Формирование в России правового государства.
В Российской Империи концепции правового государства начали активно обсуждаться во второй половине XIX века вследствие реформ 60 - 70-х гг. (например, в документе «Ближайшие задачи земства» назывались традиционные принципы правового государства: верховенство закона, верховенство представительного органа, признание прав и свобод личности и их гарантий). Эти принципы предлагалось воплотить в жизнь в рамках конституционной монархии. В политических документах либерального движения до первой русской революции 1905 - 1907 гг. были выработаны и другие признаки правового государства: контроль за правительством, законность в правотворчестве и исполнении законов, гражданская и уголовная ответственность должностных лиц за нарушения закона, независимость суда и др. После революции 1905 - 1907 гг. многие русские ученые начали активно изучать проблемы правового государства. Несмотря на все эти исследования в сознании современных российских политиков и ученых, идея о необходимости создания правового государства утвердилась относительно недавно. Причина этого заключается в том, что в нашей стране долго господствовала марксистско-ленинская идеология, которая, как известно, критически относилась к идее правового государства, объявляя ее буржуазной, идеологически вредной и иллюзорной, так как она подразумевает всесилие и всемогущество права или же его культ. В определенном смысле с подобными критическими замечаниями можно согласиться: переоценка роли права ведет к слепой вере во всесилие юридических установлений, к некому «правовому фетишизму».[12]
Однако если подробно разобраться в этом вопросе, можно найти и другие, более важные причины. Во-первых, следует понимать, что российские большевики пришли к власти именно незаконным путем, посредством вооруженного восстания, что полностью противоречит идеям правового государства и очевидно, что люди приходящие к власти такими методами не рассматривают воплощение в реальность идей верховенства права и обеспечения реальных прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, теория правового государства, подразумевавшая ограничениедеятельности государства демократическими, правовыми законами, была плохо совместима с главной марксистской идеей о диктатуре пролетариата, определявшуюся как «ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть». Разумеется, во времена СССР концепция правового государства не имела никакой основы для развития и функционирования. В действительности реформы демократической идеологии в праве начали происходить в годы перестройки с середины 80-х годов, в особенности после событий августовского путча в 1991 году. Получил широкое признание принцип правового государства, практически сразу были упразднены репрессивные и иные институты и положения, стала развиваться идея демократического законодательства и воплощаться в жизнь, а также судебная система на принципах правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации).Впоследствии в октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Также была принята Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, в которой указывалась первоначальная обязанность государственной власти -приоритет прав и свобод человека и гражданина, а также неукоснительное соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина. [13]
Итогом всех этих преобразований стало принятие действующей Конституции РФ в 1993 году на всенародном референдуме, в которой определялось, что РФ демократическое правовое государство, закреплялись основные аспекты правового государства.Отдельная часть Конституции отводится правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы на основе норм международного права. Конституционная Схема правовой государственности в России до сих пор не сформировалась окончательно. Именно поэтому основной задачей считается завершение формирования всех конституционных институтов. В одном ряду со значимыми достоинствами в конституционной системе РФ также имеется несколько недостатков, из-за того, что процесс формирования правового государства в РФ сталкивается с весомыми трудностями, он идет крайне медленно и довольно противоречиво. В РФ на данный момент не удалось воплотить в жизнь в полной мере пока ни один из основных принципов правового государства. Одной из важнейших задач формирования правового государства является развитие и совершенствование законодательства, создание новой по своей сути системы права. За последние десятилетия приняты очень многие законодательные акты, которые создают основу для дальнейшего совершенствования нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.[14] Таким образом, следует сделать вывод, что длительный процесс формирования государства основанного на праве в РФ обусловлен многими факторами, которые задерживают или приостанавливают развитие данной концепции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|