Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ в 2008-2010 гг. Прогноз на 2011-2013 гг.




 

Основным документом, определяющим развитие межбюджетных отношений в РФ, является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года».

Формирование бюджетной политики в области межбюджетных отношений в период 2008-2010 гг. осуществлялось в условиях постепенного выхода экономики страны из кризисного периода и перехода к осуществлению экономического развития в направлении модернизации экономики при необходимости обеспечения в полном объеме исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2011-2013 гг. будет продолжена реализация Концепции в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами [23].

В целях анализа основных тенденций в области отношений между бюджетами различных уровней рассмотрим объем и структуру доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их динамику в период 2008-2010 гг. и в прогнозируемый период 2011-2013 гг.

Данные о доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их удельном весе в ВВП в 2008-2013 гг. приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008-2013 гг. и их удельный вес в ВВП

  2008 2009 2010 2011 2012 2013
  отчет отчет отчет прогноз прогноз прогноз
Доходы (млрд. руб.) 6198,8 5926,6 6144,8 6497,8 6828,4 7337,6

Изменение к предыдущему году:

сумма (млрд. руб.) 1370,3 -272,2 218,2 353,0 330,6 509,2
в % 28,4 -4,4 3,7 5,7 5,0 7,5
в % ВВП 15 15,2 13,6 12,9 12,2 11,9

 

Из таблицы 1 видно, что объем доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов в 2008 г. составил 15% ВВП, в 2009 г. объем указанных доходов увеличился до 15,2% ВВП, или на 0,2 процентного пункта по сравнению с предыдущим годом, а в 2010 г. снизился до 13,6, или на 1,6 процентного пункта по сравнению с 2009 г.

Анализ динамики доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что в 2011 - 2013 гг. прогнозируется рост доходов, однако их удельный в ВВП в прогнозном периоде будет снижаться.

 

Таблица 2. Структура поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2008-2013 гг., %

  2008 2009 2010 2011 2012 2013
  отчет отчет оценка прогноз прогноз прогноз
Доходы - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе: 1370,3 -272,2 218,2 353,0 330,6 509,2
налоговые и неналоговые 81,7 74,9 78,3 80,6 85,0 86,9
межбюджетные трансферты 18,3 25,1 21,7 19,4 15,0 13,1

Из приведенных данных видно, что доля налоговые и неналоговые доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в 2008-2011 гг. составила 81,7%, 74,9% и 78,3% соответственно.

Планируется, что в 2012-2013 гг. доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации увеличивается при одновременном снижении доли межбюджетных трансфертов.

Снижение доли межбюджетных трансфертов в 2011 г. по сравнению с предыдущими двумя годами напрямую связано с сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.

Необходимо отметить, что основным источником доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации остаются налоговые доходы.

Данные о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их удельном весе в ВВП в 2008-2013 гг. приведены в следующей таблице.

 

Таблица 3. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008-2013 гг. и их удельный вес в ВВП

  2008 2009 2010 2011 2012 2013
  отчет отчет отчет прогноз прогноз прогноз
Расходы (млрд. руб.) 6253,1 6255,7 6562,4 6794,5 7106,2 7473,6

Изменение к предыдущему году:

сумма (млрд. руб.) 1424,6 2,6 306,7 232,1 311,7 367,4
в % 29,5 0 4,9 3,5 4,6 5,2
в % ВВП 15,1 16 14,5 13,5 12,7 12,1

 

Анализ данных о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что расходы с 2008 по 2010 г. выросли с 6253,1 до 6562,4 млрд. руб. В прогнозируемом периоде предусматривается их постоянный рост при снижении удельного веса расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП.

Прирост расходов в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации в 2008-2010 гг. превышает прирост доходов, что свидетельствует о недостатке средств в региональных и местных бюджетах для исполнения своих расходных полномочий.

Проанализируем структуру доходов (см. Приложение 1) и расходов (см. Приложение 2) консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008-2013 гг.

Из приведенной диаграммы видно, что с 2008 по 2010 г. сложилась тенденция роста доли доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации. В прогнозируемом периоде отмечается стабилизация указанного показателя, который при снижении его значения в 2011 г. в последующие два года вновь увеличивается.

Анализ доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации за 2008-2013 гг. показывает, что ее снижение прослеживается с 2008 г. до 2010 г. (на 7,2% в 2009 г. по сравнению с 2008 г., на 0,7% в 2010 г. в сравнении с 2009 г.). В 2011-2013 гг. указанная доля расходов увеличивается и сохраняется на уровне 34% - 35%.

В прогнозируемом периоде предусматривается постоянный рост доли расходов при снижении удельного веса расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП.

Данные о дефиците консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008-2013 гг. приведены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008-2013 гг., млрд. руб.

 

Из данных, представленных на рисунке 1, видно, что в 2008-2010 гг. дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 54,3, 329,1, 417,6 млрд. руб. соответственно.

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируется также с дефицитом в 2011 г. 0,6 % ВВП, и в 2012 г. - 0,5% ВВП, соответственно. В 2013 г. объем дефицита указанных бюджетов составит 0,22% ВВП и снизится более чем в 3,1 раза по сравнению с показателем в 2010 г.

Основными источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются привлечение бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций, выпуск государственных (муниципальных) облигаций, а также средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Рассмотрим совокупный объем финансовой помощи из федерального бюджета в 2008-2013 гг.

 

Рис. 2. Динамика общего объёма межбюджетный трансфертов субъектам Российской Федерации, млрд. руб.

 

Из приведенного графика видно, что за анализируемый период прослеживается тенденция к снижению объема финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно заключить, что начиная с 2008 г. правительство РФ выстраивает межбюджетные отношения таким образом, что его финансовая помощь стала действенным экономическим рычагом влияния на политику и деятельность администраций регионов.

В настоящее время осуществлено законодательное разграничение налоговых полномочий и доходных источников за бюджетами разных уровней. Однако при этом остаются нереализованными такие важнейшие принципы межбюджетных отношений, как принцип бюджетной сбалансированности и принцип бюджетной самостоятельности - основные доходы концентрируются на федеральном уровне; федеральный и региональные бюджеты являются дефицитными.

Из представленного анализа также видно, что Правительством Российской Федерации поставлена цель повышения заинтересованности субъектов Российской Федерации в обеспечении финансовой самостоятельности, эффективном использовании собственности и повышении эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

Однако расходы федерального бюджета, предусмотренные на межбюджетные трансферты, периодически увеличиваются, что свидетельствует об ограниченности возможности в ближайшее время создания условий для укрепления финансовой самостоятельности большинства бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...