Понятие и роль налогов и сборов
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Источники налогового права Российской Федерации Введение право налоговый финансовый Актуальность темы. Реформирование российской экономики предполагает развитие и утверждение свободных рыночных отношений, следовательно, и налоговое законодательство нуждается в значительной переориентации, то есть требуется придать налогам большую социальную значимость, повысить их роль в решении экономических задач общества. Происходящие в России социально-экономические, политические, культурные, национальные и иные преобразования требуют надлежащей правовой базы. Совсем недавно налоговое право РФ находилось в стадии становления. Более того, налоговое право, как подотрасль финансового права, является одним из самых динамичных комплексов правовых норм. Не вызывает сомнения тот факт, что в настоящее время налоговое законодательство - это еще динамично развивающаяся отрасль законодательства (первая кодификация налогового законодательства была начата в России лишь в 1998 г. с принятием первой части Налогового кодекса и продолжается по сей день). Неоднократное изменение соответствующего законодательства и принятие новых более совершенных нормативно-правовых актов яркий тому пример. Налоговое право Российской Федерации призвано отражать все последние изменения в экономической жизни страны. Данная подотрасль финансового права максимально приближена к насущной жизни и деятельности, как граждан, так и участников предпринимательских отношений. Налоговые отношения требуют всестороннего теоретического анализа и глубокого осмысления для выработки важнейших ориентиров в законодательной и практической деятельности как федеральных органов, органов власти субъектов федерации, так и органов местного самоуправления. Это необходимо, для того чтобы устранить и в дальнейшем избежать противоречий между федеральным законодательством и правовыми актами по вопросам налогообложения принятыми органами власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции. Н.И. Химичева справедливо заметила, что необходимо дальнейшее совершенствование финансового законодательства и его системы. Это положение было сформулировано в 1979 году, но и в настоящее время этот тезис не потерял своей актуальности, а приобрел новое звучание. Таким образом, предстоит дальнейшее формирование налогового законодательства.
Обновление и развитие налогового права, являясь неотъемлемой частью налоговой реформы, обусловливает интерес к форме налогово-правовых норм, особенно к нормативным актам представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Целью данной работы является комплексный анализ такой юридической категории, как источник налогового права а также выявление иерархии источников налогового права в Российской Федерации. Указанная цель определила постановку и решение следующих конкретных задач: • определение предмета налогового права как подотрасли финансового права; • изучение становления понятия «источник российского налогового права» в исторической ретроспективе; • определение понятия источника российского налогового права на основе правовых актов, действующих в современной России; • исследование конституционно-правовых предпосылок формирования источников налогового права в современной России;
Понятие и роль налогов и сборов
В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций.
В 1960 г. была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налогов с заработной платы рабочих и служащих1. Тогда эта идея была достаточно реальной, так как однотипность экономических условий и жесткая регламентация уровня заработной платы позволяли заранее определять сумму налога и предусматривать его как элемент оплаты труда. Изъять налог можно было и через соответствующую корректировку выплачиваемой суммы. Подобные действия абсолютно неприемлемы в современных условиях. Экономическая реформа предполагает не только сохранение налогов с предприятий и населения, но также и коренное их преобразование, расширение их финансовой и социальной роли. Налоги заменили прежнюю систему планового распределения прибыли социалистических предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования различных производственных фондов в соответствии с установленными нормативами. При многообразии форм собственности такая система неприменима, поскольку не обеспечивает равных условий хозяйствования субъектов различных форм собственности. Налогообложение прибыли (доходов) лишено этого недостатка и не препятствует рыночной конкуренции. Значительная доля доходов населения в настоящее время формируется в частном секторе экономики. Возможности государственного регулирования этих доходов ограничены, а практика изъятия их части в административном порядке для финансирования государственных расходов в принципе исключена. Только посредством налогов население участвует в формировании доходов государственного бюджета. Бюджеты формируются из налоговых и неналоговых доходов, а также из безвозмездных перечислений (схема 1-1). Бюджетный кодекс Российской Федерации1 к налоговым доходам относит, помимо налогов и сборов, также пени и штрафы, взимаемые за налоговые правонарушения (ч. 2 ст. 41). Неналоговые доходы - это в основном платежи, имеющие частноправовую природу: доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от оказания платных услуг органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учреждениями и др. К неналоговым доходам относятся также штрафы, конфискации, компенсации, иные принудительные изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ч. 4 ст. 41 БК РФ).
Налоги - основной источник доходов государственного бюджета (табл. 1.1). В соответствии с Законом РФ от 30 декабря 20011 г. «О федеральном бюджете на 2012 год» за счет налогов формируется 94,4% федерального бюджета. Кроме налогов в федеральный бюджет поступают доходы от государственной собственности (2,4%), от внешнеэкономической деятельности (2,3%), прочие неналоговые доходы.
Таблица 1.1. Структура налоговых доходов и их распределение по уровням бюджетов в 2012 году
Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран. Так, во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США - свыше 90%, в ФРГ - около 80%, в Японии - 75% '. Налог - единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.
Предлагаемое определение подчеркивает прерогативу законодательной власти устанавливать налоги. Взимание на указанных началах любого платежа, как бы он ни назывался (повинность, взнос, сбор, такса и т.п.), является неправомерным, если он не установлен законом. В сфере налогообложения исполнительная власть связана законом сильнее, чем в сфере управления Определение исходит из того, что плательщиком налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. Посредством уплаты налога частная собственность служит интересам общества. Уплата налога собственником означает также и то, что равенство в налоговом праве реализуется не в виде подушной подати, уплачиваемой каждым в одинаковом размере. При обложении собственности оно мыслится как экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу принимается фактическая способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов. Это одно из основных правил налогообложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|