Глава 3. Законы и подзаконные акты: понятие, признаки, виды
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, Обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: ) он принимается только органом законодательной власти или референдумом; ) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ; ) в идеале он должен выражать волю и интересы народа; ) он обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; ) он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Классификация законов может проводиться по различным основаниям: · по их юридической силе: ) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; ) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, и военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.); ) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию, например, Закон Санкт-Петербурга об административных правонарушениях; закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.). В системе нормативных правовых актов и в целом в правовой системе России продолжает все более отчетливо формироваться крупный массив юридических норм и актов, закрепляющих и регулирующих разнообразные общественные связи в рамках конкретных территорий субъектов Российской Федерации. Анализ состояния и тенденций развития этого нового правового образования, определение путей его совершенствования становятся одной из важных задач отечественной юридической науки. На формирование системы нормативных правовых актов субъектов РФ оказывают влияние следующие факторы: проводимая центром и субъектами Федерации региональная политика; правотворческая деятельность органов государственной власти субъекта Федерации; статус субъекта Федерации (в той степени, в какой позволяет объем его полномочий и предметы его ведения), многие другие объективные (экономические, географические, демографические и т.д.) и субъективные факторы; общие и специально-юридические принципы; юридические средства; определенный уровень правового сознания субъектов правотворчества; степень участия субъекта Федерации в международных отношениях. Гармоничное взаимодействие всех правовых элементов данного уровня системы обеспечивают люди, обладающие определенным уровнем правового сознания. Именно оно является определяющим при формировании и функционировании системы нормативных правовых актов. Между тем в юридической науке в достаточной степени не исследованы понятия системы нормативных правовых актов вообще и систем нормативных правовых актов субъекта Федерации и органов местного самоуправления.
Если рассматривать законодательство как систему только законов, то можно говорить о нарушении построения системы нормативных правовых актов. Например, в ч.2 ст.5 Конституции РФ, в которой установлено, что субъекты Федерации имеют свое законодательство, а в частях 2 и 4 ст.76 основного правового акта государства говорится не только о законах субъектов Федерации, но и об иных нормативных правовых актах. Если учесть, что в соответствии со ст.16 Конституции РФ положения ч.2 ст.5 составляют одну из основ конституционного строя России, то несоответствие между указанными нормами Конституции РФ станет очевидным. Система нормативных правовых актов субъекта Федерации - это основанная на общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципах права взаимозависимая совокупность законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, имеющих системообразующие связи (иерархические, отраслевые, функциональные) как между собой, так и с другими уровнями федеративной системы нормативных правовых актов, регулирующих определенные виды и уровни общественных отношений на части территории федеративного государства. В структуру системы правовых актов субъекта Федерации входят конституция (устав), законы, положения, постановления, распоряжения, приказы. Все эти правовые акты должны иметь системные связи между собой и с нормативными правовыми актами федеральных и муниципальных органов. В противном случае неизбежны нарушения законности и хаотическое изменение в федеративной системе нормативных правовых актов. Структура системы нормативных правовых актов этого уровня может быть определена по предмету правового регулирования и по юридической силе нормативных правовых актов. Часть 2 ст.5 Конституции РФ фиксирует важнейшие государственно-правовые атрибуты государственности субъектов Федерации и в этом контексте - различия между ними. Республика, хотя и в скобках, названа государством. Конституционно данное положение было зафиксировано в начале 90-х годов. Однако такая запись, подчеркнул Конституционный Суд, не означает признание государственного суверенитета этих субъектов Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера; Конституция не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многонационального народа России и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета помимо суверенитета Российской Федерации.
В федеративном государстве проблема соотношения федеральной конституции и основополагающих актов субъектов федерации имеет большое значение. В российской практике фундаментальными для определения их соотношения являются следующие моменты: принцип приоритета в регулировании общественных отношений в федеральной Конституции. Суть этого принципа состоит в том, что РФ в своей Конституции либо регулирует общественные отношения, либо отказывается это делать и прямо (или же фактом отказа) передает их регулирование субъектам; общий принцип верховенства федеральных актов - в ч.2 ст.4 Конституции РФ говорится, что Конституция РФ и федеральные законы "имеют верховенство на всей территории Российской Федерации"; разграничение компетенции между РФ и субъектами устанавливается в федеральной Конституции посредством выделения трех групп вопросов - федерального ведения, совместного ведения и ведения субъектов РФ; введение конституционного принципа субординации актов: по первой группе вопросов действуют только федеральные акты; по второй группе вопросов действуют и акты РФ, и акты субъектов; по третьей группе вопросов действуют лишь акты субъектов РФ. Соответственно акты субъектов не могут касаться первой группы вопросов. Во второй группе акты субъектов должны соответствовать федеральным законам в сферах совместного ведения. Соответственно РФ не должна вторгаться в те вопросы, которые отданы субъектам в сфере совместного ведения и принадлежат им в сферах собственного ведения.
