Анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ в 2008-2010 гг. Прогноз на 2011-2013 гг.
Основным документом, определяющим развитие межбюджетных отношений в РФ, является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года». Формирование бюджетной политики в области межбюджетных отношений в период 2008-2010 гг. осуществлялось в условиях постепенного выхода экономики страны из кризисного периода и перехода к осуществлению экономического развития в направлении модернизации экономики при необходимости обеспечения в полном объеме исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2011-2013 гг. будет продолжена реализация Концепции в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами [23]. В целях анализа основных тенденций в области отношений между бюджетами различных уровней рассмотрим объем и структуру доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их динамику в период 2008-2010 гг. и в прогнозируемый период 2011-2013 гг. Данные о доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их удельном весе в ВВП в 2008-2013 гг. приведены в таблице 1.
Таблица 1. Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008-2013 гг. и их удельный вес в ВВП
Из таблицы 1 видно, что объем доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов в 2008 г. составил 15% ВВП, в 2009 г. объем указанных доходов увеличился до 15,2% ВВП, или на 0,2 процентного пункта по сравнению с предыдущим годом, а в 2010 г. снизился до 13,6, или на 1,6 процентного пункта по сравнению с 2009 г. Анализ динамики доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что в 2011 - 2013 гг. прогнозируется рост доходов, однако их удельный в ВВП в прогнозном периоде будет снижаться.
Таблица 2. Структура поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2008-2013 гг., %
Из приведенных данных видно, что доля налоговые и неналоговые доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в 2008-2011 гг. составила 81,7%, 74,9% и 78,3% соответственно. Планируется, что в 2012-2013 гг. доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации увеличивается при одновременном снижении доли межбюджетных трансфертов. Снижение доли межбюджетных трансфертов в 2011 г. по сравнению с предыдущими двумя годами напрямую связано с сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.
Необходимо отметить, что основным источником доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации остаются налоговые доходы. Данные о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их удельном весе в ВВП в 2008-2013 гг. приведены в следующей таблице.
Таблица 3. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008-2013 гг. и их удельный вес в ВВП
Анализ данных о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что расходы с 2008 по 2010 г. выросли с 6253,1 до 6562,4 млрд. руб. В прогнозируемом периоде предусматривается их постоянный рост при снижении удельного веса расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП. Прирост расходов в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации в 2008-2010 гг. превышает прирост доходов, что свидетельствует о недостатке средств в региональных и местных бюджетах для исполнения своих расходных полномочий. Проанализируем структуру доходов (см. Приложение 1) и расходов (см. Приложение 2) консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008-2013 гг. Из приведенной диаграммы видно, что с 2008 по 2010 г. сложилась тенденция роста доли доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации. В прогнозируемом периоде отмечается стабилизация указанного показателя, который при снижении его значения в 2011 г. в последующие два года вновь увеличивается. Анализ доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации за 2008-2013 гг. показывает, что ее снижение прослеживается с 2008 г. до 2010 г. (на 7,2% в 2009 г. по сравнению с 2008 г., на 0,7% в 2010 г. в сравнении с 2009 г.). В 2011-2013 гг. указанная доля расходов увеличивается и сохраняется на уровне 34% - 35%.
В прогнозируемом периоде предусматривается постоянный рост доли расходов при снижении удельного веса расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП. Данные о дефиците консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008-2013 гг. приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008-2013 гг., млрд. руб.
Из данных, представленных на рисунке 1, видно, что в 2008-2010 гг. дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 54,3, 329,1, 417,6 млрд. руб. соответственно. Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируется также с дефицитом в 2011 г. 0,6 % ВВП, и в 2012 г. - 0,5% ВВП, соответственно. В 2013 г. объем дефицита указанных бюджетов составит 0,22% ВВП и снизится более чем в 3,1 раза по сравнению с показателем в 2010 г. Основными источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются привлечение бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций, выпуск государственных (муниципальных) облигаций, а также средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Рассмотрим совокупный объем финансовой помощи из федерального бюджета в 2008-2013 гг.
Рис. 2. Динамика общего объёма межбюджетный трансфертов субъектам Российской Федерации, млрд. руб.
Из приведенного графика видно, что за анализируемый период прослеживается тенденция к снижению объема финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета. Таким образом, на основе проведенного анализа можно заключить, что начиная с 2008 г. правительство РФ выстраивает межбюджетные отношения таким образом, что его финансовая помощь стала действенным экономическим рычагом влияния на политику и деятельность администраций регионов.
В настоящее время осуществлено законодательное разграничение налоговых полномочий и доходных источников за бюджетами разных уровней. Однако при этом остаются нереализованными такие важнейшие принципы межбюджетных отношений, как принцип бюджетной сбалансированности и принцип бюджетной самостоятельности - основные доходы концентрируются на федеральном уровне; федеральный и региональные бюджеты являются дефицитными. Из представленного анализа также видно, что Правительством Российской Федерации поставлена цель повышения заинтересованности субъектов Российской Федерации в обеспечении финансовой самостоятельности, эффективном использовании собственности и повышении эффективности управления государственными и муниципальными финансами. Однако расходы федерального бюджета, предусмотренные на межбюджетные трансферты, периодически увеличиваются, что свидетельствует об ограниченности возможности в ближайшее время создания условий для укрепления финансовой самостоятельности большинства бюджетов субъектов Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|