Представление о механизмах, движущих силах и периодизации психического развития в культурно-исторической парадигме (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Л.С.Выготский: развитие идет от социального к индивидуальному. Условия: морфофизиологические особенности мозга и общение. Среда выступает в отношении развития высших психич.функций в качестве источника развития. Форма развития – присвоение. Специфика развития – развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов. Обучение, деятельность - движущие силы развития. З.Б.Р. - это расстояние между уровнем актуал.развития ребенка и уровнем возможного развития, определяется с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Развитие характеризуется сложной организацией во времени, неравномерностью, качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов и структур. Новообразование – качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах развития. Главные признаки развития: дифференциация, появление новых элементов. Изучая проблему соотношения обучения и развития, он пришел к выводу о том, что обучение идет за развитием, но при этом опирается на З.Б.Р. Обучение должно стимулировать развитие. Выделял: актуальный уровень развития - то, что ребенок может делать на сегодня и потенциальный уровень развития перспектива развития. Ребенок развивается, усваивает общественный опыт, овладевает разнообразными действиями, а передает ему этот опыт, формирует эти действия именно обучение. Ведущая роль обучения в психологическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может сделать совместно со взрослым и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности называется З.Б.Р. Величина З.Б.Р. - важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет в данное время.
Обучение должно обеспечивать наиболее полный процесс психического развития, давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию, каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Существуют возрастные периоды, когда выделенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития - это сензитивные периоды развития. Традиционное обучение плетется в хвосте развития т.к. это задача, в которой ищут искомое, а в проблемной ситуации ищут неизвестное, новый способ решения. Только то образование полезно, которое позволяет знания из ближайшего развития переводить в актуальное. Процессы развития должны идти вслед за обучением. Выготский выделял в развитии стабильные периоды (литические) и нормативные кризисы развития (=обязательные). Кризис нарастает постепенно, наступает кульминация и происходит «перестрой». Критерий деления развития на периоды по Выготскому – кризис: 1)кризис новорожденности 2)младенчество 0-1год 3)кризис одного года 4)раннее детство 5)кризис трех лет 6)дошкольное детство 7)кризис семи лет 8)младшее школьное детство 9)кризис подросткового возраста 10)подростковый возраст (до 15лет) Леонтьев: Движущая сила развития – собственная активность, деятельность. Общение, обучение – это только условие. Кризисы не обязательны – если родители все хорошо предусматривают.., но противоречие обязательно есть (не перерастают в кризисы). Ввел понятие ведущей деятельности, смена ведущей деятельности и есть периоды. Вед.деятельность – в каждом возрасте есть такая деятельность, которая является основной, та, от которой зависит развитие в данном возрасте. В дошкольном возрасте – игра, в младшем школьном возрасте – учение, в подростковом – общение. Ведущая деятельность максимально соответствует потребностям ребенка.
Эльконин: ребенок формируется внутри системы Реб. – общественный предмет и Р. - О.взрослый поочередно (взрослый – носитель новых, более сложных способов действий с предметами). 2 группы деятльностей: 1) деятельности, внутри которых происходит усвоение способов действий с предметами, позволяют ориентироваться ребенку в предметном мире. 2) деятельность, внутри которой происходит ориентирование в основных смыслах человеческой деятельности, норм во взаимоотношении между людьми. 1)Младенческий возраст (до года). Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение с взрослым, новообразование – ориентировочные сенсомоторно-манипулятивные действия. 2)Раннее детство (1-3года). В.д.- деловое практическое сотрудничество., предметно-манипулятивная деят-ть. Формируется «практический интеллект». Развивается познавательный процесс, обобщение действий. Новообразования: речь и наглядно-действенное мышление. 3)Дошкольный возраст (3-7лет). В.д.- ролевая игра (познание отношений). Новообразование - стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (готовность к школьному обучению). 4)Младший школьный возраст (7-11лет). В.д.- обучение. Развитие интеллектуально-познавательной сферы. 5)Подростковый возраст (11-15лет). В.д.