Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Понятие источников права




Содержание

Введение

Глава 1. Понятие источников права

Глава 2. Общая характеристика различных форм (источников) права

Глава 3. Законы и подзаконные акты: понятие, признаки, виды

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы исследования. Тема источников права традиционно является одной из ключевых для отечественной правовой науки и неизменно привлекает повышенное внимание исследователей. При этом, несмотря на весьма внушительную историю разработки проблем, связанных с сущностью, содержанием, эволюцией источников права, наблюдаются серьезные разногласия по широкому кругу относящихся к ним вопросов. Названное обстоятельство во многом связано с отсутствием адекватного понятийного аппарата, неспособностью теоретиков условиться о единообразном понимании и применении базовых научных терминов. Однако, даже ученые, одинаково трактующие источники права, нередко вступают в активные дискуссии по вопросам, связанным непосредственно с их содержанием, характером взаимодействия между собой, а также особенностями формирования и развития. Это обстоятельство свидетельствует о том, что трудности, с которыми в данном случае сталкиваются исследователи, обусловлены не только отсутствием четкого понимания источников права, единой концепции их исследования, но и сложностью, неоднозначностью самого изучаемого феномена. Сложность, а одновременно и важность разработки темы источников права существенно увеличивается в современных условиях, характеризующихся серьезной трансформацией их системы. С конца 80-х годов XX века российское общество переживает социальные, политические и экономические изменения, которые носят не только всеохватывающий, но и радикальный характер, при этом зачастую оказываются весьма противоречивы, становятся причиной различных кризисных явлений в развитии российской правовой системы, в том числе и в развитии источников права как ее составляющей.

Неоднозначность развития системы источников российского права, ее недостаточная эффективность в новых условиях обусловливают необходимость не только объективного научного анализа причин, вызвавших столь кардинальные изменения, и оценки последствий этих изменений, но и выработки мер, позволяющих оптимизировать дальнейшее развитие системы источников права.

Содержание системы источников права существенно расширяется за счет включения в нее, помимо источников, установленных и санкционированных государством, источников права, официально им не признаваемых. Оптимизация развития системы источников современного российского права не может быть обеспечена только за счет совершенствования формальных основ построения системы источников права, ее эффективность связана с трансформацией различных сторон правовой жизни, и в первую очередь - российского общественного правосознания.

Объектом исследования выступаетправо как сложная регулятивная система, сформировавшаяся в результате длительного культурно-исторического развития и характеризующаяся специфическими механизмами формализации норм как предпосылки их фактического участия в регулировании общественных отношений.

Предметом исследования является закономерное и особенное в содержании и функционировании системы реально действующих источников права на современном этапе.

Цель исследования составляет анализ системы действующих источников права. Данной цели поставлены в соответствие задачи исследования:

.   Определение понятия источников права;

2. Классификация источников права;

.   Анализ соотношения различных нормативно-правовых актов как источников права.


Глава 1. Понятие источников права

 

Множественность подходов к пониманию сущности и содержания источников права традиционна для отечественной юриспруденции. В дореволюционной, советской, равно как и современной правовой науке ведутся активные дискуссии относительно возможности использования понятия "источники права" в различных смыслах (в первую очередь - для обозначения внешних форм объективации, закрепления правовых норм), а также относительно содержания источников - и как правотворящих факторов, и как внешних форм выражения, закрепления правовых норм.

На протяжении всей истории дискуссий о сущности источников права для решения проблем, связанных с отсутствием их единообразного понимания, предлагаются одни и те же варианты ее решения: уточнение значения понятия "источники права" и установление соглашения относительно его использования только лишь в данном значении; отказ от употребления понятия "источники права" в том или ином его смысле; уточнение понятия "источники права" с помощью вспомогательных понятий. Вместе с тем, ни на одном из этапов развития отечественной правовой мысли ни один из названных вариантов не был реализован, что само по себе свидетельствует о необходимости поиска иного способа решения проблемы источников права.

Понятие "источники права" в юридической науке выполняет чисто функциональную роль, выступает инструментом познания правовой действительности, и в этой связи уточнение его сущности и содержания следует осуществлять только исходя из объекта, предмета, целей и задач исследования, в понятийный аппарат которого оно вовлекается. За основу исследования источников российского права как регулятивной системы целесообразно принять тезис о том, что реально, на практике функциональные проявления права гораздо богаче и разнообразнее, чем регулирующее действие норм, исходящих от государства, а следовательно, вопрос об источниках права не может рассматриваться исключительно как вопрос о формах закрепления, выражения государственно-властной воли.

