История развития теории правового государства
Кафедра теории государства и права Дисциплина: Теория государства и права Курбанов Умар Абдулмуслимович
Тема: «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ» Курсовая работа Студента 1 группы 1 курса Институт публичного права и управления
Научный руководитель: Преп. Козырева А.Б. Дата сдачи: __________________ Дата рецензирования: _________ Дата защиты: ________________ Оценка: _____________________
Москва 2019 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3 Глава 1. Теоретические основы правового государства. 6 1.1. История развития теории правового государства. 6 1.2.Понятие и признаки правового государства. 8 1.3. Гражданское общество и правовое государство. 11 Глава 2. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в России. 19 2.1. Формирование в России правового государства. 19 2.2. Специфика и особенности формирования гражданского общества в современной России. 22 Заключение. 26 Список использованных источников и литературы.. 28
ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной курсовой работы обусловлена, не только теоритическим, но и практическим социальным значением данного вопроса. В настоящее время вопрос создания правового государства становится особо важным. Для реализации этой концепции необходимо возникновение нескольких особых предпосылок, из них основной является существование гражданского общества, то есть сферы реализации индивидами своих различных интересов, которые связанны со сферами жизни общества, а также с культурой и семейными отношениями и прочими аспектами, которые государство не может регулировать. Общество РФ не обладает таким важным качеством, как обеспечение условий, которые удовлетворяли и реализовывали бы различные потребности и интересы. В понимании людей государство обязано заботиться и обеспечивать благосостояние своего народа, и в действительности - это верно. В настоящий момент Россия воплощает в жизнь концепцию общества основанного на праве, которая требует фундаментальной теоретической разработанности, в условиях проведения нашей страной политических реформ. Идею правового государства стоит рассматривать, не только как потребность познания особенностей функционирования российского общества, но и анализа взаимодействий, равенства всех перед законом, обеспечение правовой защищённости, а также усиления взаимной ответственности государства и индивида. Из вышесказанного следует, что, если люди хотят жить в процветающем государстве они должны знать свои права и обязанности и заботиться о своей юридической грамотности,и уже сейчас и проводить активную деятельность для внесения корректив в законодательство.
От того в какой степени реализуются идеи правового государства в какой- либо стране зависит уровень создания и исполнения демократических законов, закрепляющих основные права и свободы человека. Объектом исследования является правовое государство как форма социальной организации общества, основанная на правовом порядке. Предметом работы являются различные работы ученых, теоретиков, правоведов, которые раскрывают тему теории и практики правового государства. Цель данной курсовой работы - подробно раскрыть основы и принципы правового государства и рассмотреть их практическое применение в условиях современной реальности. Задачи: -рассмотреть научные представления о правовом государстве и гражданском обществе в зарубежной и отечественной политико-правовой мысли
Методологической основой исследования выступают исходные принципы познания (историзм, научная объективность, системность, плюрализм и др.); логические приемы и операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, определение, классификация и др.); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод правового регулирования, сравнительно-правовой, функциональный, формально юридический. Структура данной курсовой работы представлена в виде двух глав, включающих в себя четыре параграфа, введения, заключения, списка использованных источников и литературы. Степень научной разработанности темы. Российскими теоретиками государства и права написано множество трудов на данную тему. В своей работе мы решили обратиться именно к отечественным ученым и правоведам, рассматривающих вопросы правового государства, гражданского общества, их сути и содержания. В частности были использованы труды следующих ученых: С. С. Алексеева, Ю. М. Батурина, Р.З. Лившица, А.А. Матюхина, А. Н. Соколова и др. Глава 1. Теоретические основы правового государства История развития теории правового государства Правовое государство как самостоятельная идея, концепция, теория, а затем и как практика имеет свою историю. Еще в античности происходил поиск принципов, конфигураций и систем с целью определения взаимозависимостей права и власти. В ходе развития представлений о государстве и праве возникла идея определенной формы организации жизни людей, при которой право обладает императивной мощью, а публично-властная сила, признающая право, - справедливой государственной властью. Подобное представление государства как правовой организации публично-властной силы является основой идеи правового государства. Признаки государства полностью основанного на нормах права были указаны еще в Древней Греции. Так, Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» упоминает Зевса высшим защитником всеобщей справедливости. При этом, согласно Гомеру, справедливость является обычным правом. Пифагор указывал на необходимость господства справедливых законов, а Сократ приравнивал законное и справедливое. В дальнейшем за разработку концепции правового государства принялся Платон, который в своих трудах «Государство» и «Законы» выдвигал идею о том, что закон должен быть даже выше правителя, и что в таком государстве не должно быть физических лиц или организаций, которые действовали бы независимо закона. В числе выдающихся античных мыслителей, работавших над идеей правового государства и гражданского общества, следует отметить так же и Аристотеля, который в своих трудах выдвигал идею аналогичную Платону. Аристотель считал, что в демократическом обществе и государство и все население должно быть подвластно закону. Также он высказывал мнение о том, что там, где отсутствует «власть закона» не может быть места цивилизованному государству.[1]
В XVII-XVIII вв. проблемы правового государства исследовали Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, В. Гумбольдт, Б. Констан, И. Кант и другие ученые. Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера в 1813 г. и И.Х. Фрайхера фон Аретина в 1824 г. Однако первый юридический анализ этого термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем в 30х годах 19 века. Он видел правовое государство как категорию беспрерывно развивающегося учения о государстве и располагал его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства.[2]
В конце XX века в нескольких развитых странах сложились определенные типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран находятся положения, которые непосредственно или косвенно фиксируют, принадлежность данного государственного образования к правовому. В глобальном масштабе распространению и реализации этой концепции активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты.[3] Таким образом, можно сделать вывод о том, что концепция правового государства очень сложна для реализации на практике, и многогранна по своей сути, так как процесс формирования данной идеи происходит с древних времен и по сей день он не завершился.