- учение; общение (установление интимно-личных отношений между подростками). Новообразование – личные смыслы жизни, самосознание (соц.сознание, перенесенное внутрь). 6)Старший школьный возраст (15-17лет). В.д.- учебно-профессиональная. Новообразование - мировоззрение, самосознание. Общая характеристика психического развития в детстве. Психологические новообразования основных периодов детства (младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст). Нормативные кризисы детского возраста, их значение для психического развития. Основной потребностью является общение. Лисина: ситуативно-личностное общение, ребенок начинает различать интонацию. После 6 месяцев дети различают положительные и отрицательные эмоции, формируется способность подражать взрослым, (от бмес. До 5 лет -ситуативно-деловое общение)
1.Моторное развитие развитие перемещения в пространстве развитие навыка дотягивания развитие координации глаз - рука 2.Умственное развитие развитие представлений о постоянстве предмета 3. Развитие предметных манипуляций, открытие назначения предмета 5-6 мес. - неспецифические манипуляции (независящие от предмета - сосание, хватание) 6-7 мес. - ориентировочный этап - ребенок изучает предмет с 8 мес. - предметное специфическое манипулирование 4. Речевое развитие (этап предречевых восклицаний) гуканье, короткие тихие звуки гуление, первые звуки вскрики лепет В 1 год ребенок должен овладеть основами активной и пассивной речи. Пассивной - должен понимать запреты и разрешения. Активная - должен иметь свои особые слова - метки. 5.Общение младенца с матерью - возникает чувство привязанности, то есть ощущение безопасности, покоя. Привязанность формируется через телесный контакт. От 1-Змес. - дети ищут привязанность во всем, не ощущая мать. 3-6мес. -различают лица, 7-8мес. - формирование привязанности к матери, появляется страх от потери матери. По привязанности к матери, дети бывают: А) надежно привязанные, знают, что родители надолго их не оставят. Б) тревожно привязанные - состояние симбиоза матери и ребенка. Этап до 7-8мес. - симбиоз, далее выход из симбиоза, начальный период формирования самосознания. От 8мес. До года - подключение отца. По Эриксону - к концу первого года жизни формируется доверие к окружающему миру. Нарушение взаимоотношений: эмоциональная изоляция тревожная гиперопека авторитарная опека Последствия: психосоматизация нарушение личностного развития (тревожность, недоверие к окружающему миру) нарушения сексуального характера нарушение эмоционального развития. Комплекс оживления - двигательное оживление, речевые вокализации, сосредоточение на лице, улыбка. Линия развития ЭГО - начинает развиваться у ребенка с началом осознания того, что для напряжения во внешнем мире, должны произойти какие-то события, в результате - стремление к объектам для удовлетворения желаний.
Особенности психического развития в раннем возрасте. Ребенок овладевает способностью передвижения и способен понимать речь. А)образование «Я» ребенка из «Я» родителей через идентификацию Б)формирование объектных отношений 1,7-1,8 ребенок испытывает внутренний конфликт между стремлением к самостоятельности и симбиозом, отсюда детские страхи. К Зм годам формируется чувство автономности или чувство стыда. Особенности самосознания: Происходит осознание имени Осознание времени (через осознание внешнего облика - ребенок растет, через осознание своих умений. Отсутствует представление о линейности времени и его необратимости. Половая идентификация - он знает, что он мальчик или девочка. Права и обязанности (отстаивание своих прав - чувство собственности на, игрушку) Притязание на признание. Должна сформироваться гордость за свои достижения. Это является основой самоуважения. В этом возрасте детям присуще чувство всемогущества. Кризис Зх лет Проявления: Негативизм - не делает, потому что не хочет и потому, что попросили сделать (безличен) Строптивость - не делает, потому что так положено делать (протест против порядков в доме вообще) Упрямство - настаивает на своем не потому, что хочется, а потому что сказал (реакция на собственное решение) Своеволие - «я сам» (все делать самостоятельно) Обесценивание взрослого Протест, бунт Тенденция к деспотизму Природа кризиса: 1. Кризис является защитным механизмом направленным на поиск любви и понимания взрослых. 2. Кризис рассматривается в русле становления аппозиционного поведения, то есть он является необходимым звеном в развитии самостоятельности 3. Умственное развитие. Пиаже выделил 2 стадии:! А) 12-18м. - стадия активного экспериментирования и открытие новых средств в достижении цели. Ребенок подчиняет действие результату и провоцирует новый результат. Б) после 18мес. - изобретение новых способов достижения цели путем умственных комбинаций, начало символического мышления, то есть образного мышления. Предметные манипуляции: орудийные действия, один предмет воздействует на другой, усвоение функций предмета. соотносящиеся действия - соотнесение предметов в пространстве - развитие восприятия. Речевое развитие: развитие понимания, развитие активной речи Стадии усвоения языка: Слова-метки Освоение названий, имен Однословные предложения Двухсловные предложения (существительное + глагол)
