Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность бюджета и бюджетной системы. Особенности и типы бюджетных систем в различных государствах




Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год [18, С. 153].

Государственный бюджет дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов, фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему определять налоговую политику в стране и выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Будучи экономической формой распределительных отношений и являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных государственно-территориальных образований;

-  пропорции бюджетного перераспределения в большей степени, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

-  область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов;

-  сфера действия распределительной функции государственного бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства;

-  основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства [9, С. 251].

Организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств определяет бюджетное устройство.

Составляющей частью бюджетного устройства страны является бюджетная система. Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней [2, С. 147].

Состав бюджетов, входящих в бюджетную систему, и формы их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны, которое определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти, основы разграничения полномочий между ними.

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (федеративные).

В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно) [14, С. 164]. Примерами унитарных государств, имеющих двухуровневую бюджетную систему, являются Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.

С помощью государственного бюджета центральные власти аккумулируют основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные [3, С. 92]. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.

Система местных бюджетов также определяется государственным устройством и соответствующим административным делением. Финансовые взаимоотношения центральных и местных органов стали более тесными, усилилась регулирующая роль местных финансов и их воздействие на процесс воспроизводства и сферу социальных отношений.

Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из обычного бюджета в форме дотаций и целевых субсидий и из национального фонда займов - кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются, исходя из рыночного процента в строго лимитированных размерах. В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выдачи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строительство портов, ликвидация последствий стихийных бедствий, постройка гидроэлектростанций и т. п.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде дотаций и субвенций.

В результате взаимодействия центральных и местных властей местные бюджеты выступают проводниками экономической и социальной политики правительства, служат вспомогательным звеном в финансовой системе зарубежного государства. Они используются для реализации задач, которые центральные власти перекладывают на местные органы управления в целях большего маневрирования, освобождения от второстепенных проблем, вовлечения местных финансов в решение общенациональных задач.

Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепления за ними второстепенных налогов. К их числу относятся поимущественный, промысловый, поземельный, некоторые виды косвенных налогов, надбавки к государственным, различные сборы, поступления от муниципальной собственности. Для покрытия бюджетных дефицитов региональные органы власти прибегают к местным займам, которые в современных условиях получили широкое распространение. Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управлением местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению [3, С. 97].

Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, и местные бюджеты [12, С. 110]. В качестве примера федеративных государств, имеющих трехуровневую бюджетную систему можно привести РФ, США, Германию, Индию, Бразилию, Канаду, Мексику.

При федеративном бюджетном устройстве, как и при унитарном, каждое звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние - в федеральный. Ведущая роль принадлежит федеральному бюджету, который является финансовой основой центрального правительства.

Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов. Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство. Оно осуществляет международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег. За федеральным бюджетом закреплены основные налоги и возложены важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные.

В круг задач членов федерации входит административное управление, стимулирование сельскохозяйственной и промышленной деятельности, решение социальных вопросов, ряд из которых находится в совместной компетенции федерации [17, С. 261].

Бюджетные системы зарубежных стран строятся на общих основных принципах. К ним относятся: облечение бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти; полнота бюджета; единство бюджета; приоритетность публичных расходов; достоверность и наглядность бюджета; ежегодное утверждение бюджета; бюджетное равновесие [3, С. 102].

Таким образом, одним из важнейших институтов государства является бюджетная система, которая позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления.

Различия в государственном устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обусловливают наличие разных видов бюджетных систем. Различают бюджетные системы унитарных и федеративных государств: первые включают два уровня бюджетной системы - центральный бюджет и звено местных бюджетов; вторые - три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты.

Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета государств закреплено в законодательном порядке.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...