Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальные налоговые режимы




упрощенная система налогообложения;

Для поддержки малого бизнеса была введена упрощенная система налогообложения (УСНО). Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения, в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. №07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета.

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели.

При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий, установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса:

. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

. Средняя численность работников коммерческой организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек на малом предприятии и 15 человек на микропредприятии.

. Согласно Постановлению Правительства РФ в от 22 июля 2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» максимальный размер выручки от реализации без НДС коммерческой организации за предшествующий календарный год не должен превышать 400 млн руб. на малом предприятии и 60 млн руб. на микропредприятии.»).

- единый налог на вмененный доход

Налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, при условии, что в указанных административно-территориальных образованиях этот налог введен.

Налоговым кодексом РФ установлен перечень видов предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 346.26), в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Решением представительных органов муниципальных районов, городских округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга единый налог на вмененный доход может вводиться в отношении следующих видов деятельности:

·         оказания бытовых услуг населению;

·         оказания ветеринарных услуг;

·         оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

·         оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

·         оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

·         розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны общей площадью не более 150 кв. метров по каждому объекту организации торговли;

·         розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

·         оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. метров по каждому объекту организации общественного питания;

·         оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

·         распространения наружной рекламы;

·         размещения рекламы на транспортных средствах;

·         оказания услуг по временному размещению и проживанию, если общая площадь помещений составляет не более 500 кв. м.);

·         оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей;

·         оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Единый налог на вмененный доход не применяется в отношении выше указанных видов предпринимательской деятельности в случае:

·         осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

·         осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших;

·         если доля участия других организаций в организации, претендующей на применение единого налога на вмененный доход, превышает 25%;

·         если среднесписочная численность работающих превышает 100 человек;

·         если они осуществляются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения на основе патента;

·         учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если это является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений.

Для налогоплательщиков, у которых место постановки на налоговый учет не совпадает с местом осуществления деятельности, подпадающей под налогообложение единым налогом на вмененный доход, установлена дополнительная обязанность по постановке на налоговый учет.

В данном случае единый налог на вмененный доход уплачивается в соответствии с нормативно-правовым актом того муниципального района, городского округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которого осуществляется соответствующий вид предпринимательской деятельности.

С 1 января 2009 г. налоговый орган обязан выдать налогоплательщику не позднее пяти дней с момента получения заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога уведомление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход. Если организация прекратила деятельность, переводимую на «вмененку», она должна быть снята с учета на основании заявления плательщика единого налога. Заявление подается в налоговый орган не позднее пяти дней с момента прекращения соответствующей деятельности. Такой же срок отводится и налоговым органам для уведомления организации о снятии с учета.

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукций

Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, регулируются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г. №225-ФЗ (в ред. от 07.01.99 №19-ФЗ, от 18.06.01 №75-ФЗ) и Федеральным законом от 06.06.2003. №65-ФЗ «О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ».

Этот закон устанавливает правовые основы отношений, возникающие в области недропользования и инвестиционной деятельности в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.

Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции вводится главой 26.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, принятой Федеральным законом от 06.06.2003 №65-ФЗ.

Налогоплательщики определяют сумму налога на прибыль организаций, подлежащую уплате.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения. Прибылью признается доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов.

Доходом налогоплательщика признается стоимость прибыльной продукции, а также внереализационные доходы.

Стоимость прибыльной продукции определяется как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, установленной соглашением.

Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком при выполнении соглашения.

Обоснованными расходами признаются расходы, понесенные налогоплательщиком в соответствии с программой работ и сметой расходов, утвержденными управляющим комитетом, в порядке, предусмотренным соглашением, а также внереализационные расходы, непосредственно связанные с выполнением соглашения.

Расходы налогоплательщика подразделяются на:

) расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы);

) расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу.

Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. Налоговая база определяется по каждому соглашению раздельно.

Если налоговая база для соответствующего налогового периода является отрицательной величиной, она для этого налогового периода признается равной нулю.

Налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу на величину полученной отрицательной величины в последующие налоговые периоды в течение 10 лет, следующие за тем налоговым периодом, в котором получена отрицательная величина, но не более срока действия соглашения.

Размер налоговой ставки определяется в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ (24%).

- патентная система налогообложения

Заключение индивидуальным предпринимателям, занимающимся оказанием услуг общепита и другими видами деятельности, определенными перечнем во 2 ом пункте статьи под номером 346.25.1 НК, сейчас проще и выгодней платить налоги по упрощенной системе налогообложения, которая основывается на приобретении патента (патентной системы). Переход на такую систему налогообложения добровольный, только для этого субъектом РФ, в территориальных границах которого Вы будете осуществлять деятельность, должен быть принят закон, который будет позволять использование патентной системы. Удобство и простота патентной системы в том, что индивидуальному предпринимателю вместо ряда налогов можно выплачивать стоимость патента, рассчитанную территориальным налоговым органом по 6 пункту 346.25.1 статьи Налогового кодекса. На его стоимость никак не влияет размер фактического дохода ИП. Доходы учитываются по Книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, которые перешли на упрощенную систему налогообложения благодаря патенту (приказом Минфина России от 31 декабря 2008 №154 Н). Налоговую декларацию индивидуальным предпринимателям, применяющим эту систему, предоставлять не нужно, но от того, чтобы выплачивать обязательные страховые выплаты во внебюджетные государственные фонды, они не освобождаются.