Распространенные предложения (окончания) К Зм годам сложные предложения. Развитие предпосылок к игровой деятельности. Новообразование - «Я сам» Ведущая деятельность - предметная. Соотношение мышления и речи: 1) т.з. Пиаже -мышление развивается под влиянием детской активности, но не речи 2) до момента появления речи, речь и мышление развиваются отдельно, с 2х лет взаимообусловлены 3) т.з. Бруннера - интеллектуальное развитие является продуктом усвоения языка. Возрастает сензитивность: развитие восприятия и речи. К концу младенчества 30 слов понимает, 10-12 слов активная речь. Пассивная речь по-прежнему опережает активную. Сначала слова-указания, слова-названия, инструкции, поручения, понимание рассказа, речь в контексте ситуации. Штерн - первое языковое открытие - каждый предмет имеет свое название, (рост словаря - что это? Кто это?); второе речевое открытие (2-3 года) Бюллер - слова связаны в предложения. Развитие значений, переход к многозначности к функциональным обозначениям. Развитие функций речи: переход от указательной к обозначающей, фонематический слух опережает артикуляцию. Своеобразие восприятия: Фиксация одного качества в предмете и ориентация на него Восприятие аффективно окрашено и связано с практическим действием Под влиянием восприятия развиваются все остальные психические функции. Память непроизвольная, возникает воспоминание аффективно окрашенного. Развивается потребность в игре - как противоречие между миром взрослых и миром детей. Особенности психического развития в дошкольном возрасте. 1. Притязание на признание - "Я" ребенка разделяется на: осознание желание "Я" хорошего, "хочу быть" и появляется "Я" идеал. Появляются другие группы детей: осознают, что не умеют быть хорошими, но могут в будущем; не могу, но хочу; не могу и не хочу. Формирование "Я"идеала: А) через идентификацию с родителями Б) через идентификацию с любимым героем В) через идентификацию с общественным идеалом 2. Половая идентификация. Появляется представление о строении своего тела и детей противоположного пола. Вступление в "Эдипову" фазу (объект любви - родитель противоположного пола, однополый родитель - соперник). У мальчиков - страх кастрации, у девочек - комплекс кастрации. Благоприятный исход: идентификация с эдиповым соперником. 3. Временное осознание. 3-4 года - осознают себя большими, будущее выступает не дифференцировано, не знают и не боятся смерти. К 7 годам критично воспринимают свой возраст, представление о ступенчатом характере движения в жизни, появляется страх смерти (в страхе темноты), осознание конечности. 4. Права и обязанности. Интенсивное формирование обязанностей, осознание нормы поведения в игровой деятельности. 5. Общение. 3 года - внеситуативно-познавательный мотив 5 лет - внеситуативно-личностное. Интерес переходит на мир человеческих отношений. Основная потребность - в сопереживании взрослого. 6. Моральное развитие. (4 сферы) а) понимание моральных требований б) переживание вины в) моральное поведение г) моральные отношения: гуманные чувства (прагматическое поведение, бескорыстное моральное поведение. 7. Умственное развитие. (По Пиаже неоперациональное мышление) Развитие образного мышления. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее освоения и моделирования. Структура игры - роль. Сюжет - область действительности, воспроизводимой в игре. Содержание - те центральные отношения, которые воспроизводятся в игре. Как играют - игровые действия, правила. Самосознание по Лисиной. 1. Осознание имени - депривация имени. 2. Притязание на признание - осознание желания быть хорошим (появляется осознание, что это не всегда возможно). 3. Осознание себя во времени. 