Исходя из такого разделения, в применении Конституции РФ надо опираться на такие постулаты: а) конституции и уставы субъектов должны соответствовать Конституции РФ, не могут ей противоречить; б) если субъект вторгся в компетенцию РФ, это есть ненадлежащее применение Конституции РФ, акт положено отменить самим, либо это будет сделано в результате рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ; в) если РФ вторглась в компетенцию субъекта, это также противоречит Конституции РФ, и надо отменить федеральный акт. Пристального внимания, с точки зрения обеспечения действия Конституции РФ, заслуживает практика двухсторонних договоров РФ и субъектов, получившая распространение в последнее время. Ее основой является сама Конституция РФ: ст.11 говорит о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется самой Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Другие основания классификации нормативно-правовых актов: · по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); · по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); · по характеру (материальные и процессуальные); · по сроку действия (постоянные законы и временные. К последним, например, относится закон о бюджете на каждый финансовый год); · по сферам действия (общефедеральные и региональные); · по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - НК РФ, УК РФ, ГК РФ и т.п.); · по содержанию (экономические, бюджетно-налоговые, социальные, политические и т.д.) и иные законы. Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют весьма важное значение жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии. . Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст.83 Основного закона РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий! предусмотренных конституционными (ст.83-90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфере правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
Распоряжения - это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента публикуются официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера). . Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия. . Приказы, инструкции, положения министерств. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка и т.п. . Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной думы, Астраханского областного Представительного собрания). . Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.). . Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и дёйствуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п. . Локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка). Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся соответствующие виды. Специфика развития реально действующих источников российского права именно на современном этапе состоит в том, что она формируется не только под воздействием изменений, происходящих внутри российского общества (что было характерно для дореволюционного и советского периодов), но и реагирует непосредственно на тенденции развития общемировой системы. Реально действующими источниками современного российского права выступают нормативные правовые акты, нормативные договоры, правовые обычаи, прецеденты толкования и конкретизации права. При этом нормативные договоры и правовые обычаи как источники права многочисленнее и разнообразнее, чем это формально признается государством. Движение системы источников российского права в направлении сближения с источниками романо-германской правовой семьи представляет собой не самостоятельный исторический процесс, а одно и проявлений конвергенции российского и западного права в условиях глобализации. При этом унификацию источников российского права с источниками, характерными для западных правовых систем, не следует рассматривать в качестве закономерного и единственно возможного итога развития источников российского права. Заключение
Основные выводы по итогам исследования: . В качестве основных видов источников права необходимо назвать нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи. В некоторых странах в качестве источников права рассматриваются международные договоры и доктрина. Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью другими социальными нормами. В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим. 2. По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом закон или подзаконный акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей. . Источники права как сложной системы норм, регулирующих общественные отношения, не исчерпываются формами выражения вовне нормативной государственной воли. В действительности фиксация правил поведения, определяющих критерии правомерного и неправомерного, являющихся регуляторами поведения участников правоотношений и основаниями правоприменительных решений, неизменно осуществляется в том числе и такими источниками, которые официально не признаются государством. . Реально действующие источники права не совпадают с источниками, установленными и (или) санкционированными государством, не только по своему содержанию, но и по характеру взаимосвязи. Иерархичность выступает средством упорядочения официально признаваемых государством источников права, и не является принципом организации системы реально действующих источников. . Значимость отдельно взятых реально действующих источников права не зависит от их формально определенной юридической силы и не является постоянной, изменяется в зависимости от специфики отношений, в регулирование которых вовлекаются содержащиеся в них нормы. . Формирование и развитие системы реально действующих источников права представляет собой процесс, имеющий правовую природу. Формирование и развитие формальных основ построения системы источников права как нормативных положений, посредством которых государство закрепляет содержание и иерархию признаваемых им источников, - процесс, по своей природе политический. Данное обстоятельство обусловливает неизбежность расхождения между реально действующими источниками права и источниками, установленными и (или) санкционированными государством. Степень расхождения в значительной степени влияет на эффективность функционирования системы источников права в процессе регулирования общественных отношений. . Действующие сегодня формальные основы построения системы источников российского права, которыми государство закрепило содержание и иерархию официально признанных им источников, отражают в первую очередь изменения, произошедшие в постсоветский период в официальной правовой идеологии, а не в общественной жизни в целом. Список использованной литературы
1. Воронина М.Ф. Договор как источник права (теоретико-правовой аспект). Автореферат дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2008 - 29 с. 2. Ильяшевич М.В. Обещание как односторонний акт государства, порождающий международно-правовые последствия: статья // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Юриспруденция". - 20 <http://elibrary.ru/issues.asp?id=9352&jyear=2008&selid=491087>11. - № <http://elibrary.ru/contents.asp?id=491087&selid=11150059>1. - С.125 - 135. . Ильяшевич М.В. Понятие односторонних актов государств в международном праве: статья // Московский журнал международного права. - 2011. - № 1. - С.172 - 184. . Кулакова Ю.Ю. Нормативный договор в системе форм российского права. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2005 - 178 с. . Марченко М.Н. Источники права. М., 2008 - 400 c. . Мкртумян А.Ю. Судебная практика как источник российского права (историко-правовой аспект) // История государства и права. 2008. №2. . Мкртумян А.Ю. Судебный прецедент в системе источников гражданского права России // Современное право. 2008. №2 (1). . Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства, М., Издательство Норма - Инфра × М.: 2009 - 400 с. . Общая теория права и государства / под редакцией В.В. Лазарева. М.: Юрист, 2008 - 360 с. . Основы государства и права / под редакцией С.А. Комарова. М.: "Манускрипт", "Остожье", 2008 - 320 с. . Садохина Н.Е. Развитие источников российского права в советский и постсоветский период. Дисс. канд. юрид. наук. Тамбов, 2005 - 184с. . Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 2006 - 272 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|