба. Новообразования: 1)ходьба; 2)речь автономная, ситуативная, понятна только близким. 3)образование памяти (помнит в течение 7-10сек.) Кризис 1 года. Период между младенчеством и ранним детством. Новообразования младенчества порождают кризис 1года – между старой и новой соц.системой развития возникают противоречия: появилась своя воля, а родитель еще полностью им управляет. Еще одно противоречие: у ребенка появились желания, непродолжительные (мотивационно-потребностная сфера), а средств не достаточно (оперционно-техническая сфера). Всплеск самостоятельности, проявлением аффективных реакций. Аффективные вспышкиу ребёнка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего он хочет. Разумеется, ребёнок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и выдержка взрослых смягчают кризис, помогают ребёнку избавиться от острых эмоциональных реакций. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь,называемая Выготстким автономной.
Раннее детство (1-3 года). Активность направляется на освоение внешнего предметного мира, способов действия с предметами. Ребенок обращает внимание на язык (общественно-выработанный предмет). Предметно-манипулятивная деятельность: реб. раскрывает смысл действия, извлекает схему, отдельные этапы действия, технически совершенствует все операции. Способ действия начинает отрываться от определенного предмета (к 3годам). Происходит обобщение себя как деятеля. Постепенное возникновение Я. В 1-2года речь пассивная (понимает, но сказать не может). Активность речи развивается, расширяется круг общения. В 2-2.5года речь отрывается от ситуации (говорит о том, что не здесь сейчас). В 2.5-3года – сложные предложения с союзами. Новообразования: 1)навыки самообслуживания; 2)возникновение Я; 3) речь. (стадии усвоения языка: Слова-метки. Освоение названий, имен. Слово. Двухсловные предложения. Распространенные предложения.) (1,7-1,8 - ребенок испытывает внутренний конфликт между стремлением к самостоятельности и симбиозом, отсюда детские страхи.) Кризис 3 лет. Проявления: Негативизм - не делает, потому что не хочет и потому, что попросили сделать (безличен). Строптивость - не делает, потому что так положено делать (протест против порядков в доме вообще). Упрямство - настаивает на своем не потому, что хочется, а потому что сказал (реакция на собственное решение). Своеволие - «я сам» (все делать самостоятельно). Обесценивание. Протест, бунт. Тенденция к деспотизму. Природа кризиса: 1. Кризис является защитным механизмом, направленным на поиск любви и понимания взрослых. 2. Кризис рассматривается в русле становления аппозиционного поведения, то есть он является необходимым звеном в развитии самостоятельности. 3. Умственное развитие. Дошкольное детство (3-7лет). Ведущая деят-ть – игровая. Отделение себя от других приводит к потребности возникновения воссоединения, общения с людьми. Самое большое желание – стать взрослым. Игровая деят-ть дает возможность стать взрослым. Моделируются отношения взрослых, деят-ть взрослых. В игре разввается ориентация в мотивах человеческой деят-ти. Предпосылка к игровой деят-ти: отделение действия от предмета, себя от действия – есть возможность сравнения, замещения.
Игра развивается: 1.скрытая роль, нет правил; 2.роль важна, правила не ярко выражены; 3.на первом плане – правила, на заднем – роль. В рамках игровой активности появляются зачатки учебной: я не умею играть, но очень хочу, значит надо научиться. Общение: сначала внеситуативно-познавательное (не привязано к ситуации, много вопросов Почему?), потом внеситуативно-личностное общение (важно все, что взрослый говорит, почему он так говорит; ребенок пытается понять основания действий взрослого). Новообразования: 1)первое схематическое детское мировоззрение (солнце движется, чтобы всем было светло); 2)первичные этические инстанции; 3)соподчинение мотивов; 4)произвольное поведение; 5)личное сознание, самооценка (в 3года – я большой, 7лет – я маленький). Кризис 7лет. Этот переломный период может начаться в 7 лет, а может к 6 или 8 годам. Падает работоспособность. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника(эта позиция меняет его самосознание, рождение социального Я). Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Всё что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В этот период проявляется то, что Л.С. Выготский называет «обобщением переживаний», появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизниребёнка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребёнка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка- звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будующий поступок с точки зрения его результатов и более отдалённых последствий. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребёнок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.
Младший школьный возраст (7 -11 лет). Смена соц.ситуации развития. Учеба – первая общественно значимая деятельность. Появляются требования к способностям ребенка. Учитель..меняются отношения с родителями. Родители меняют свое отношение к ребенку, начинают его оценивать, прислушиваются. Восприятие: сначала воспринимают не самое главное, а самое яркое, необычное. Память по началу непроизвольна, лучше запоминается эмоционально впечатляющее; постепенно овладевает навыками запоминания. Мышление: сначала необходима наглядность, затем – формируется формально-логическое мышление. Воображение: сначала – воссоздающее, затем – продуктивное. Формируется письменная речь (беднее устной). Развитее потребностей идет в сторону доминирования духовных потребностей над материальными, социальных над личными. Эмоционально-волевая сфера: осознанность, сдержанность, устойчивость чувств и действий. Формируется высшее единство субъекта – единство личности, Я. Новообразования: 1)способность к рефлексации (я делаю и я замечаю как я делаю); 2)произвольность восприятия, памяти, внимания; 3)внутренний план умственных действий. Пубертатный кризис (затянувшийся кризис). Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме (гипофиз и щитовидная железа). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Изменение роста, веса, пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Перепады самочувствия и настроения. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную нестабильностьусиливает сексуальное возбуждение. Формируется новый образ физического «Я».Появляется взрослая логика мышления (формальная логика), интеллектуализация всех остальных психических функций (восприятие, память), развитие воображения (творческого). Основные изменения в личностном плане: -личностная нестабильность (противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом) -эмоциональная лабильность (смена настроений). -самооценка зависит от мнения окружающих (колебание самооценки). -поведение зависит о мнения окружающих, от сверстников. Мотивация: потребность в общении со сверстниками гипертрофирована. А) группирование, Б) глубокие отношения «дружба» (интимно-личностное общение, исповедальное), В) потребность в самостоятельности и независимости. Подростковые увлечения (частое явление). Чувство взрослости (11-13 лет) - отношение подростка к себе как к взрослому. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». 1)Я-реальное; 2)Я-идеальное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|