4. Осознание прав и обязанностей - преимущественно осознание обязанностей, сначала касающихся взаимодействия между сверстниками. Обязанности в двух типах взаимодействия: бытовое взаимодействие и соблюдение правил в игре. 5. Половая идентификация. Проблема морального развития. Колъберг. Три уровня моральных суждений:доконвенционное, конвекционное, постконвенционное. Дошкольный уровень - преднравственный - соблюдение норм морали из-за страха наказания или получения поощрения. Бреслов - нормальное развитие личности ребенка - наличие эмоциональной децентрации, то есть способность воспринимать и учитывать в своем поведении желания и интересы других людей. Развитие восприятия - в основе восприятия - соотнесение предмета с эталоном. По Венгеру: действие идентификации - действия выполняемые при обследовании свойств, предметы полностью совпадают с имеющимися эталонами. Социальная ситуация - выход за пределы семейного мира. Появляется идеальная форма социальных отношений (отношения взрослых людей). Взрослый - ось и центр внутреннего мира ребенка; обобщенный неперсонифицированный. Ведущая деятельность - ролевая игра. Относится к символико-моделирующим видам деятельности. Особенности структуры игры. Основная линия развития игры - от развернутых игр к ролевым играм (правила скрыты). Игры с открытыми правилами, но скрытые роли. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте. 1. Ведущая деятельность - переходит смена с игровой деятельности на учебную. Основным фактором развития, помимо учебной деятельности, является общение с учителем, со сверстниками, с родителями. 2. Основные новообразования возникают не под влиянием ведущей деятельности. содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственных действий) планирование (внутренний план действий) происходит построение целостной, связанной познавательной системы (умение анализировать, классифицировать, соотносить) развитие трудолюбия (по Эриксону) или чувства личной неполноценности. Самосознание по Мухиной 1. Осознание прав и обязанностей - дети осознают преимущественно обязанности связанные с учебной деятельностью. Права - с улицей, обязанности -школа. 2. Осознание времени - появление ориентации на прошлое (в детстве лучше), будущее не имеет побудительной силы. 3. Половая идентификация - идет активное формирование половых ролей. 4. Осознание имени - закрепляется депривация имени. 5. Притязание на признание - ребенок попадает в ситуацию социального оценивания; получает возможность объективного сравнивания себя с другими, отсюда следует: - ребенок осознает свое не всемогущество; - увеличивается зависимость ребенка от оценки взрослого; - принятие ответственности за поступки. 6. Общение - с родителями (новый статус ребенка; боязнь родителями школы; усиление проекции родительских стремлений); учитель является авторитетом для ребенка (появляются первые социальные страхи - страх несоответствия общепринятым нормам); общение со сверстниками. Основные новообразования с точки зрения Давыдова: (+) - умение рассматривать собственные действия в зависимости общих и существенных условий выполнения. (-) - формальная рефлексия, то есть рассмотрение зависимости успешной деятельности от внешних ситуативных оснований. (+) - теоретический анализ умения, путем сравнения, выделять общие черты явления (-) - выделение внешне сходных черт явления (+) - планирование, умение видеть результат и различные варианты его достижения. Память - непроизвольная Мышление - наглядно-образное, к концу дошкольного возраста - словесное. Пиаже - репрезентативное мышление, формируется представление о понятиях -тенденция к обобщению понятий и установление связей между ними. Речь - язык как средство общения и мышления, завершается развитие речи. Общение - внеситуативно-личностное, эм. оценка, моральное отн. к себе. Кризис 7ми лет: потребность в смене социальной ситуации развития, появление самооценки, развитие самосознания, произвольность психики. Социальная ситуация развития коренным образом меняется. Ребенок становится школьником. Появляется внутренняя позиция. Утрата интереса к игре. Появление учебных мотивов. Мотивация достижения проявляется в игровой деятельности. Действия ради знаний и умений, оценок и признания со стороны взрослых. Ведущая деятельность - учебная. Структура учебной деятельности по Эльконину. Сензитивность - развитие теоретического мышления - перестройка всего мыслительного процесса. Появление конкретных операций. Стадии конкретных операций по Пиаже: операции логические, но на наглядном материале. К концу младшего школьного возраста - различие в интеллекте (теоретики, практики, художники - образное мышление). Развитие научного мышления, формирование научного понятия. Новооб разование младшего школьного возраста - рефлексия деятельности (осознание способов и результатов деятельности). Мотивационные сферы. Первая группа мотивов - ши рокие социальные мотивы. А) мотив высоких оценок Б) долг ответственности и получение образования Вторая группа мотивов - познавательные. А) ситуативные познавательные процессы (зависят от содержания учеб. предметов) Б) учебно-познавательные - ориентированы на процесс решения учебного задания. В) собственно познавательные процессы - проявляются редко у одаренных детей. Третья группа мотивов - личные А) мотив достижения успеха (хороший результат, престижный мотив, учиться, чтобы выделиться) Б) мотив избегания неудач - страх, избегание наказания, компенсаторные