Заключение

 

Рассмотрев и проанализировав состав общественных отношений в сфере налогообложения, их специфику и особенности, а также предмет и метод правового регулирования можно сделать вывод, что вопросы о месте налогового права в системе права, о его отраслевой и институционной принадлежности остаются спорными. Однако, автор рассматривает налоговое право как составную часть финансового права, хотя и относительно обособленную. Говоря об обособленности налогового права в системе финансового права следует заметить, что ученые по-разному видят решение этого вопроса. В то же время решение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной групп норм к определенной отрасли права означает ее включение в определенный отраслевой правоприменительный режим. Автор разделяет точку зрения, что налоговое право представляет собой подотрасль финансового права.

Анализируя историческое развитие налоговой системы нашего государства в плане становления источников налогового права можно отметить, что был проделан длинный путь: от указов князей и губных грамот, источники древности развиваются в сторону кодифицированных («Русской правды», царских Судебников 1497-1550 г., Соборного уложения 1649 г., Собрания законов Российской империи Х1Хв.)

В начале XX в. появляется закон в его современном понимании, то есть акт, прошедший обсуждение в парламенте и подписанный главой государства. В советское время после некоторой неразберихи первых лет можно назвать среди источников налогового права, прежде всего - Декрет Совета Народных Комиссаров, а также акты, принимаемые Всероссийским Центральным Избирательным Комитетом. К концу 80-х г. одним из основных источников налогового права становится Закон СССР. Система источников налогового права советского периода (до декабря 1991 г.), была не идеальной, но у нее были два неоспоримых преимущества. Во-первых, стабильность законов о налогах, что делало процесс взимания налогов доступным и понятным как налоговым органам, так и плательщикам налогов. Во-вторых, ограниченное количество налоговых платежей.

После распада Союза ССР наступил новый этап в преобразовании налоговой системы, которая соответствовала бы преобразованиям в экономике в целом и способствовала ее развитию по пути к рыночным отношениям. Перед Российской Федерацией стояла задача формирования системы источников налогового права с учетом федеративного государственного устройства России, а также необходимости развития местного самоуправления. Впервые в истории СССР и Российской Федерации 27 декабря 1991 г. появился Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ», который отражал новизну складывающихся федеративных отношений в области налогообложения, он урегулировал налоговые отношения комплексно, определил общие положения в налоговом праве и был предшественником Налогового кодекса РФ, часть первая которого введена в действие с 1 января 1999 г.

Любая отрасль права имеет свою систему источников. Конституция Российской Федерации 1993 года выстроила трехуровневую систему источников налогового права. Таким образом, система источников налогового права включает в себя акты, которые можно разбить на три большие группы - это акты федерального уровня, акты регионального уровня и акты муниципального уровня в области налогообложения.

В системе источников российского налогового права Налоговый кодекс РФ является главным нормативным правовым актом, на базе которого выстраивается вся система нормативно-правового регулирования налоговых отношений. В этой связи все налогово-правовые нормы, независимо от того, в каких актах они закреплены, должны соответствовать требованиям норм, содержащихся в Налоговом кодексе. Налоговый кодекс РФ - нормативный правовой акт, относящийся к числу федеральных законов, призванный систематизировать налогово-правовые нормы.

Создание Налогового кодекса РФ является одним из эффективных путей решения проблемы ликвидации множественности актов, действующих по вопросам регулирования налоговых отношений; установления, введения и взимания налогов и сборов.

В настоящее время происходит стремительное и масштабное развитие законодательства (в том числе и налогового) которое в прошлые годы характеризовалось унитаристкими признаками. Это вызвано реализацией принципов правового государства и преобразованиями в различных сферах общественной жизни.


Список литературы

1. Богачевский М. Налоговая система СССР. М., 1989.

2. Бондарь Н.С. Решения Конституционного Суда РФ в системе источников налоговых отношений / Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. редактор Ю.А. Крохина. М.2000.

.   Воронова Л.К. Налоговое право и налоговые правоотношения. В кн. Советское финансовое право: Учебник. М.: Юридическая лит., 2007.

.   Годме П. Финансовое право. М 2010.

.   Грачева Е.Ю. Финансовое право. М.: Юристъ. 2004.

.   Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М.: 2007.

.   Гурвич М.А. Советское финансовое право. М.: Юриздат, 2002.

.   Денисова И.Г. Понятие налогового права России, его источники /Финансовое право. Учебник. М.: Юность, 2006.

.   Козырин А.П. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М. Манускрипт. 2008.

.   Налоговое право /Под ред. С.Г. Пепеляева. М. Юристь. 2004.

.   Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации». М., 2004.

.   Пепеляев С.Г. Законы о налоге: элементы структуры. М. СВЕА., 2005.

.   Петрова Г В. Налоговое право. М. 2000.

.   Тедеев Л.А. Финансовое право. М., 2004.

.   Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. 3-е изм. М., Государственное социально-экономическое издательство, 2007.

.   Финансовое право: Учебник/ под ред. Н.И. Химичевой. Издание 3-е перераб. М. 2003 г.

.   Финансовое право. Учебное пособие/ Под ред. проф. Е.А. Ровинского. М.: Изд-во «Юридическая литература». 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...