Проблему источников права как регулятора общественных отношений предлагается рассматривать в контексте интегративного подхода к пониманию права, признавая источниками любые формы фиксации правовых норм, из которых участники правоотношений на практике реально черпают обязательные для них правила поведения, представления о правомерном и неправомерном, а правоприменители - основу для выносимых ими решений. Обозначая такие источники права как реально действующие, можно противопоставить им фиктивные источники, которые на практике самими правопользователями не рассматриваются как содержащие правовые нормы и, как следствие, не учитываются в процессе выбора участниками общественных отношений моделей поведения в юридически значимых ситуациях. К таким относится, например, правовой обычай.

В качестве признаков, позволяющих идентифицировать реально действующие источники права, выступают их признанность, устойчивость и обусловленность объективными факторами.

Различие базовых характеристик официально признанных и не признанных реально действующих источников права предопределяет их неодинаковую роль в правовом регулировании. Единственным основанием общеобязательности неофициальных реально действующих источников выступает факт их признания общественным правосознанием, а через него - и индивидуальным правосознанием конкретных участников правоотношений. Общеобязательность официальных реально действующих источников, помимо общественного признания, базируется на том, что они берутся под охрану государством и обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения. Вследствие выявленной особенности правовое регулирование более эффективно тогда, когда реально действующие источники права исчерпываются официально признанными. Однако, на практике в силу ряда причин полное совпадение реально действующих и официально признанных источников практически не достижимо.

В качестве основных свойств официально признанных реально действующих источников выступают государственно-волевой характер, нормативная закрепленность и защищенность. Реально действующие источники, не признанные государством, соответственно, характеризуются отсутствием у них перечисленных качеств.

Также реально действующие источники в своем единстве представляют целостную органическую систему, в которой системообразующим фактором выступает цель правового регулирования. В рамках данной системы источники различаются своей значимостью в регулировании общественных отношений, между ними могут устанавливаться как координационные, так и субординационные связи.

Характер взаимосвязей между реально действующими источниками права принципиально отличен от нормативно определяемых государством в рамках конструирования формальных основ построения системы источников права. В последнем случае источники права оказываются связаны строго иерархически, причем не обязательно образуют целостную систему, могут представать как простая совокупность.

Изменение формальных основ построения системы источников права имеет политическую природу, изменение системы реально действующих источников - правовую.

Изменения системы реально действующих источников права происходят постепенно; чем более существенными они оказываются, тем дольше они длятся. Преемственность, существующая между реально действующими источниками права, действующими на различных исторических этапах, свидетельствует о том, что их развитие - это процесс трансформации одной и той же системы, а не последовательной смены качественно различных систем. Изменения формальных основ построения системы источников права в большинстве случаев носят скачкообразный характер, связаны в основном с кардинальными изменениями в политической жизни общества.

Развитие системы реально действующих источников права на протяжении всей истории предстает как процесс, в большей степени объективный и самоорганизующийся, нежели управляемый государством. При этом происходящие в содержании и соотношении реально действующих источников изменения обусловливаются эндогенными факторами; ни в дореволюционный, ни в советский период обнаружить существенного влияния экзогенных факторов на их развитие обнаружить не удается.

Изменения формальных основ построения системы источников права, в которых находит свое нормативное закрепление официальная позиция государства по вопросу о содержании и иерархии источников права, опосредуются в значительно большей степени именно государственно-властной волей, нежели объективными закономерности общественного развития. Последние влияют на формальные основы построения системы источников российского права лишь опосредованно, влияя на официальную идеологию и, соответственно, политику государства.

Одним из признаков права выступает его формальная определенность, т.е. определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений. Следовательно, формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий "форма права" с понятием "правовая форма", а также с понятием "источник права". Если под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач. Например, правовые формы регулирования экономики, финансовой сферы), то под формой права - лишь специфические "резервуары", в которых содержатся нормы права. Если категория "правовая форма" используется, прежде всего, для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным политическим содержанием - многообразными и первичными общественными отношениями, то категория "форма права" - чтобы упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

Существует две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

а) согласно первой, названные понятия являются тождественными;

б) согласно второй - понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

Последняя точка зрения господствует в теории на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения доктрины, правосознание и т.д.);

) источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...