В ходе многократных поправок и изменений в течение истории исследований, было сформировано современное понимание правового государства. Нужно отметить, что даже сейчас существует множество различных точек зрения по данному вопросу. Но в нашей работе, под правовым государством мы будем понимать государство, где главенствует правовой закон, а государственная власть ограничена требованиями демократического законодательства. Существование правового государства обозначается двумя главными аспектами: 1) Наличие и исполнение демократического законодательства, закрепляющего основные права и свободы человека 2) Ограничение деятельности государства демократическими, правовыми законами, ограничение вмешательства государства в жизнь человека и общества[4] Принципы — это основополагающие идеи (требования), характеризующие в своей совокупности безупречную систему(модель) государства, которое могло бы именоваться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: степенью развития культуры, науки, образования иных компонентов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который проявляется в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым действующего государственного устройства; наличием или отсутствием устойчивого механизма реализации правовых начал в деятельности государственного аппарата; степенью изучения определенным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.
Перечислим же основополагающие принципы на которых должно строиться государство основанное на праве: 1) гарантированность и реальное обеспечение прав и свобод человека (права и свободы не просто закреплены, но и исполняютсяна самом деле) 2) Верховенство права. В правовом государстве праву должны подчиняться не только юридические и физические лица, но и само государство, а также деятельность государственных органов должна соответствовать нормам права. Законы и иные нормативно правовые акты должны согласоваться с основными принципами права(приоритетом прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности). 3) Разделение властей– Разделение нормативно закрепленного круга прав и обязанностей и властных полномочий государства между ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, при этом властные полномочия должны быть уравновешены между ними, причем исключается скопление всех полномочий или большей части в ведении одного государственного органа либо государственного служащего, что может повлечь самоуправство и своеволие. Так же ветви власти должны сдерживать и контролировать деятельность друг друга (применяется система сдержек и противовесов). Для правового государства особенную роль играет сильная и независимая судебная власть, она имеет основное значение в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека. 4) Верховенство закона. Законы, (нормативно правовые акты, принятые особом порядке высшим законодательным органом или непосредственно народом, в особом порядке), регулируют наиболее значимые общественные отношения, обладают высшей юридической силой в системе права, иные нормативно - правовые акты являются подзаконными и вследствие этого не могут противоречить закону. Также в модели демократического законодательства выделяется Конституция, являющаяся основным законом, который обладает наивысшей юридической слой, вследствие этого правовое государство зачастую является –конституционным. 5) Взаимосвязь гражданина и государства, выраженное во взаимной ответственности по отношению друг к другу, означает,что государство и государственные служащие точно также,как и гражданин отвечает за совершенные правонарушения,несет юридически опосредованную ответственность за свои действия. 6) Демократизм осуществления государственной власти. [5] Существуют и некоторые другие признаки. Для возникновения и построения такого сложного явления как правовое государство необходимо соблюдение множества условий: социальных, духовных, политических, экономических,правовых и т.д. Важными общественно-политическими критериями считаются демократизм реализации государственной власти, многопартийность, независимость граждан и их настоящее содействие в решении общественных проблем. Духовными условиями являются уважение к человеку и человеческой личности, высокий уровень правосознания и самосознания, а так же прогрессирующая правовая культура и идеологическое многообразие. К важнейшим экономическим обстоятельствам следует отнести наличие и функционирование рыночной экономики, многоукладность хозяйства и наличие индивидуального имущества. К правовым условиям следует отнести следующие: правовое равенство, конституционность правосудия, недопустимость придания закону обратной силы, отмена смертной казни и т.д. Важнейшим социальным условием построения правового государства является наличие гражданского общества. Данное социальное явление будет подробно рассмотрено в третьем параграфе данной главы. Итак, следует сделать вывод о том, что правовое государство должно быть обусловлено не только фундаментальными принципами, но и множеством условий, без которых существование данного цивилизованного общества невозможно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|