мотивы. Самосознание младшего школьника. Потребность в отношениях с учителем. Основная линия развития - переориентация с внешней оценки на внутреннюю. Эриксон - чувство компетентности, либо неполноценность именно в области изучения знаний. Связь самооценки и уровня притязаний - исходный уровень притязаний задают родители. К концу младшего школьного возраста сам формирует притязания. Действие контроля к концу младшего школьного возраста интериоризуется в самоконтроль. Оценка со стороны учителя переходит в самооценку собственных действий. Самооценка должна быть содержательной. Самооценка рефлексивна и самокритична. I. Кризис новорождённого. Процесс рождения - тяжёлый переломный момент в жизни ребёнка. Рождаясь, ребёнок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещённость, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. Действие яркого света - глаза закрываются; Шлепок по переносице - глаза закрываются; Хлопок руками возле головы ребёнка - глаза закрываются; Поворот головы ребёнка направо - подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается; Разведение локтей в стороны - руки быстро сгиьаются; Нажатие пальцем на ладонь ребёнка - пальцы сжимаются и разжимаются; Нажатие пальцем на подошву ребёнка - пальцы ног сжимаются; Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке -большой палец ноги поднимается, остальные - вытягиваются; Укол булавкой подошвы - колено и стопа сгибаются; Поднимаем лежащего ребёнка животом вниз - ребёнок пытается поднять голову, вытягивает ноги. У ребёнка появляется зрительное и слуховое сосредоточение (2-3 недели). Примерно в 1 месяц ребёнок, увидев маму, останавливает взгляд на её лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издаёт громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная реакция была названа «комплексом оживления». (Младенчество) II. Кризис 1 года. Период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как и всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, проявлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребёнка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего он хочет. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. Аффективные реакции проявляются в разной степени, могут достигать значительной силы: некоторые дети произвольно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем воспитания вы семье. Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и выдержка взрослых смягчают кризис, помогают ребёнку избавиться от острых эмоциональных реакций. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая Выготстким автономной. (Ранний возраст (от 1года до 3 лет)) III. Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение пересмотр старой системы социальных, отношений, кризис выделения своего «я», по Д.Б. Эльконину. Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые, более глубокие отношения 9всплеск самостоятельности). Л.С Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. 1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другим достаточно послушен. Главный момент действия - сделать наоборот. Ребёнок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношением с другим, взрослым человеком. Мотив поведение уже находится вне ситуации, данной ребёнку. 2. Упрямство. Это реакция, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямый ребёнок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. 3. Гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию. Ребёнок хочет делать всё сам и решать сам. 4. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы оношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок ведёт военные действия, всё отвергает (протест-бунт). 5. Деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. 6. Ревность. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота. 7. Явление обесценивания. Обесценивается старая система отношений, то что было привычно, интересно и дорого раньше. 3-х летний ребёнок может начать ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лёт). IV. Кризис 7 лет. Этот переломный период может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Падает работоспособность. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника (эта позиция меняет его самосознание, рождение социального Я). Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Всё что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В этот период проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребёнка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребёнка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить бедующий поступок с точки зрения его результатов и более отдалённых последствий. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребёнок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|